Демокрит

Пётр Шубин: литературный дневник

Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.


Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении— сладкое, в мнении— горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота.


На самом же деле мы не знаем ничего, ибо истина скрыта в глубине.



Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать.


Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем.


Если не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе многим.


Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.


Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщин.


Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.


Весь мир состоит из атомов и пустоты.


Истина в глубине.


Мужество делает ничтожными удары судьбы.


Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.


Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.


Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.


Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.


Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.


Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.


Наихудшее, чему может научиться молодёжь, — легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.


Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие ещё большим.


Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.


Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют лживые басни о том, что будет после смерти.


Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, но медленно умирать.


Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселия.


Богат тот, кто беден желаниями.
Великодушие – кротко переносить чужую погрешность.


Мудрец – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей.


Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.


Нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое.


Образование для счастливых – украшение, для несчастливых – убежище.


Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.


Привычки отцов, и дурные, и хорошие, превращаются в пороки детей.


Признак ума – предотвратить обиду, не отвечать же на нанесенную обиду – признак бесчувственности.


Причина ошибки – незнание лучшего.


Самое лучшее для человека – проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа.


Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.


Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.



Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении— сладкое, в мнении— горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота.





Другие статьи в литературном дневнике: