О тайнах текста и подтекста

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Я только что написал вам о тайне текста и подтекста. Вообще это неразгаданная загадка творчества...Какие -то темные жакеты на тётках или камешки в кедах в ваших рассказах, разрывы с перескоками, мигалки синтаксиса , складывающиеся в трассирующий сюжет так же непонятны и таинственны, как и "житие метафоры"...Играя с этими лего или -помните-детскими конструкторами из дырчатых железок, болтиков и гаечек?-творец сам не ведает, что творит...В эссе Ролана Барта "Смерть автора" -это подробно описано как основной феномен созидания текстов. Один мой приятель с черноморского побережья крепко подсел на "квантовых философов" и их китчи, где всё объясняется через подключение к "информационному полю"...Любой священник , наверное, любой конфессии объяснит это , как нашёптывание бесов, шайтана или ещё кого...Повесть, конечно, можно трактовать как неоязыческую, тантрическую и т.д... Я , неисправимый формалист и перформансист в словах, просто хотел выпендрится на фоне Мопассана, Набокова,тёмноаллейского Бунина Генри Миллера...Рад, что мои па и антраша не вызвали рвотной реакции...Кстати, эта повесть,после рассказа "Таймень" стала как бы моим дебютом в литературе...Публикация в литературном журнале "Новосибирск", интервью на телевидении, звёздность совсем в духе концептов "Элвина Тоффлера" "Моцарт на час"...Меня всегда удивляло суггестивное воздействие этого текста на женщин...Наверное это не очень хорошо...Но так уж написалось. И никакого коварного замысла в том не было.


***
Юрий! Я пробовал читать Пруста даже на французском. Звучит, конечно...Но читать ведь это, как и Джойса - ну не знаю...Хотя их достижения в создании встречно-поперечных потоков сознания -это нечто...Ткань. Моющиеся обои -бесконечные. И вроде нигде не рвётся...Но почему-то захлёбываешься...Ищешь свой лупой Холмса сюжет -и не находишь. Великий Умберто Эко решил для себя проблему написания "Имени Розы" просто...Густую прозу Пруста он соединил с детективной сюжетностью Агаты Кристи и присовокупил к ним мифологизм Джойса...В итоге явились на свет "Остров накануне" и "Маятник Фуко". В дополнение к "Имени Розы", само -собой...Ну а там -Голливуд, Шон Коннери в главной роли и всё такое...Ответ на ваш вопрос, но уже относительно жанра исторического романа я нашёл однажды у Густова Майринка. Кажется в его предисловии к роману "Ангел Западного окна". Он предупреждает, что не смотря на то , что погружается в историю- масоны, алхимики, философский камень и всё такое, он не пишет исторического романа, где костюмы, кружева на камзолах, шпаги -важнее внутреннего мира героя..._




Другие статьи в литературном дневнике: