***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

10. Смещение



Смещение генерала Константина Вячеславовича Сахарова произошло почти мгновенно.



Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (где получил прозвище «Бетонная голова»), затем, по стопам отца, поступил в Николаевское инженерное училище по окончании которого в чине подпоручика
Неудачи белых войск привели к падению авторитета Сахарова в армии, его считали одним из главных виновников поражений на фронте. 9 декабря 1919 он был арестован и смещён с должности братьями Пепеляевыми: В. Н. Пепеляевым (премьер-министром Омского правительства) и А. Н. Пепеляевым (генерал-лейтенантом, одним из видных военачальников Белой Сибири). В тот же день войскам фронта было объявлено об увольнении генерала Сахарова «по болезни от занимаемой должности с назначением в распоряжение Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего». Было назначено служебное расследование его деятельности, отложенное до окончания Гражданской войны.
Операция.
И он)1941) и Фрунзе(1925) умерли -язва желудка, операция -Один во время, другой -после операция.


ЗВЕЗДА И ШАР



Закрепив на макушке звезду из крашеного картона, командарм легко спрыгнул с табуретки, так же легко , как он делал это, спрыгивая на земь из седла своего орловского рысака. Звякнули о паркет шпоры. Молод он ещё был, командарм.И хотя в усах и на висках внезапным инеем пробрызнула седина, русые волосы лились волной, глаза светились небесной синевой- и только суженые зрачки выдавали в этм взгляде характер человека решительного и непреклонного.



НАСТУПЛЕНИЕ



© Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2024.
Список читателей Редактировать


Другие статьи в литерату




1. Легенда о Золотом тойоне


Течёт река Абакан , шумит тайга по бокам. Стоят кедры да менгиры, што могучие батыры. Тырят тайны тойнов* горные склоны. Так пела мне сказку старая хакаска под топшура звяк,под хоммуза зуд. Оторви ка ты, паря, от лавки свой зад,поезжай до дальней юрты.На то кажут мне гадальные карты. По тем картам гадала мне цыганка -в златых зубах цыгарка. Гаркнул ветер -северяк, в бубен мой, что сабель бряк. Называл имярек -имя -рек -Обь, Енисей, Лена. И вот чего он изрек: "В хрустальной юрте на узорном ковре сидит краса девица и знает та девица, што на свете деется. Гадает она по шитому бисером поясу- где и што ты найдёшь, шляясь по лесу. Ступай в гору , не зная горя - и свершится вскоре.Обретёшь ты Шаманий Камень. А как найдёшь его, ложись в том его месте, где в круге выбита на камне птица-Таюн. Выпей отвара из бадан-травы с мумиём из горных расселин, мёдом горных трав и выспись на том камне. И всё, што привидится во сне-сбудется."


И пошёл я в гору к замшелым менгирам искать Шаманий Камень. А у самого, словно гири на ногах. Хочу сделать шаг, а неведомая сила не пущат. Што делать? А звался тот бугор- Шаманья гора. И навродь был, зарыт в той горе батыр-тайон, ещё-вон с тех времён, как паслись межь этих холмов и гор вольные кони, доили резвых кобылиц длиннокосые девы, устраивали силачи богатырские игрища.В те поры,по лесам в осень леса лосиным гоном оглашались, глухариным клёкотом звенели. Сшибались сохатые рогами от Салаира до Сихотэ-Алиня. Клевали вороны трупы незахороненных тел. Потому как случались битвы великие. И по юртам хакасским , и по отшельничьм старообрядческим скитам огнь гулял.То бились,то замирялись. То дрались насмерть из-за дев -красавиц, то свадьбы играли. И шла, звеня монистами, в жёны кольчужнику хакасская дева. Текли по усам и бородам бесстрашных тойонов и лихих козачков-ушкуйников , смешиваясь, кумыс и медовая брага.Хватали пальцы из больших казанов осетриные хрящи и лосиные лытки. Жир тёк по рукам и трещало, пыхая ярким светом, сало в светильниках. Бурлили силы, как истоки горных рек. Рождались дети, приникая к груди сибирских мадонн. Качались подвешанные к потолкам , укутанные соболями и горностаями люльки. Вырастали новые девы и батыры. Играя силою и смеясь, сходились они в бою.Улыбаясь умирали, славя доблесть.



Вот тогда и случилось. Сошлись золотой и железный батыры-тойоны в поединке. И мягкий золотой доспех не устоял перед твёрдым булатом. И сразила золотого тойона стальная стрела. И был тот батыр похоронен в златых доспехах с золотым луком , золотым колчаном, с золотыми стрелами в нём.Срубили в тайге вековой листвень, выдолбили домовину из цельной колоды. Положили героя, скрестив руки на груди в деревянный саркофаг. Возложил шаман на лицо его золотую маску. Вот такую рассказывала старая хакаска сказку. Поставили над саркофагом листвяжий сруб. Насыпали курган над тем срубом. А на вершине его - поставили в круг менгиры. Вырубали их каменотёсы из глубины горы, куда положили Золотого Тайона...



В расшитом узорами халате, высокой шапке с остроугольными отворотами кайчи сидел на земле в так называемой "позе лотоса", подвернув под себя ноги, в руках у него был тонкогрифый топшур***, однообразные бренчащие звяки которого сопровождали его бесконечную песню. Его слушателями были стоящие в круг высокие продолговатые камни. Безмолвные великаны образовывали нечто вроде хоровода или циферблата. Отбрасываемые ими тени ложились на покрытую синими кандыками зелень вершины, чётко и контрастно, словно прописанные кистью художника -живописца , воспевшего в своих пейзажах завораживающие красоты Алтая. Сине-фиолетовые звёзды кандыков с прихотливо загнутыми лепестками , розовые бутоны маральника,лиловые -богульника, словно только что наложенные кистью, сияли свежестью красок. На фоне ультрамаринового неба при свете полуденного солнца особенно отчётливо выделялись сомкнутые в молчании губы, широко открытые глаза и плоские носы каменных великанов. На иных каменных головах ещё видны были не изглаженные временем,не источенные дождями, ветрами и снежными бурями-буранами, когда ледяная крупа, как наждак сечёт лица путников, богатырские шлемы. У иных в руках были поминальные чаши для кумыса. Другие сжимали в кулаках выступающие из мегалитов мечи.



С тех пор, как со стен начальственных кабинетов вынесли портреты Вождя, чей лысый остробородый профиль миллионами клонов копировался на транспоранты праздничных шествий, комсомольские значки и рублёвые монеты, немало бывших комсомольцев переоделись в рясы, появились и бывшие партийцы , одержимые желанием переиначить Учение Вождя в духе космиста и эзотерика, искателя Шамбалы и Беловодья Константина Рериха. Нашлись и такие, кто спустив в унитаз клочки партбилета, взял в руки шаманский бубен-дело куда более прибыльное, чем продолжать высиживать на кафедре Саяногорского унивирситета или предлагать лощёным журналам фото красот Горы менгиров, Кровавого озера или горных Сундуков.



Тувинский провал.
Турочака,Алтын-кёля или горы Белухи. 30 тысяч мемориалов. Мать матерей Сартакбай...



Саяногорск



Большой Салбыкский курган 3 век до нашей веры.Место 5-4 век д.н.э. Погребение. Пузатый холм -Турция. Стоунхендж-англия. Сагарское царство.
Тагырлай...Археолог.1739 год. археолог Миллер. Государство динлинов.



Демоны
Ирлик-хан (Ирлік-хан, Ил-хан, Эрлик-хан) — властитель подземного мира мёртвых, которому подчинены все злые духи (в Нижнем мире они называются ирликами) и души умерших людей. Ирлик-хан и его дети живут под несколькими слоями земли. Его слуги и 9 воинов-богатырей обитают в доме с 40 углами, в котором грешников мучают в соответствие с назначенным Богом наказанием. Ирлик-хан — это олицетворение зла, он создатель змей, насекомых, болезней и непроходимых гор, причиняющий зло людям на земле (преследует, искушает и наказывает их). Для смирения гнева Ирлик-хана шаманы приносят ему жертвы и умиротворяют угодными ему речами.профиль удален



Айна — злой дух из Нижнего мира, причиняющий вред и болезни людям. Исследователи предполагают, что слово первоначально обозначало любых мелких духов и произошло из иранских языков, однако с усилением шаманизма, связанного с подземными духами, айнами стали называть только подземных злых существ. По народным представлениям, болезни происходят не по естественным причинам, а от того, что в человеке поселяются айны, смерть же происходит тогда, когда айна похищает куд — душу человека.профиль удален



Чилбеген — демоническое существо, которое описывают то как «семиглавое чудовище», то как «крылатого богатыря». Чилбеген может обитать на земле, под землёй, а также на Луне. По-видимому, изначально он представлял собой пожирателя скота в скотоводческой мифологии. В дальнейшем он появился и в мифах о небесных светилах: чтобы спасти людей от пожирания Чилбегеном, Луна притянула его к себе вместе с кустом, за который он ухватился. Известен сюжет о Чилбегене и девочке-сиротке. По некоторым представлениям, его женой является владычица подземного мира Кукат.профиль удален



Кукат (Хуу хат) — ведьма, сообщница вредоносных для человека мистических сил. Слово хуу переводится как ‘белый, бледный, бесцветный; голый; омертвевший; нездешний’. Вместе с Чилбегеном считается слугой Ирлик-хана. Живёт на дне чёрного моря, там, где заходит солнце, по другим представлениям у её дома есть скала с сосной, выросшей сквозь семнадцать слоёв земли. Одно ухо она использует, чтобы слышать то, что происходит под землёй, другое — то, что над землёй. Она летает, ударяя себя по бёдрам мечом. Ей приписывают запруживания рек, приводящие к наводнениям. По некоторым представлениям, она пьёт человеческую кровь, в том числе «тремя пригоршнями, черпая из груди одного богатыря». Если ей не понравится какой-то человек, то она превращается в золу и попадает в воду для питья и водку, когда же попадает в организм, то вновь становится ведьмой, берёт нож и перерезает у человека сердце. Обитающие под землёй её дочери способны превращаться в чёрных лисиц или светлых волков.профиль удален



Пис-Тумзух (‘шилорылая ’) — существо-оборотень, превращающееся то в чёрную лису, то в траву с тремя стеблями, то в белую волчицу, то в женщину, одетую в панцирь из волчьей шкуры.профиль удален



См. также



Не моли, брат, омуля-далеко до дому ли? Баргузин те в парус с удачей на пару.Сеть да уда - всюду чиста вода.Ледостав , што хрусталь -за верстою верста.



Как цапля цАпляет лягушку, подушка подаст мне подружку, ведёрная дужка-кадушку...кадило-дилинь-дили-день.Так тень за плетень зацепила. За шо же вона? За це пила! Пилою улыбка двуручною ...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.01.2024. ***
  • 24.01.2024. ***
  • 22.01.2024. ***
  • 21.01.2024. ***
  • 20.01.2024. ***
  • 17.01.2024. ***
  • 15.01.2024. ***
  • 14.01.2024. ***
  • 10.01.2024. ***
  • 09.01.2024. ***
  • 07.01.2024. ***
  • 04.01.2024. ***
  • 03.01.2024. Лютов
  • 02.01.2024. ***
  • 01.01.2024. ***