***

Мария Березина: литературный дневник

Духовная жизнь требует постепенности и последовательности. Знания, не соответствующие жизни, часто превращаются в гордость ума, подобно тому, как если бы человек, имеющий картину дворца, возомнил бы, что он его обладатель. В монастырях не сразу давали читать творения аскетов и мистиков. Вначале человек должен был приобрести смирение ума через подвиг послушания; затем ему давали книги по благословению старца игумена, а если видели в нем страсть высокоумия, то вообще запрещали читать, а только устно обращаться к старцу за решением своего вопроса. Творения преподобного Исаака Сирского для заурядного христианина - это тяжелая штанга, которую пытается поднять своими руками ребенок, или тригонометрическая задача, которую дали решить воспитанником детского сада. Эту огромную и все удлиняющуюся дистанцию между опытом святых отцов и нашей жизнью не видит, вернее не хочет увидеть современный человек. Теперь стал популярен лозунг «Вперед, к святым отцам!», но почему-то никто не задумывается, что это на самом деле означает жизнь по святым отцам. Творения святых отцов, когда их читают ради того, чтобы блеснуть своими знаниями, отраженными в мутных и кривых зеркалах, неочищенной покаянием души, порождают тщеславие, душевные отклонения и болезненные состояния, а в некоторых случаях богословские ошибки. Всякое познание включает в себя элемент уподобления. В духовном познании уподобление становится главным принципом и доминантой понимания. Следует ли из этого, что от патристики вообще надо отказаться? Вовсе нет, но надо читать святых подвижников для того, чтобы исполнить, соблюдая при этом основу всякого обучения: постепенность и последовательность. Надо молиться перед чтением, выбирать книги с совета и благословения духовных отцов, читать также смиренно, как мы должны молиться, помня, что мы, по своим грехам, также не похожи на них, как крапива и полынь на розы и лилии. Надо читать медленно и размышлять, что дало для нас прочитанное, что нового мы узнали, как воплотить полученный урок в свою жизнь.
Революция начинается с призыва: свергнуть деспотизм! Одураченные этим призывом люди думают, что революцию устраивают друзья народа только для того, чтобы дать им счастье и свободу. Они ломают государственные структуры и в результате оказываются под игом тирании. (о.Рафаил Карелин)


Он чуть не засмеялся, подумав о тех пыльных чердаках, которые
называют своим мозгом нонкомпосы. Он чувствовал это даже тогда, когда
говорил с доктором Шеффилдом. А этот еще был из лучших: он очень
старался все понять, и иногда это ему почти удавалось. У всех остальных
пассажиров корабля были не мозги, а дровяные склады - пыльные дровяные
склады, заваленные трухой, и достать оттуда можно было только то, что
лежало сверху.
Бедные глупцы! Он бы их пожалел, не будь они такими злобными. Если
бы они только знали, на что похожи их мозги! Если бы они это поняли!
http://lib.ru/FOUNDATION/suckbait.txt



Другие статьи в литературном дневнике: