***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Гл.8 В закулисье и на площади


Ах, закулисье! Твои таинственны лабиринты! Бывало и я театральным репортёром-вертопрахом органа Союза сценических деятелей «Рампа» Кириллом Галёркиным блуждал по твоим лабиринтам. Открывал и закрывал двери гримёрок, заглядывал в тёмные углы и закоулки. Как манили боковые ниши мерцающих зеркалами комнаток, где как бы по ту сторону амальгамы совершалась магия перевоплощения! Грим. Балетная пачка. Пара пуантов. И вошедшая в гримёрку гадким утёнком выпархивала оттуда великолепным лебедем. А чуланы реквизитных! Там рядом с гладиаторскими доспехами, можно было увидеть рыцарские латы, шпаги , дуэльные пистолеты, бандерильи тореро, мечи , копья витязей и алебарды ландскнехтов. Порой всё это было навалено в таком грандиозном беспорядке, что после спектакля механику сцены Фёдору Терпсихорычу(на самом деле он был Теодорычем) приходилось часами разбирать завалы, чтобы отделить вилы Сусанина от шпаг Тибальта и Меркуцио. Когда разгорячённые дуэлями на улочках Вероны, битвой половцев с русичами или гладиаторскими сражениями Спартака с легионерами, артисты вбегали за кулисы, они швыряли оружие на пол – и шпаги, мечи , копья и секиры образовывали завалы, которые требовалось убирать немедленно, дабы не повредили ног балерины, и , как рассказывали Василий Суглобов и Терпсихорыч , им приходилось ударными темпами расчищать эти авгиевы конюшни. Ну а справившись со сбором военных трофеев, друзья тут же уединялись в укромном уголке и, сидя на каком нибудь троне Царя Салтана, Терпсихорыч разливал «злодейку» в пировальные ковши, чтобы напевая "Страха не страшусь, смерти не боюсь. Лягу за царя, за Русь!", помянуть изрубленного ляхами патриота, вотчинного крестьянина бояр Романовых Ивана Сусанина.


Много чего таило закулисье. Здесь , в его полумраке , можно было наткнуться и на милицейского генерала с огромным букетом пробирающегося к гримёрке примы Лебедевой, и на мэра у ног буфетчицы Иоланты, возлежащей на ложе Спящей Красавицы, и тощего чёрного кота, крадущегося за кошкой, того самого мяукала, который по уверениям гардеробщиц был одновременно и тростью Дроссельмеера.
Можно было заблудиться и в необъятно просторном помещении за сценой, где хранились декорации. Бродя между ними можно было оказаться и у стен Московского кремля, и во дворце польского короля Станислава, и в готическом замке, и на улочке Гренады. Много чудесного пугающе-неожиданого таилось в бутафорской. Здесь можно было наткнуться и на громадную голову в богатырском шлеме , которую во время спектакля «Руслан и Людмила» дразнил копьём бесстрашный витязь, и на дракона из «Волшебной флейты» - его по сюжету оперы Моцарта убивал рыцарь Томино, и оказаться у входа в Грот Венеры. Но самым большой диковиной всех закулисных чудес была коморка осветителя над сценой, куда вела зигзагообразная подвесная металлическая лестница. После реконструкции и снабжения электроникой в этой небольшой комнатке установили пульт, который был предназначен и для управления осветительным оборудованием и для перемещения декораций. Все механические части сцены, снабжённые в своё время электродвигателями , теперь были подчинены одной компьютерной программе и управлялись автоматически. Задача осветителя и механика сцены состояла лишь в том, чтобы в случае сбоя программы прейти на ручное управление. Возможности обновлённой техники многократно возросли ещё и потому, что в арсенале создания картин-иллюзий появился и интерактивный экран , и лазерный голографический проектор. Эти только что смонтированные новинки ещё не успели опробовать на репетициях -и проектор стоял зачехлённым, а интерактивный экран был отодвинут за кулисы.


И именно потому эта ночь перед Рождеством оказалась настолько насыщенной невероятными событиями и зрелищами , что , приняв за воротник, Кеша Тауновский и Терпсихорыч вознамерились опробовать электронику. Ещё недоприконченная «злодейка» поблескивала на пульте управления, придавливая донышком инструкцию по эксплуатации. Рядом на блюдцах были нарезанная копчёная колбаска из буфета, и маринованные скриншоты , и груздочки из лесочка недалече от дачи Суглобова. Всё это я увидел, поднявшись по металлической лесенке и открыв дверку в пультовую комнату. Поднялся я туда , завидев свет в окне для обзора. Только что шатаясь по закулисья в поисках сюжетов я вместе с двумя лейтенантами из ГИБДД, взявшимихся оформить бесплатно просроченные ОСАГО для гейш -автомобилисток из балерин, чьи припаркованные на забворках «японки» заваливало снегом. Офицерики ждали , когда отзвучит «Вальс цветов» - и как только сошли на нет последние аккорды, они оказались внутри живого букета из разноцветных балетных пачек.
- Петя! А я!
-Ваня ! У меня тоже просроченная страховка!-галдели живые пионы, флоксы и гортензии. С боков их уже брали в окружение поклонники из партера. Тот самый не прошедший в мэры… и банкир Порфирий Иванович Скоробогатов.
Из зала неслось «Бис!» Сцену заваливали летящими через головы оркестрантов цветами. Балерины выбегали кланяться и снова влетали за кулисы, чтобы тискать доброхотв дорожной автоиспекции, всячески демонстрируя им свою благодарность.
Выворачиваясь их этой кутерьмы, я и ретировался к лесенке , ведущей в пультовую.


_-Давай! Прими в честь праздничка! Хватит тебе уже вкалывать!
- Мне ещё интервью у Лебедевой и Дрыгина взять надо.
-Да ладно -напишешь за них. Согласуешь по телефону. Сегодня же режиссёра Хлюзнева не судят за распрастранение порнографии…Дело плёвое -репортажик со спектакля состряпать…Ты ж про него сколько раз уж писал.! Всё одно и то же -никакой сенсации!
-Мне ещё о карнавале на площади отписываться…
-И там – скука! Санкционированное мероприятие. А хошь я тебе организую сенсацию…


И сорвав чехол с новой аппаратуры. Он похлопал голографический проектор по боку, как гусар доброго коня по крупу.



Снежинки-пятнышки…



Микрофоном поочерёдно овладевали…




Спартак , Князь Игорь, Борис Годунов… салаты
И алебарды
-Воля вольная ! -хор ополченцев «Иван Сусанин» Глинка…


Падение ёлки…


"Страха не страшусь, смерти не боюсь. Лягу за святую Русь!" в оригинале звучала так: "Страха не страшусь, смерти не боюсь. Лягу за царя, за Русь!". Добрый молодец


Лягу за святую Русь!



Песню русскую ведет:
"Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за Царя, за Русь!"
Мир в земле сырой!
Честь в семье родной!
Слава мне в Руси святой.




Другие статьи в литературном дневнике: