Управление счастьем вовсе не результат долгой эвол

Пётр Шубин: литературный дневник

Управление счастьем;—;вовсе не результат долгой эволюции
Здесь мы не отличаемся даже от моллюсков


Люди привыкли считать себя продуктом долгой эволюции, превратившей нас в разумные социальные существа. Наша высокая социальность ведет к тому, что ощущение счастья в очень большой степени зависит от отношений с окружающими. Без любви, дружбы и ощущения общности никто из нас не может быть счастлив. Если вы живете одинокой эгоцентричной жизнью, вы почти гарантированно будете несчастны.


;; Но значит ли это, что наша высочайшая социальность;—;наивысший и наихитрейший результат миллионолетней эволюции?
;; А вдруг совсем не так? И высокая социальность может достигаться не миллионами лет эволюции, а легким поворотом рычажка управления биохимией организма?
Биологам известно, что ощущение счастья;—;продукт нашей биохимической системы. Прозак, например, повышая уровень серотонина в крови, легко выводит пациентов из депрессии.


Биохимия управляет в нас всем: мыслями, ощущениями, эмоциями, поведением. По сути, мы;—;биохимические роботы, управляемые биохимическим микрокодом, а чаще, еще проще;—;типовыми шаблонами, отточенными миллионами лет эволюции.


Однако, представить себе, что людям и осьминогам, эволюционно отделенным от нас более чем на пол-ярда лет, чтоб стать социальными, нужно одно и то же,;—;казалось категорически невозможным.


Конечно, мы признаем за осьминогами большую сообразительность,;—;даже лабиринты проходить умеют. Но ведь они совершенно с нами разные.


Они чувствуют совсем иначе: вместо централизованного мозга у них децентрализованная между щупальцами нервная система, позволяющая щупальцевыми нейронами осязать и ощущать вкус.


И потом, мы же стали венцом творения за счет нашей высочайшей социальности. А осьминоги;—;антисоциальные буки, готовые общаться лишь во время сексуальных игр. А в остальное время, более одиноких и замкнутых существ мир не знает.
И вот поразительный эксперимент. Люди вообще большие выдумщики: то собак пивом накачивают, то уток к виски приучают. А тут превзошли сами себя;—;угостили осьминогов эмпатогеном MDMA;—;в народе «экстази». Он усиливает прилив «счастливых» химических веществ;—;серотонина, допамина и окситоцина;—;в мозг, тем самым вызывая чувство эйфории, усиливая эмпатию и настраивая на просоциальное поведение: общаться, тусоваться, веселиться и т.п.


Результат поразил исследователей даже больше, чем утка-алкаш. Серотонин сотворил чудо. Осьминоги бросились общаться и тусить, ласками исследуя друг друга, выделываясь в «водном балете» и сальто-морталле. Короче, вели себя как наша молодежь, проявляя море экстравертности и просоциальности.


Вот вам и полмиллиарда лет как разошедшейся эволюции наших видов. А биохимия счастья и социальности осталась всё та же. Про любовь здесь скромно умолчим, приведя лишь ниже ссылку на инфографику.


Так что, цитируя Харари:


“ … слоган нью-эйдж правильный;—;«счастье идет изнутри». Деньги, статус, пластические операции, роскошные дома, власть;—;всё это не даст счастья. Долговечное счастье приходит лишь изнутри;—;это серотонин, дофамин и окситоцин.”
А отсюда фундаментальный вывод;—;
целью эволюции не было сделать из людей социальный вид.


Зачем тратить более пол-ярда лет на то, что достигается простым сдвигом биохимического рычажка?


Про эксперимент с осьминогами:


популярно
научная статья
А вот как выглядит «химия любви» в предельно упрощенной (на уровне АиФ) схеме




Другие статьи в литературном дневнике: