***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Глава 9. Помощь союзников, самурвйская катана и кладбище сломанных карандашей


Утекали из гружёных золотым запасом вагонов слитки и монеты. Они отправлялись на Восток, чтобы, пересечь океан и занять место на полках хранилищ английских, американских и французских банков. Встречным потоком пёрли эшелоны срочную союзническую помощь.Тысячи английских винтовок окровавливались большевистской кровью, миллионы американских пуль, вылетая из стволов тех винтовок, обрывали мечты о царстве равенства, неисчислимое количество французских штыков втыкалось в пролетарское мясо, останавливая биение сердец, перегоняющих кровь в головы, опьянённые грёзами о Царстве Справедливости. В свою очередь винтовки, штыки, пули, гранаты и снаряды из захваченных большевиками арсеналов царской армии, портили грубое шинельное сукнецо, отделяя херувимоподобную душу крестьянина, от его истосковавшегося по землице мускулистого тела, рвали в клочья английские мундиры; гнуло осколками снарядов и гранат Георгиевские кресты , вышибало мозги, освобождая из тюрьмы плоти её узника-нечто, представляющее собой утончённый коктейль из иконостасных отблесков православной Веры, перебродивших остатков обожествления Царя,кокаиновых галлюцинаций, напитанных тургеневскими грёзами пейзажей , иконных женских ликов и белоколонных усадеб на заросших ряскою прудах Отечества, утончённого сатанизма декадентских салонов и разгульной удали кабаков с кан-канами и цыганскими хорами.

Настоящий же ажиотаж и нескрываемое детское ликование познали мы, когда на станции стали прибывать платформы с накрытыми брезентом самолётами. Это происходило ещё в самом начале наших баталий, по ту сторону Урала.В нашей разведке правда имелась пара-тройка умыкнутых у красных аэроплана-этажерки. Это были крепко потрёпанные, постоянно барахлящие "Сопвичи", бипланового типа*.Установленный на носу пулемёт вполне позволял использовать эту "небесную тачанку" для того, чтобы давать прикурить окопавшимся в траншеях красным, хорошо себя показало и бомбометание. Но три подержанных крылатых мстителя-это было очень мало. А вот когда пред ясными очами наших санитарок и американок из Красного креста явились, сражая женщин наповал похлеще рыцарских ухаживаний наших не успевших ещё обременить себя узами Гименея корнетов и подпоручиков, французы в щёгольском обмундировании из кожи на 17 "Сопвичах", у нас и у самих как бы выросли крылья за спиной. Конечно, и до них видели и дамы, и мы "рыцарей неба". Учреждённая чехами в Омске лётная школа тренировала своих лётчиков на оказавшихся непригодными для участия в боевых действиях тихоходных американских бипланах , прозванных среди авиаторов "Вилсон-Стюртеван".Понятно,почему фольклор прилепил к марке мотора "Стютеван" имя президента США- эти тарахтелки были красноречивым воплощением союзнической помощи:она ползла медленно, всегда запаздывала и была не бескорыстной. Американские самолёты годились только для доставки почты в тыл, потому как подобную небесную клячу мог подбить из винтовки любой солдатик.
Но когда даже такая машина взмывала в небеса, все мы тоже как бы воспаряли своими мечтами о победе. И если персонал прибывших из США 18 эшелонов с медицинским Красного Креста кроме ампутаций, перевязок и подготовки изувеченных войной к эвакуации был занят делами вполне земными и телесными, то появление в небе авиации способствовало воскрешению упавших духом.
- Я заключил контракты ещё на 84 самолёта! - ободрялся адмирал, вышагивая по штабному вагону, мечась в его тесном пространстве, как лев в клетке.- Французы обещали нам танки и мотоциклы. Американцы - автомобили...Мы раздавим большевиков моторизованной лавиной...Они побегут как бежали под Дебальцево от Деникина. В Попасной вон танкисты расстреляли бронепоезд...Правда, и сами сгорели. Но это была дуэль за Россию! Стрелялись с десяти шагов...А под Архангельском! Там танкисты устроили красным такую баню...Вот , почитайте!
Он стоял опутанный телеграфной лентой, как фидиев Лаокоон Змеем, и мы должны были освобождать его от колец этого удава.


- Ваше превосходительство!- насупив брови надиктовывал Колчак очередную телеграмму заведовавшему интендантской частью объединённых сил генералу Ноксу.- Нам не нужны противогазы и сёдла, дайте нам самолёты и танки...
- Мон шер ами!- говорил Верховный явившемуся в штабной вагон генералу Жанену,протягивая ему руку для дружеского рукопожатия.-Спасибо вам за аэропланы и лётчиков. Но когда же будут танки!Много танков! Чтобы мы могли пойти на красную нечисть стеной...
- Всему своё время!-уклончиво отвечал француз.
При этом, ни слова не телеграфируя в ответ, англичанин попросту отмалчивался. Инициативу перехватывали американцы. Консул Гаррис кроме координации поставок вооружения был занят хлопотами по организации консульств в Чите, Хабаровске, Владивостоке. Он спешил опередить японцев...


А колчак всё ещё жил с своём иллюзорном мире. Изощрённый минёр-флотоводец, адмирал верил в силу техники, технического прогресса и инженерную мысль. Ему не нужны были присылаемые союзниками в неимоверных количества сёдла, уздечки , а тем более противогазы.Как и в самом конце - суррогатное обмундирование японцев на бумажной основе, которое разлазилось на пятый день. Ему нужны были самолёты, танки, бронемашины... С бронемашинами при помощи американцев, присылавших "Фиаты" и их комплектующие удалось -таки наладить дело ещё в Омске.
Колчак не желал подобно красным комбригам разъезжать перед парадным строем на коне. Он, уже успевший повидать и Америку , и Англию, восседал в комфортабельном автомобиле с открытым верхом. После взрыва в караульной во дворе переоборудованного под Ставку дома Купца Батенькова , представленного контрразведкой как покушение, он даже не вспоминал даже про подаренного ему генералом Ноксом канадского скакуна, на котором он поначалу любил гарцевать над берегом Иртыша, выезжая на конные прогулки с Анной Темерёвой.Хоть конь и уцелел-интереса он у Верховного уже не вызывал. Колёсная, гусеничная и крылатая техника! Вот чем было занято воображение адмирала. Только благодаря этому у бойцов появилась возможность наступать, не сидя в седле и подставляясь пулям, едва прикрытым головой и и гривастой шеей коня, а в авто-броненосце "Фиат -Омский", выпуск которых удалось наладить радениями самого адмирала, то и дело бывавшего в районе омских "Пороховых складов" и всячески поощрявшего вначале штучное, а затем и серийное производство.


Да. Адмирал грезил- взмоют ввысь аэропланы, двинутся несокрушимой лавиной на позиции красных наши броневики и танки-и мы сомнём гадину. И соединившись с лавинами, накатывающими с Юга и Севера, войдём в Первопрестольную!
И я грезил вместе с ним.Так душевно больные подхлёстывают воспалённое воображение друг друга. Психоз разрастается, один сумасшедший "индуцирует", как говорят психиатры, другого.Паранойя!
Это было, кажется, уже где-то за Челябинском. Мы отступали - и голая степь Западносибирской низменности, с одной стороны обрамлённая Васюганскими болотами, с другой -Алтайскими горами,расстилалась перед нами, словно штабная карта, на которой только предстояло нарисовать стрелы ударов и котрударов, расставить флажки линии фронта. Это была по сути дела местность идеальная для театра военных действий. Подобная штилевому морю равнина с редкими бугорками курганов времён завоевания Сибири Ермаком да смотрящими в дали вечности каменными бабами. До самой Хакассии с её горами, дремучей тайгой и уставленными каменными великанами менгиров долинами -это был какой-то сплошной аэродром для аэропланов, бескрайнее дно отступившего океана , прерываемое кое - где блюдцами солончаковых озёр -этими лужицами схлынувшего Всемирного Потопа, в водах которого когда-то плескались рыбо-ящеры, по дну ползали броненосные трилобиты и закрученные в спираль моллюски. Эта местность словно бы была предназначена для того, чтобы гонять по ней присланные американцами авто, оставляя позади архаичную конницу красных. Да и танкам- этим пушкам на гусеничном ходу было где разгуляться. Конечно, этим закованным в броню, прошитым заклёпками броненосцам было не под силу преодолеть - то и дело преграждающие путь к отступлению Иртыш, Обь, Томь. Но такие водные преграды, как Карасук или Чулым, они способны были форсировать без труда. Наползать на окопы , давя в них тела врагов, сминать противотанковые ежи из брёвен,рвать гусеницами колючую проволоку - всё это, как нам казалось, обеспечит несомненный успех в предстоящих войсковых операциях.Ведь, когда Деникин пустил танки - красные бросались наутёк и впредь бросали боевые позиции, издалека завидев этих бронированных мамонтов. И у нас появлялись значительные шансы таким же образом ударить по большевикам , как это сделал-было дело- под Пермью молодой генерал Пепеляев. При такой поддержке матчасти и такой удобной для сражений местности можно было воспрянуть духом. В то время , правда я начал уже, изрядно злоупотреблять кокаином и поэтому многое из того, что теперь, когда я пишу свои мемуары,всплывает в памяти в виде миража. Подобного той самой Земли Санникова, которой мы так и не достигли...
Было это или не было, но я обязан воспроизвести всё, что теперь услужливо возвращает мне память.Даже галлюцинации.


- Это тебе не Аустерлиц, и не Ватерлоо с буграми да оврагами!- говорил склонясь над штабной картой так что аксельбанты сметали установленные мною флажки линии обороны, любивший прибегать к историческом параллелям выпускник академии генштаба?? генерал Сахаров.- Тут впору разгуляться Александру Македонскому! И мы вломим большевистскому Дарию...
- Не льстите мне так грубо , -морщась, возражал Колчак, после поражения под Омском всё чаще грубо обрывавший Сахарова.С имевшим дурную привычку постоянно щёлкть каблуками Дитерихсом и отстранённым от руководства генералом из фельдшеров вальяжно -принебрежительным Гайдой, адмирал и вовсе разговаривал, как с проштрафившейся матроснёй.- Эк куда хватили, господин генерал! Александр! Да ещё и Македонский...Пока красная орда накатывает нас и готова раздавить, как утлую посудину пришедшие в движение дрейфующие льды.Мы попросту бежим...Контрразведка не справляется с всплеском дезертирства...

Впрочем, Александр Васильевич заметно повеселел, когда к перрону подкатила первая платформа с танками.Снятие брезента с первых машин вызвало у нас взрыв патриотического энтузиазма, какой, пожалуй испытали очевидцы открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Правда, пьедесталом служила обыкновенная железнодорожная платформа, а фоном вокзал уездного городка с торчащими из-за его кровли куполами собора, не храм Василия Блаженного, вместо Спасской башни с двуглавым орлом на навершии -торчала водонапорная башня для заправки паровозов водой. Когда вдоль съехавших по досчатым трапам машин выстроились экипажи "мусье" в кожаном обмундировании ,шлемах, поблескивая поднятыми на лоб очками - они выглядели не дать ни взять жюльверновскими капитанами Нэмо, готовыми пуститься в плавание в волнах как будно никуда не отхлынувшего древнего моря, чтобы разить пушками своих "Наутилусов" опутавшего Россию красного спрута.

Давно я не видел адмирала улыбающимся этой его доверчивой детской улыбкой. А тут он отдавая честь, прикладывал к козырьку фуражки ладонь, подходил к каждому командиру экипажа -и тряс его руку.
-Ну! Спасители наши!


Это походило на парад эсминцев где -нибудь у севастопольского причала. И пришвартованные к перрону танки смотрели грозными, ощетинившимися пушками и пулемётами боевыми кораблями, готовыми нанести врагу сокрушительный удар.


Вот как раз насчёт того-было или не было это прибытие танков на одну из станций-и нет полной уверенности. Но воображение выдаёт такие яркие картины, что даже не верится: неужели ничего этого не было? А если было, то почему уже перед самым арестом Колчак горько сожалел по поводу каких-то застрявших в порту Владивостока танках, каких-то там спешно собираемых чехами , так и не прибывших на театр военных действий самолётах, разбившемся лётчике испытателе ,брошенном в Омске лётном училище и оставленных под Новониколаевском бипланах, приобретаемых за такие большие деньги у американцев, чехов, умудрявшихся продать рухлядь по цене дороже нового, покинувших до срока, а затем предавших нас французах...
Что до прибывших на подмогу потомков славных предков, штурмовавших Бастилию и наладивших конвейерное гильотнирование роялистов, то они не особо -то рвались в бой. Вначале они, как мне казалось, были больше заняты амурными делами с медсёстрами Красного Креста и нашими сёстрами милосердия- и те и другие были в восторге от катания на "этажерках" и кожаной формы "месье". Французские авиаторы всячески не желали брать на борт бомбы и гранаты. А если и брали, то наверняка, сбрасывали их не на вражеские позиции, а где-нибудь в стороне от них-иначе откуда бы в перелесках по пути их следования на позиции зияли воронки от бомб, лежали поваленные берёзы и осины, словно здесь упало что-то вроде Тунгусского метеорита...Французы в основном ограничивались тем, что доставляли нам не самого достоверного свойства разведданные. Почему я всегда сомневался в тех данных? Да потому что, не желая рисковать, вряд ли они долетали до линии фронта. Слишком уж казалось подозрительным , как докладывал Лютов, было то, что бипланы возвращались с заданий без единой пулевой пробоины...
В конце концов в один далеко не прекрасный день они сели на поезд - и сказали нам "адьё".
А адмирал всё ещё ждал прибытия спасительных танков и аэропланов и впадал в бешенство , когда к перрону прибывали платформы со списанными французскими пулемётами на треногах, и чудовищными катушками телефонного провода...
-Нам не нужно столько телефонного провода!-повеситься на нём что ли?-впадал он в ярость, ломая карандаши. - Нам незачем заедающие пулемёты из-за которых австрияки положили тысячи французов, нам нужна современная техника, запчасти к аэропланам, горюче-смазочные материалы!
Отшвыривая обломки карандашей, он брал в руки катану, усаживался в кресло и , вынув из ножен самурайское лезвие, смотрелся в это кривое зеркало. Что видел он там? Конечно же, ангельский лик Анны Тимерёвой. Она походила сзади, обнимала его за шею и ,ничего не говоря, прижималась тёплой щекой к его оттопыренному уху.
___


* В армии Колчака имелись три "Сопвича", попавшие к ним благодаря перелёту к противнику осенью 1918 года красных лётчиков Муратова, Снегирёва и Котельникова. "перелётчиков" отправили служить в тыл, a самолёты зачислили в 10-й авиаотряд колчаковской армии.


**Еще до переворота 18 ноября 1918 г. в Омск, где располагалось Российское
правительство А.В. Колчака, прибыло довольно много иностранцев. С течением
времени их число продолжало расти. Среди них были гражданские и военные служащие
всех рангов из стран Антанты, представители различных организаций, торговых и
промышленных фирм, контор, агентств, газет. Из Англии прибыли высокий
комиссар Д. Эллиот и генерал А. Нокс, из Франции – комиссар Э. Реньо (позже де Мартель) и
генерал П. Жанен. От США был генеральный консул Э. Гаррис, имевший в своем подчинении
консулов во всех крупных городах Сибири, Урала, Дальнего Востока, от Японии – генеральный
консул Мацусима и глава военной миссии полковник Фукуда.
В январе 1919 г. было достигнуто соглашение между А.В. Колчаком, П. Жаненом и
А. Ноксом, по которому А.В. Колчак остался главнокомандующим белогвардейскими
армиями, П. Жанен – всеми иностранными войсками, а А. Ноксу поручили ведать тылом
и снабжением вооруженных сил, контролировать доставку оружия и обмундирования,
которые поставлялись государствами Антанты. В Париже, Лондоне и Нью-Йорке были
образованы отделения по делам снабжения армии на востоке России 1
.
Первое место по предоставлению помощи армии А.В. Колчака принадлежало
Великобритании, за ней шли Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония и Китай.





Самыми массовыми и наиболее полноценными из бронеавтомобилей этого типа были, пожалуй, так называемые «Омские „Фиаты“». Осенью 1918 года генштаб армии Александра Колчака, недавно прибывшего из США и имевшего налаженные связи с союзниками, получил из Соединённых Штатов полтора десятка шасси и двигателей итальянской фирмы «Фиат», выпущенных её американским отделением. Вероятнее всего, эти шасси представляли собой так называемый «Фиат тип 55» и были однотипны тем, которые двумя годами ранее уже поставлялись фирмой «Фиат» в Россию и на базе которых строились бронеавтомобили «Фиат» Ижорского завода. На основе этих шасси в мастерских города Омска в 1918—1919 годах началось производство броневиков.


В целом броневик "Фиат-Омский оказался весьма годным. Технологически удачное шасси «Фиат тип 55» обеспечило бронеавтомобилю прекрасные динамические характеристики, а вооружение и бронирование в целом соответствовали большинству русских броневиков того времени. Поначалу в силу «кустарности» производства качество сборки страдало, но когда Колчак наладил серийное производство на базе ремонтно-сборочных цехов артиллерийской базы, что находится на т.н. Пороховых Погребах Омска, качество сборки также вышло на должный уровень. Так или иначе, «Фиатов-Омских» можно считать единственными полноценными серийными бронеавтомобилями, самостоятельно созданными Белым движением.




От тех выстрелов осыпались ледяные торосы, крошился на мелкие бриллианты снежный наст. В привокзальном гвалте мешочников ,водовороте беженцев выстрелы звучали совсем глухо, словно звук сломленной ветки. А разутые-раздетые расстрелянные -это могли быть и не повиноввшиеся приказам железнодорожники, и заподозренные в сочуствии большевикам или шпионаже- валялись на морозе скрюченными в самых экзотических позах, словно это были мраморные скульптуры изображающие сцены Страшного Суда.



Пойманных контрразведкой



Я ещё в Омске отдавал приказ расклеять эти листовки...И вот они где объявились голубчики, в Барабинске, под шумок мятежа...



Был ли это взявший псевдоним один из его друзей по кадетскому корпусу, соединивший в сюжете своей эзотерической поэмы разрозненные события события разных лет? Капитан ли переоборудованной для полярей экспедции китобойной шхуны "Зари" ...или кто-то из штабных офицеров, проделавших вместе с вице-адмиралом последние вёрсты его крестного пути?
кокаинист...


Натурой он был увлекающейся, интересовавшийся всем на свете . Его интересовали миграции птиц, рыб и китов. Дно океана его манило не меньше, чем звёздное небо и со своими двумя Георгиями и одним Владимиром на парадном мундире он был как бы частью какого-то никому не ведомого Зодиака...



О чём думал Колчак , сидя у камина в своей омской ставке и созерцая блеск привезённого из Японии самурайского меча?



Приходя в ярость, он ломал карандаши...подобно копьям на рыцарском турнире или вонзающемся в его кольчугу и застревающим в её кольцах стрелам...Но быстро отходил...



Мячина Е. В. Из истории снабжения иностранными государствами колчаковской армии 157
Е. В. Мячина;
Из истории снабжения иностранными государствами действующей
колчаковской армии в 1918–1919 гг.
Общеизвестно, что успешный исход военных действий во многом зависит от снабжения и
грамотного распределения полученных ресурсов. Гражданская война в России не была
исключением. В ходе ожесточенного противостояния наибольшую боеспособность и
организованность в стане белого движения имела армия адмирала А.В. Колчака.
На плечи сформированного им после ноябрьского переворота 1918 г. Российского
правительства легли все трудности по вопросам снабжения и обеспечения действующей
армии боеприпасами, обмундированием, продовольствием.
Однако в историографии этот вопрос до сих пор не получил полноценного освещения.
Описание событий гражданской войны в Сибири началось в первой половине годов
с воспоминаний участников событий 1
, а уже со второй половины 1920-х годов к этому
процессу подключились специалисты-историки, которые на основе широкого круга
источников освещали борьбу советской власти с внутренней и внешней
контрреволюцией 2
. Главным событием середины 1930-х – начала 1940-х годов была
подготовка обобщающего труда по истории гражданской войны в СССР. В относительно
немногочисленных монографиях этого времени внимание уделялось в основном изучению
военных действий против интервентов 3
. С конца 1940-х и до конца 1970-х годов вышло
значительное количество книг по истории разгрома армии А.В. Колчака 4
. В начале
1980-х годов исследователям стала доступна «спецхрановская» литература.
Примечательна в этой связи книга Г.З. Иоффе «Колчаковская авантюра и ее крах», где
впервые на основании архивных документов и периодической печати была дана оценка
крупнейшему белогвардейскому формированию России 5
. Наравне с достижениями
советской историографии по описанию военных действий периода гражданской войны в ней
бездоказательно транслировалась ангажированная точка зрения, что союзные


;
Мячина Елена Владимировна, аспирант Алтайской государственной
педагогической академии.
Эл. почта: elyamyachina@yandex.ru
1
См. напр.: Раков Д. В застенках Колчака. Голос из Сибири. Париж, 1920; Союзная
интервенция в Сибирь 1918–1919. Записки начальника английского экспедиционного
отряда полковника Джона Уорда. М.-Пг., 1923; Колчаковщина. Екатеринбург, 1924;
Витольдова-Лютик С. На Восток: Воспоминания времен Колчаковской эпопеи
в Сибири в 1919–1920 гг. Рига, 1930; и др.
2
См. напр.: Субботовский И. Союзники, русские реакционеры и интервенция.
Краткий обзор. (Исключительно по официальным архивным документам Колчаковского
правительства). Л., 1926; Якушкин Е. Колчаковщина и интервенция в Сибири. М.-Л., 1928; и др.
3
См. напр.: Хартлинг К.Н. На страже Родины. События во Владивостоке
конца 1919 – начала 1920 гг. Шанхай, 1935; Разгром Колчаковщины на Урале.
Сборник. Свердловск, 1939; Освобождение Сибири от Колчака. Новосибирск, 1939; и др.
4
См. напр.: Гудошников М.А. Очерки по истории Гражданской войны в Сибири. Иркутск, 1959;
Комаров И.В. США – организатор Колчаковского реакционного режима в Сибири
(1918–1919): автореф. дис. ... к.и.н. М., 1951; Гражданская война в Оренбуржье
(1917–1919). Оренбург, 1958; Дворянов Н., Дворянов В. В тылу Колчака. М., 1966; и др.
5 Иоффе Г.З. Колчаковская авантюра и ее крах. М., 1983.
158 Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы. 2010
правительства целенаправленно и регулярно снабжали колчаковскую армию
обмундированием, боеприпасами и вооружением.
После событий начала 90-х годов XX в. в России стала появляться литература
зарубежных исследователей 1
, а приоритетным направлением работы отечественных ученых
стала история создания белогвардейских правительств и действия их армий 2
. Однако одним
из малоизученных сюжетов до сих пор остается тыловое обеспечение армии
Российского правительства адмирала А.В. Колчака.
Наиболее ценными для изучения этого вопроса являются документальные
источники и материалы периодической печати. Документы, находящиеся в российских
архивах, позволяют определить размер и характер оказываемой помощи А.В. Колчаку
странами-союзницами – Англией, США, Францией и рядом других. Интерес
представляют материалы, освещающие помощь, которую оказывали армии А.В. Колчака
общественные организации этих стран, которые тесно взаимодействовали
с государственными структурами, в ряде случаев подменяя работу последних.
Публикации в периодической печати ярко характеризуют отношение местного
населения к иностранным подразделениям, находящимся на территории Сибири и
Дальнего Востока, показывают тот объем информации о заграничных поставках,
который доходил до гражданского населения. Чаще всего публикации о союзнической
помощи появлялись в самые критические для колчаковской армии моменты с целью
поднятия боевого духа на фронте и успокоения населения в тылу.
В системе организации снабжения армии А.В. Колчака можно выделить три
составляющих: государственная политика в отношении обеспечения армии,
добровольные пожертвования населения, возмездная и безвозмездная помощь
союзников и иностранных общественных организаций. Несомненно, основные функции
по строительству тыловой базы и обеспечению фронта выполняло Российское
правительство, но не менее важна была помощь стран Антанты.



Еще до переворота 18 ноября 1918 г. в Омск, где располагалось Российское
правительство А.В. Колчака, прибыло довольно много иностранцев. С течением
времени их число продолжало расти. Среди них были гражданские и военные служащие
всех рангов из стран Антанты, представители различных организаций, торговых и
промышленных фирм, контор, агентств, газет. Из Англии прибыли высокий
комиссар Д. Эллиот и генерал А. Нокс, из Франции – комиссар Э. Реньо (позже де Мартель) и
генерал П. Жанен. От США был генеральный консул Э. Гаррис, имевший в своем подчинении
консулов во всех крупных городах Сибири, Урала, Дальнего Востока, от Японии – генеральный
консул Мацусима и глава военной миссии полковник Фукуда.
В январе 1919 г. было достигнуто соглашение между А.В. Колчаком, П. Жаненом и
А. Ноксом, по которому А.В. Колчак остался главнокомандующим белогвардейскими
армиями, П. Жанен – всеми иностранными войсками, а А. Ноксу поручили ведать тылом
и снабжением вооруженных сил, контролировать доставку оружия и обмундирования,
которые поставлялись государствами Антанты. В Париже, Лондоне и Нью-Йорке были
образованы отделения по делам снабжения армии на востоке России 1
.
Первое место по предоставлению помощи армии А.В. Колчака принадлежало
Великобритании, за ней шли Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония и Китай.


1
См. напр.: Гражданская война в России: перекресток мнений, М., 1994; Jonathan D. Smele
Civil war in Siberia: The anti-Bolshevik government of Admiral Kolchak, 1918–1920. Cambridge, 1996.
2
См. напр.: Филимонов Б.Б. Белая армия адмирала Колчака. М., 1997;
Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. М., 1999; Флот в Белой борьбе. М., 2002;
Гражданская война в России: Катастрофа Белого движения в Сибири. М., СПб., 2005.
Мячина Е. В. Из истории снабжения иностранными государствами колчаковской армии 159
Хотя, чем хуже обстояли дела у Верховного Правителя, тем больше помощи он
получал от США и меньше от Англии.
Английскую военную миссию возглавлял генерал А. Нокс, который еще
до переворота 18 ноября 1918 г. работал в России в качестве военного атташе. А. Нокс
старался всячески содействовать сотрудничеству двух стран. Благодаря Англии,
в первые месяцы зимы 1918–1919 гг. было получено обмундирование для 200 тыс. чел.
и более 100 млн. русских ружейных патронов. Немного позже пришли английские
пушки, которые, однако, не нашли применения на фронте. Через англичан были
доставлены несколько тысяч старых французских пулеметов, огромное количество
седел, биноклей, станков и проволоки для телефонных аппаратов.
В апреле 1919 г. Британской военной миссией были доставлены 49250 комплектов
солдатского обмундирования и 49250 комплектов снаряжения, 61136 единиц нижнего
белья и 35144 единиц ваттированной китайской одежды, 79250 пар ботинок,
97161 одеяло, 3700 седел, а также трехдюймовые орудия, снаряды, ружейные патроны.
Помимо этого, в скорое время ожидалась доставка мотоциклов, пулеметов и
многого другого 1
.
Не менее важной составной частью помощи Англии правительству А.В. Колчака
в снабжении армии было предоставление некоторых видов продовольствия.
Кроме того, англичане организовывали подготовку офицеров и обучение солдат.
С апреля по сентябрь 1919 г. были учреждены военные училища и курсы в Иркутске,
Екатеринбурге, Томске, Владивостоке и на о. Русском.
Помощь, предоставляемая Англией, была далеко не безвозмездной. В конце 1918 –
начале 1919 г. за поставки обмундирования и вооружения омское правительство
заплатило валютой и сырьем. Во время отступления армии, ухудшения
положения на всех фронтах и обострения социальных конфликтов в тылу, А.В. Колчак
был вынужден расплачиваться с союзниками исключительно золотом.
Отношение Англии к Российскому правительству А.В. Колчака постепенно менялось.
В июле 1919 г. оно было еще вполне благосклонным, о чем свидетельствует факт
замены командования в сформированной и обученной англичанами бригаде на русское.
В августе ситуация изменилась. С этого времени Англия значительно уменьшила
объемы помощи, задерживала поставки, а на некоторые просьбы вообще перестала
реагировать. Так, например, Англия никак не откликнулась на заказ по изготовлению и
поставке гидроавиационного оборудования2
.
В это время в деле поддержки армии А.В. Колчака активизировались Соединенные
Штаты Америки, специализировавшиеся на организации работы железной дороги,
медицинской помощи и снабжении действующей армии. Еще в декабре 1918 г. состоялись
переговоры представителей Российского правительства с американскими финансистами
о реорганизации Сибирской железной дороги. По итогам этих переговоров американцы
брали на себя обязательства по немедленной доставке всего подвижного состава
и технических средств, необходимых для оборудования Сибирских железных
дорог. В конце 1918 г. в США уже были погружены большое количество товарных и
пассажирских вагонов, паровозов новейшего типа и различного железнодорожного
оборудования. Кроме того, американцы командировали своих инженеров, специалистов
и техников для содействия в установке подвижных составов на рельсы. Было принято
решение о выпуске специальных железнодорожных облигаций и открытии


1
Сибирская жизнь (Томск). 1919. № 42 (март).
160 Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы. 2010
подписки, в которой могли участвовать и русские капиталисты, причем эта финансовая
операция не носила характер концессии 1
.
Организация работы транспорта являлась важным моментом в деле снабжения
армии. От ситуации на единственной железнодорожной артерии Сибири напрямую
зависело положение на фронте. По Транссибу на фронт отправлялись боеприпасы,
вооружение, продовольствие, обмундирование. Любая серьезная задержка в работе
транспорта могла привести к катастрофе.
В августе 1919 г. президент США В. Вильсон послал генералу Гревсу инструкцию по поводу
поднятого в Сенате вопроса о присутствии американских войск в Сибири, где
предписывалось не вмешиваться в русские дела. Однако Вильсон в то же время
заявил: «Сибирская дорога является не только главной артерией транспорта в Сибири,
но теперь это единственный возможный путь в европейскую Россию. Положение
населения в Сибири крайне плачевно, нет обуви, теплой одежды,
земледельческих машин и товаров. Доставка их русским правительством
находится в зависимости от состояния железной дороги. Русским властям и
Соединенным Штатам удалось доставить большое количество предметов первой
необходимости в Сибирь. Однако помощь США далее не может осуществляться, если
попытка урегулировать железнодорожное движение будет брошена. Для продолжения
работы Америки по проведению в порядок Сибирской магистрали необходимо
присутствие в Сибири американских войск» 2
. Таким образом, получив под контроль участок
железной дороги от Владивостока до Байкала, американцы довольно твердо укрепились
в Западной Сибири. Это обстоятельство позволяло американскому правительству шантажировать
Российское правительство с целью получения для себя дополнительных выгод.
С января 1919 г. в Сибири стал активно действовать Американский Красный Крест (АКК).
Являясь общественной организацией, он тесно сотрудничал с государственными
структурами США в деле оказания помощи колчаковской армии. АКК старался, чтобы солдаты
получали необходимую медицинскую помощь 3
. В период с января по сентябрь 1919 г. АКК
открыл в Сибири 14 больниц, доставил медицинское оборудование и предметы первой
необходимости, отправил 18 санитарных поездов 4
. Главный начальник АКК Тойслер,
посетив фронт и прифронтовой район, пришел к убеждению, что там совершенно отсутствуют
медикаменты, мануфактура, белье и прочее. В результате этого АКК дополнительно
отправил на фронт четыре вагона с этими вещами 5
. В марте 1919 г. в Сибирь была
отправлена первая партия сестер милосердия и врачей, а в течение лета
планировалось навербовать еще до ста сестер милосердия и врачей для посылки
в Сибирь на годичный срок 6
.
Помимо этого, из Америки в марте 1919 г. было отправлено большое количество
военных грузов и снаряжения 7
, а в апреле Всероссийский Союз городовых приобрел
в Японии и Америке фронтовые бани-прачечные. В августе, когда положение


1
РГВА. Ф. 39499. Оп. 1. Д. 114. Л. 13.
2
Сибирская речь (Омск). 1919. № 183 (август).
3
За Родину (Семипалатинск). 1918. № 110 (декабрь).
4
Речь Алтая (Барнаул). 1919. № 60 (август).
5
Сибирская речь (Омск). 1919. № 15 (январь).
6 Нестеренко П.Я. Сибирская периодическая печать о взаимоотношениях
правительства адмирала А. В. Колчака с союзниками: источниковедческий аспект.
Автореф. дис. … к.и.н. Томск, 2000. С. 9.
7
Сибирская жизнь (Томск). 1919. № 74 (апрель).
Мячина Е. В. Из истории снабжения иностранными государствами колчаковской армии 161
Сибирской армии стало ухудшаться, из США А.В. Колчаку было спешно направлено
40 тыс. ружей, несколько миллионов патронов, большое количество обмундирования1
.
Всего с марта по ноябрь 1919 г., несмотря на все трудности, А. В. Колчаку было
направлено из США до 30 пароходов с обмундированием, вооружением и другими
материалами. Кроме этого, Соединенные Штаты охотно представляли займы Англии и
Франции с тем, чтобы они помогали А.В. Колчаку.
Чуть менее активно действовала Франция. Изначально, с приходом А.В. Колчака к власти,
Франция обещала участвовать на равных с англичанами в снабжении Сибирской армии.
Но на деле все обстояло иначе. Французы обещали поставлять пушки, пулеметы,
аэропланы и танки. Реально в распоряжении А.В. Колчака были поставлены только
французские пушки и самолеты. Танки не были доставлены на протяжении всей борьбы
белых и красных 2
. Тем не менее, с декабря 1918 г. Франция расходовала на поддержку
белогвардейцев в Сибири 50 млн. франков ежемесячно 3
. Французская военная миссия
заботилась о своих представителях в армиях и отправляла им папиросы, спички, чай,
в том числе для распространения среди русских войск на фронте 4
. Распоряжаться
прибывавшими во Владивосток грузами или денежными средствами поручалось
генералу П. Жанену, либо помощнику командующего союзными силами в Сибири
генералу А. Ноксу, при этом чаще всего прописывалось на какие нужды и цели отправлялось
военное оборудование или передавались деньги.
Немалую роль сыграла Франция в развитии и распространении
в белогвардейских войсках авиации, которая могла дать значительное
преимущество на фронте. В августе 1919 г. из Франции прибыло большое количество
самолетов. Они нуждались в тщательной проверке и испытаниях 5
, для чего в целом
ряде пунктов Сибири были организованы ремонтных ангаров. Вместе с машинами
в августе прибыли и несколько французских пилотов. Все это, несомненно, усиливало
белогвардейскую армию. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что помощь Франции
А.В. Колчаку уступала по объему и общей стоимости поставок от Англии и США.
Помощь Японии сводилась к поставке военного снаряжения, медикаментов,
перевязочных материалов в Сибирь и на Дальний Восток через Японский Красный
Крест, действия которого, по сути, замещали собой деятельность государственных
структур в поддержке армии Верховного Правителя. Начальник японской военной миссии
отмечал, что Япония не может дать ни одного солдата, так как, с одной стороны, со дня
на день ждет разрыва дипломатических отношений с Америкой, а с другой опасается угрозы
со стороны Китая 6
. В октябре 1919 г. Российским правительством было подписано
соглашение с японскими банками об открытии кредита на приобретаемые
в Японии 50 тыс. винтовок и 20 млн. патронов (ежемесячно) 7
. За оказываемую
помощь Японии были предоставлены права на постройку железной дороги на Дальнем
Востоке, велись переговоры об участии японского капитала в разработке сахалинских и
черемховских месторождений каменного угля.
В целом, несмотря на значительные объемы поставок различного вида товаров
для армии А.В. Колчака, не стоит преувеличивать их значение. Многие боеприпасы,


1
Голос Сибирской Армии . 1919. № 10 (апрель).
2
Там же № 4 (апрель).
3
Там же. № 12 (апрель).
4 Дневник П. В. Вологодского // За спиной Колчака: Док. и мат. М., 2005. С. 424.
5 Дворянов Н., Дворянов В. В тылу Колчака. С. 56.
6
Голос Сибирской Армии . 1919. № 11 (апрель).
7
Речь Алтая (Барнаул). 1919. № 59 (август).
162 Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы. 2010
орудия, запчасти часто не подходили к использовавшимся видам вооружения,
приходили с огромным опозданием, либо были некачественно изготовлены. Например,
французские самолеты «Conbur» были устаревшими моделями, давно снятыми с производства,
а вместо сукна из Японии поставлялся суррогат, состоящий из разных отбросов,
накатанных на бумажную основу и расползавшийся через три недели носки.
Летом 1919 г. Колчаковская армия вместо заказанных пулеметов Кольта получила
тысячи пулеметов Сен-Этьена, неуклюжих махин «траншейного типа» на высоких
треногах, совершенно непригодных для полевой войны и снятых с вооружения во всех
армиях. Вызывал удивление и возмущение рядового и командующего состава
белогвардейских армий поставляемый абсолютно ненужный товар – противогазовые
маски – либо имевшийся в достатке – конская упряжь, подковы и пр., тогда как
для обслуживания техники в Сибири не хватало горючего и смазочных материалов.
В результате вышесказанного можно сделать вывод, что побудительной причиной
предоставления помощи того или иного рода со стороны союзников служило, прежде
всего, получение выгоды. В этом русле действовали абсолютно все страны-союзницы,
определив сферы приложения своего участия и наиболее выгодные для себя районы
Сибири. Вместе с тем, несмотря на громкие заявления иностранных правительств, их
поставки ни в коей мере не способны были удовлетворить нужды армии А.В. Колчака.
На протяжении всего периода существования Российского правительства (18 ноября 1918 –
январь 1920 г.) заграничные поставки обмундирования, боевой техники, вооружения,
продовольствия так и не приобрели организованный характер. Заключение договоров
о предоставлении помощи имели эпизодический характер, определяемый
складывавшейся ситуацией.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.01.2024. ***
  • 24.01.2024. ***
  • 22.01.2024. ***
  • 21.01.2024. ***
  • 20.01.2024. ***
  • 17.01.2024. ***
  • 15.01.2024. ***
  • 14.01.2024. ***
  • 10.01.2024. ***
  • 09.01.2024. ***
  • 07.01.2024. ***
  • 04.01.2024. ***
  • 03.01.2024. Лютов
  • 02.01.2024. ***
  • 01.01.2024. ***