И отвечал Йеhова Ийову

Пётр Шубин: литературный дневник

И отвечал Йеhова Ийову
Ийов – 38 глава
1 И отвечал Йеhова Ийову из бури и сказал:


2 Кто это омрачает мысль неразумными словами?


3 Обвяжи, как муж, чресла свои; Я буду спрашивать тебя, а ты поведай мне:


4 Где был ты, когда Я основал землю? скажи, если обладаешь разумом.


5 Знаешь ли ты, кто положил ей меру? или кто простер над нею черту?


6 Во что погружены ее основания, или кто заложил краеугольный камень ее?


7 При всеобщем ликовании утренних звезд, и радостных кликах всех сынов Элоhим (ангелов)?


8 (Кто) затворил вратами море, когда оно устремилось, (как бы) извергаясь из чрева,


9 Когда Я сделал облака его одеждой и мглу его пеленой,


10 И утвердил ему Свой закон и поставил затвор и ворота, и


11 сказал: “доселе дойдешь, а не далее; и здесь предел надменным волнам твоим”?


12 (А) повелевал ли ты сроду (так) рассвету, указывал место ее заре?


13 Чтобы она охватила землю за края, чтобы посыпались с нее нечестивцы?


14 (И) изменилась бы, как (сырая) глина (под) печатью, и запестрела бы как одежды?


15 А нечестивым недоступен свет, и мышца высокая сокрушена.


16 Дошел ли ты до морских глубин, и ходил ли ты по дну пучины?


17 Открывались ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата вечного мрака?


18 Обозрел ли ты (всю) земную ширь? Скажи, известно ли тебе все это?


19 Где дорога к обители света? и, – где место мрака?


20 Чтобы ты мог достичь его предела и познать пути его обители?


21 Знал ли ты, что когда-то ты родишься, и (сколь) велико число дней твоих?


22 Заходил ли ты в хранилищах снега, и видел ли ты хранилища града?


23 Которые я припас на (день) смуты, на день брани и войны?


24 По какому пути разливается свет, и ветер восточный проносится по земле?


25 Кто пробил дорогу потоку и (проложил) путь громоносной туче?


26 Чтобы пролился дождь на землю безлюдную, (и) на пустыню, где нет человека,


27 Чтобы утолить пустыню и степь и дать прорасти зернам трав.


28 Есть ли у дождя отец? кто порождает капли росы?


29 Из чьего чрева вышел лед?


30 И кто родил иней небесный? Вода замерзает, как камень и застывают поверхности бездны.


31 Можешь ли ты связать узлы (созвездия) Кимы и вязать узлы (созвездия) Кесила?


32 Выведешь ли ты в (установленный) срок (созвездия) Мазорот и проводишь ли (созвездие) Айиш с детьми?


33 Знаешь ли ты уставы неба? можешь ли ты установить их господство на земле?


34 Возвысишь ли к облаку голос твой, чтобы обилие вод покрыло тебя?


35 Пошлешь ли молнии, и пойдут ли они, и скажут тебе: “Вот мы”?


36 Кто вложил внутрь (человека) мудрость? (и) кто дал сердцу разум?


37 Кто (своей) мудростью подсчитает облака? (и) кто проливает мехи небесные?


38 Когда земля превращается в слиток, и слипаются комья?


39 Ты ли ловишь для львицы добычу и утоляешь алчность львят?


40 Когда они корчатся (от голода) в берлогах или сидят, притаившись в засаде?


41 Кто готовит ворону его корм, когда птенцы его бродят без пищи (обращаясь) к Элоhим вопиют?


Ийов – 39 глава
1 Знаешь ли ты когда (наступает) время окота у горных коз?


2 Печешься ли ты о рожающих ланях? (Можешь ли) ты подсчитать месяцы (их) беременности, и установить время отела?


3 Когда они изгибаются, приносят детенышей своих, выталкивают детенышей своих (на свет Элоhим)?


4 Чада эти крепнут, вырастут в (чистом) поле, уходят и не возвращаются (к ним).


5 Кто выпустил дикого осла на свободу? И кто расторг узы онагра?


6 Которому назначил Я пустыню домом, и обителью – солончаки?


7 Он смеется над шумом городским, криков погонщика не слыхал.


8 Отысканное в горах пища его, и за всякою зеленью он гоняется.


9 Захочет ли буйвол служить тебе? станет ли ночевать у яслей твоих?


10 Привяжешь ли буйвола на борозде веревкою? станет ли он боронить долины с тобою?


11 Понадеешься ли на него, потому что велика сила его, и оставишь ли ему работу твою?


12 Поверишь ли ему, что он возвратит зерно твое и на гумно твое соберет?


13 Крыло страуса весело бьет, а у аиста (красивые) крылья и перья,


14 Он оставляет на земле яйца свои, и в песке согревает их,


15 И забывает, что нога может раздавить их, и зверь полевой – растоптать их.


16 Жесток он к птенцам своим, (как бы) не к своим, не боится, что труд его напрасен, –


17 Потому что Элоhим лишил его мудрости и не наделил его разумом.


18 (Но) когда кверху он поднимается, смешны конь и всадник его.


19 Ты ли дал коню силу, облек шею его гривою?


20 Ты ли заставил его прыгать, как саранча?


21 Отзвук храпения его грозен! Роет он (копытом) в долине, и веселит силою; идет навстречу битве.


22 Смеется над страхом, и не робеет, и не бежит от меча.


23 Над ним звенит колчан, сверкают копье и дротик.


24 С шумом и яростью глотает он прах, не сдержать его при звуке рога.


25 При звуке рога он ржет: “Го-го!” и издали чует битву, возгласы вождей и крик (воинов).


26 Твоею ли мудростью парит ястреб, простирает крыла свои на юг?


27 По твоему ли слову взлетает орел и вьет высоко гнездо свое?


28 (На) скале живет он, и ночует на зубцах скалы и в местах неприступных.


29 Оттоле высматривает (себе) пищу; далеко глаза его видят.


30 Птенцы его пьют кровь, и, где убитые, там он”.


Ийов – 40 глава
1 И (еще) отвечал Йеhова Ийову, и сказал:


2 Будет ли спорить со Эльшадаем укоряющий (его)? Обличающий Элоhим пусть ответит на это.


3 И отвечал Ийов Йеhове, и сказал:


4 Вот, я ничтожен; что отвечу Тебе? Руку мою кладу на уста мои.


5 Однажды говорил я, – не буду (более) отвечать, даже дважды, но больше не буду.


6 И отвечал Йеhова Ийову из бури, и сказал:


7 Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.


8 Ты ли хочешь отрицать суд Мой, обвинить Меня, чтоб оправдать себя?


9 Если длань твоя подобна Элоhим и ты можешь возгреметь голосом, как Он,


10 То укрась себя славою и величием, в блеск и великолепие оденься.


11 Излей ярость гнева твоего, воззри на всякого гордеца и унизь его.


12 Воззри на всех гордых, и смири их, и придави нечестивых к местам их.


13 Зарой их в прах совокупно, лица их завесь в потаенном месте.


14 (Тогда) и Я восхвалю тебя, ибо десница твоя может спасать тебя.


15 Вот ливйатан, которого Я создал, как (и) тебя; траву, как вол, он ест.


16 Вот, сила его в чреслах его, и мощь его в мускулах живота его.


17 Вытягивает хвост свой, подобно кедру; жилы бедер его сплелись.


18 Остов его – трубы медные; кости его, как прут железный.


19 Он – начало творений Элоhим; только Сотворивший его (может) приблизить (к нему) меч свой.


20 Ибо горы приносят ему корм, и все звери полевые играют там.


21 Под лотосами он лежит, под тростником и в болоте укрывается.


22 Лотосы покрывают его своею тенью; окружают его ивы ручья.


23 Вздуется ли река – не страшно ему; остается спокоен, хотя бы Йардэйн устремился в пасть его.


24 Кто ухватит его возле глаз, багром пробьет (ему) нос?


25 Можешь ли вытащить ливйатана удой и веревкой (леской) прижать ему язык?


26 Проденешь ли тростник ему в нос и шипом проколешь ли щеки его?


27 Станет ли он множить мольбы, и будет ли говорить с тобою кротко?


28 Заключит ли он с тобой договор, возьмешь ли его в рабы навек?


29 Станешь ли играть с ним, как с пташкой, и свяжешь ли его (на забаву) девицам твоим?


30 Будут ли торговать им товарищи (ловли), разделят ли его между Кенаанскими купцами?


31 Пронзишь ли стрелами кожу его, и рыбацкой острогой – голову его?


32 Положи на него длань твою, помни бой (этот) и более (его) не затевай.


Ийов – 41 глава
1 Вот, надежда об этом тщетна; даже взгляд его повергает.


2 Нет (столь) отважного, который потревожил бы его; кто же предо Мной (отважится) стать?


3 Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему? Под всем небом – Мое это.


4 Не умолчу о членах его, о действии мощи и красивой соразмерности его.


5 Кто приоткроет край одежды его?


6 К двойному оскалу его кто подойдет? Врата лица его (пасть) – кто отворит? круги зубов его – ужас!


7 Величавы щиты чешуи его, скреплены печатью плотной.


8 Один к другому приближены, и ветру не просочиться между ними.


9 Один к другому тесно прижат, сцеплены и не разделить их.


10 От его чоха блистает свет, и глаза его – как ресницы зари.


11 Из пасти его огонь исходит, искры огненные разлетаются.


12 Из ноздрей его выходит дым, как из котла кипящего или от (горящего) камыша.


13 Дыхание его угли раскаляет, и пламя из пасти его выходит.


14 На шее его покоится сила, и впереди него несется страх.


15 Слои плоти его сплочены, как литые на нем – не разоймешь.


16 Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.


17 Когда встает, трепещут силачи, волны утихают.


18 Поднимешь на него меч, (меч) не устоит, ни копье, ни дрот, ни стрела.


19 Он почитает за солому железо, за дерево трухлявое – медь.


20 Не обратят его в бегство стрелы, соломой становятся для него камни пращи.


21 За жнивье считает он булаву, и смешон ему свист копья.


22 Под ним острые черепицы, он лежит на постели зубчатой, среди ила.


23 Кипятит, как в котле, пучину, море превращает в (кипящее) варево.


24 За ним светится след, бездна как будто поседела.


25 Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным.


26 На все высокое смотрит он: он царь над всеми горделивыми.


Ийов – 42 глава
1 И отвечал Ийов Йеhове, и сказал:


2 Знаю, что Ты все можешь, и ничто не устоит перед намерением Твоим,


3 Кто же это помрачает мысль без разуменья? – Так, я говорил (о том), чего не понимал, о чудесах (непостижимых) для меня, о которых я не ведал.


4 Послушай же, я буду говорить; я буду спрашивать Тебя, а Ты объясняй мне.


5 (Лишь) слухом я слышал о Тебе; ныне же око мое увидело Тебя.


6 Поэтому отвратительны мне (слова мои) и раскаиваюсь я во прахе и пепле.


7 И было после того, как сказал Йеhова слова те Ийову, и молвил Йеhова Элифазу Тэйманитянину: пылает гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих, ибо вы не говорили обо Мне так (же) правдиво, как раб Мой Ийов.


8 (Поэтому) ныне возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Ийову, и принесите всесожжение за себя; и раб Мой Ийов помолится за вас, ибо только его (молитву) Я приму, чтобы не вести Себя с вами жестоко за то, что вы не говорили обо Мне так правдиво, как раб Мой Ийов.


9 И пошли Элифаз Тэйманитянин, и Билдад Шуахиянин, (и) Цофар Наамитянин, и сделали так, как изрек им Йеhова. И принял Йеhова лицо (молитву) Ййова.


10 И возвратил Йеhова прежнее Ийову, когда он помолился за друзей своих; и умножил Йеhова все, что было у Ийова, вдвое.


11 И пришли к нему все братья его, и все сестры его, и все прежние близкие его, и ели с ним хлеб з доме его, и жалели его, и утешали его за все злосчастия, какие навел Йеhова на него, и дали ему каждый по кесите и каждый по кольцу золотому.


12 И Йеhова благословил последние (дни) Ийова больше, чем прежние: и стало у него четырнадцать тысяч мелкого скота, и шесть тысяч верблюдов, и тысяча пар волов, и тысяча ослиц.


13 И стало у него семь сыновей и три дочери.


14 И нарек он имя одной: Йемима, имя второй – Кециа, и имя третьей: Кэрэн Аппух.


15 И не найти было женщин столь прекрасных, как дочери Ийова на всей земле. И дал им отец (их) наследство, как братьям их.


16 И жил Ийов после этого сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновей своих (до) четвертого поколения.


17 И умер Ийов старцем, насытясь днями.



Другие статьи в литературном дневнике: