Из переписки

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник


Я всё же считаю литературу сугубо светским занятием. Хотя автор и может воображать, что его писание это разговор с Богом(или богом), но скорее всего это игра метафор-не более. Если писать для Бога(бога), то стало быть и читать будет только бог(Бог). Я помню, как в газетах мы начинали компанию за возвращение храмов РПЦ. И тогда на одной из рубежных летучек главный редактор дал наставление писать слово Бог с большой буквы.До этого писали с маленькой.
Писать книги, а тем более романы, как ,к примеру, и играть на инструменте или сочинять музыку, если ты не заключил с кем -то устного или письменного договора(контракта) -никто не заставляет. Мне в прошлом году довелось написать роман для сайта за 20 дней в соавторстве за весьма экзотический гонорар-койко-место на чердаке и более-менее сносное отношение к моим литературным талантам...За напечатанный в бумажном виде роман мне пришлось отрабатывать на хлопковых плантациях заказной юбилейной книги. И собственно говоря, это напечатание и было гонораром. С болезненным вопросом -читают -не читают?-сегодня всё просто. Если это интернет - работают счётчики. И по крайней мере "Самиздат", "Либусек" или ещё какие-то интернет-ресурсы фиксируют количество заходов. А уж читают или не читают - можно судить лишь по ответной устной или письменной реакции. Да и то приблизительно. Из 40-ка расхватанных во время презентации романов(выстроилась очередь) сколько же прочлось этих романов?Этакий маститый писатель(Я) сидел за столом президиума на сцене и раздавал книги с автографами. Девушка, которой книги не досталось(а она приехала из района области на эту "международную журналистскую конференцию") заплакала, и чтобы её успокоить, я подписал ей диск со своими песенками...Как таковой обратной волны читательских восторгов не было. Никто не звонил, не писал. Случайно встреченный на улице издатель, каких теперь немало(он точно прочитал)сначала спросил:"Сколько лет писал?А жена читала?", потом сказал :"Фаулз мне больше нравится!" Но переиздать(даже за мой счёт-чем он и промышляет) не предложил.Другой осчастливленный мною книгой с автографом(сам автор книг об экстремальном туризме), выходя из метро, как -то так с интонацией легкой завистливости сказал :"Писать умеешь!" Прочитал ли он всю мою книгу от корки до корки -трудно судить. Но в итоге короткого разговора сообщил, что он всю её исчиркал- и потому она более не годна к употреблению. Были такие эпизоды, когда книга с довольно пёстрой обложкой вызывала истерический ступор у казалось бы лучших друзей и коллег. Редактор общественно-политическо-интеллектуального журнала, который охотно печатал и эссе мои, и даже однажды-стихотворение шлёпнул- заблажил:" Но читать никто не будет!" Ещё один друг дал мою книгу "на пробу" некой культурологине. Она осилила не более пяти станиц и заявила:"Такой сюрр я читать не могу". Её как бы заочно опровергла девушка, с которой я случайно познакомился в центре города. Фантастика. Но она запоем прочла роман на сайте СЖ , пересказала прочитанное в подробностях, и её пересказ я даже записал на камеру в виде интервью...
Были и другие "встречи с читателями", среди которых (читавших и не читавших) люди были самые разные- учитель литературы, преподаватель вуза, журналист, эмигранты, иностранцы(один из самых крутых почитателей моих текстов живёт в Гваделупе и читает в кибер- переводе на французский, а древнерусизмы усваивает потому, что знает санскрит)и т.д. Основное античитательское большинство (об этом отчасти в моём эссе "Античитатель как суперстратмессия"-плод размышлений о сетевом лит-фольклоре ) -это , конечно, прежде всего "звёздные" пользователи сайта. У них мои наблюдения о природе и генезисе "писательского бума" в сетях нередко вызывают настоящую ярость. Что , как мне видится, свидетельство попадания в "десятку". Линия отторжения любого писательства(это оскорбляет почему-то) проходит по коллегам -журналистам и однокашникам -филологам. Непрошибаемый снобизм, усталость от потребления, перекормленность им, брезгливость, зависть- пойди угадай. Сегодня любой , даже самый минималистичный художественный текст, просто никуда не влазит. Вообще , мой репортёрско-писательский опыт подсказывает мне, что негативная реакция -прежде всего свидетельств того, что "зацепило". Возможно, это даже лучший комплимент. И самая высокая похвала...
Дело непростое. Скорее чересчур сложное. И страдания взявшегося нечто сообщит миру ЗРЕЛОГО ВЕРТЕРА, на уровне сомнений -прочитают-не прочитают?- слишком упрошенная интерпретация всего этого. Что касается непосредственно текста и автора, то даже и профессиональному литератору , и харизматику приходится делать выбор - как, для чего, для кого?
О религиозной литературе (особенно современной) отдельный разговор. И я не берусь его продолжить, потому как уходить в сферу богословия -не вижу рациональных перспектив..
Комментарии: 0
;


Mostafa Belkai



Другие статьи в литературном дневнике: