Часть 2. Женщины, которые любят. Сюзан Форвард

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

http://stellkind.livejournal.com/2011/01/25/
Сюзан Форвард, Мужчины, которые ненавидят женщин, и женщины, которые их любят - 9-1


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫЕ ИХ ЛЮБЯТ
(Первая часть: Мужчины, которые ненавидят женщин)
http://stellkind.livejournal.com/468198.html
http://stellkind.livejournal.com/468351.html
http://stellkind.livejournal.com/468564.html
http://stellkind.livejournal.com/468891.html
http://stellkind.livejournal.com/469141.html
http://stellkind.livejournal.com/469417.html
http://stellkind.livejournal.com/469729.html
http://stellkind.livejournal.com/471040.html


Как пользоваться второй частью этой книги


Вторая часть этой книги посвящена тому, чтобы научить, как помочь себе и как изменить отношения с партнёром. Этот путь вопросов и перемен потребует от вас выполнять задания и упражнения, которые я даю своим подопечным.


Стиль моих консультаций очень директивный, я широко пользуюсь письменной речью, как средством раскрытия спрятанных или глубоко похороненных эмоций. Часто эти задания вызывают сопротивление, существует соблазн прочесть упражнения, но не выполнить задание. Безусловно, определенная польза от чтения используемых мной материалов и информации о перестройке отношений конечно же есть.


Однако точно так же, как чтение книжек о диете не сделает вас тоньше, чтение материалов без выполнения заданий не обеспечит вам инструменты, которые позволят вам изменить ваши несчастливые отношения или, если нужно, покончить с ними.


Я включаю в материалы вопросы, на которые вы должны ответить, письма, которые вы должны написать, и другие виды письменных упражнений. Я бы предложила во время чтения всегда держать рядом с собой бумагу и карандаш. Возможно, вам даже пригодится для этого небольшой блокнот, чтобы позже вы смогли пересматривать свою работу. В любом случае, сохраняйте выполненные вами письменные задания, потому что по мере продвижения я иногда возвращаюсь к ним.


Если вы не находитесь в мизогинных отношениях, часть инструментов и навыков, разработанных мной, помогут вам стать более ассертивными* и более эффективно справляться с людьми, которые проявляют по отношению к вам психологическое насилие.
Если вы находитесь в мизогинных отношениях, разработанные мной упражнения могут привести к определенным потрясениям. Выполнение части упражнений может причинить вам душевную боль, однако эффект будет действовать долго, так что оно того стоит, каким бы ни был испытываемый дискомфорт. Что важнее, эти навыки помогут вам вернуть себе уверенность в себе, которую, как вам кажется, вы утратили. Вместе мы восстановим вашу уверенность в себе и вернём ей место в вашей жизни.




* Примечание:
Ассертивность (англ. Assertiveness) — термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert — настаивать на своём, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, а в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно, означает определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, самоутверждение без бахвальства или ложной скромности, уверенное отстаивание и защита своих интересов, прав или своей точки зрения с учетом мнений других людей. Ассертивный человек демонстрирует самоуважение, уверенность в себе. Ассертивным называется прямое, открытое поведение. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение ассертивности — способности человека быть твёрдым.


Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью стала пониматься определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим модным понятием — самодостаточность. В самом деле, содержание этих понятий пересекается почти полностью, и, наверное, можно было бы ограничиться последним, тем более что его значение достаточно ясно. Однако и термин ассертивность (вероятно, в силу необъяснимой склонности отечественных психологов вместо родного языка изъясняться на пиджин-инглиш) получил у нас распространение.


Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в трудах американского психолога А.Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии - в частности противопоставление самореализации бездушному манипулированию людьми, а также трансактного анализа.


В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам — манипуляции и агрессии. Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать. Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется своих чувств, боится показать своё подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится манипулятивным приёмам, учится отвечать агрессией на агрессию. Если такая тактика и даёт эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а, наоборот, обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта.


Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько — кем-то навязанными установками. Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Эрика Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет — то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчётно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссёром всей постановки.


По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних... ...Вот эти волшебные права, или правила:
1. Вы имеете право сами судить о своём поведении, мыслях и эмоциях и несёте ответственность за их последствия.
2. Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.
3. Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.
4. Вы имеете право менять свои взгляды.
5. Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.
6. Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
7. Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.
8. Вы имеете право на нелогичные решения.
9. Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю».
10. Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».



Но вернёмся к книге. Итак:


ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?


Когда Нэнси впервые пришла ко мне, она искренне не могла понять, почему это её проблемы вытекают из брака. Её муж Джеф полностью захватил власть над их совместной жизнью, так что Нэнси потеряла всякое представление о том, что с ней происходит. Она не знала, что она сама была ответственна за то, как она чувствует и что делает с ней такое обращение Джефа. Чтобы заново обрести власть над своей собственной жизнью, Нэнси должна был определиться, что является реальным и разумным для неё, а не принимать безоговорочно позицию Джефа.
Нам нужно было сосредоточиться на чувствах, мыслях, поступках Нэнси и на поведении Джефа. Нашим первым этапом стало постижение её истинных чувств.


Важность чувств


Контроль Джефа над жизнью Нэнси простирался не только на то, как она должна думать и поступать, но и на то, как она должна чувствовать, чтобы заслужить его любовь и одобрение:
«Он мог сказать: «Скажи мне, что ты чувствуешь. Пожалуйста, я же хочу знать. Мы должны общаться. Просто скажи, что ты ощущаешь». И я тогда говорила нечто вроде: «Меня обидело то, что ты только что сказал, что я слишком глупа, чтобы понять это». И он тут же парировал: «Неправильно, Нэнси. Это неправильное чувство. Ты не должна так чувствовать».
Джеф называл «неправильными» любые чувства, которые его не устраивали. Однако у чувств, в отличие от поступков, нет этической оценки. Нет правильных или неправильных чувств. Никто не имеет право осуждать наши чувства или обесценивать их. Чувства просто существуют, мы имеем на них право.
За четыре года брака с Джефом Нэнси настолько подавила свои чувства, что разучилась их узнавать. Она набрала вес, заработала язву, впала в депрессию и потеряла уверенность в своих способностях. Когда Джеф начал судить и осуждать её чувства, Нэнси стала путать то, как она чувствует себя и как она «должна» себя чувствовать. В результате подавления этих чувств, которые Джеф назвал «неправильными», она начала ОТЧУЖДАТЬСЯ ОТ СВОИХ ЭМОЦИЙ И СОМНЕВАТЬСЯ В НИХ. К тому моменту, когда Нэнси пришла ко мне, единственное, в чём она была уверена, — в острой боли.
Её боль была чётким сигналом непорядка. Однако Нэнси, как многие женщины, считала, что она должна «держаться», когда её обижают. Обратить внимание на свою боль означало для Нэнси «скатиться до жалости к себе».


Проведение эмоциональной «инвентаризации»


Лучший источник информации о нас самих — наши чувства. Они лучший показатель того, кто мы, что нам нужно, что для нас важно, как для отдельных индивидуумов. Чтобы начать понимать, что с нами происходит, нужно прежде всего идентифицировать и свести в список наши чувства о себе, о своей жизни, о своём партнёре.


ВОПРОСЫ К СЕБЕ


Следующие вопросы подготовлены, чтобы помочь вам это сделать. Чувства, о которых спрашивается в вопросах, чаще всего называли мои подопечные, находящиеся в мизогинных отношениях. Ответьте, пожалуйста, на каждый из вопросов «да» или «нет». Вы можете просто отметить вопросы с ответом «да» галочкой. Если у вас есть другие чувства, не вошедшие в список, запишите их ниже.


1. Чувствуете ли вы постоянную печаль?
2. Чувствуете ли вы, что вы боитесь партнёра?
3. Чувствуете ли вы себя беспомощными и шокированными?
4. Чувствует ли вы всё время гнев?
5. Чувствуете ли вы растерянность и смущение по поводу своего поведения?
6. Чувствуете ли вы себя слабее партнёра?
7. Чувствуете ли вы себя виноватым и всегда ошибающимся?
8. Чувствуете ли вы ненависть к себе?
9. Чувствуете ли вы, что вы расстроены?
10. Чувствуете ли вы, что вы в тупике?


Если вы ответили «да» на шесть и более вопросов, вы определенно испытываете душевную боль.
Многие женщины, которые умаляют или отрицают то, что находятся в стрессе, боятся своих чувств. И это совершенно нормально. Не так-то просто заглянуть себе в душу. Тем не менее, первый шаг к изменениям в ваших чувствах и, соответственно, вашей жизни — набраться куражу и сделать такое предварительное зондирование души. Продолжайте читать, мы справимся с эмоциями, которые могут внезапно явиться вам.
Чтобы обрести ощущение господства над этими сильными эмоциями, чтобы они не оглушили вас, вы должны сначала понять, чем они вызваны. Чувства — замечательная вещь, но если они не поддаются контролю или проистекают в первую очередь из страха и беспомощности, то они могут мешать суждению и рассудку.



Другие статьи в литературном дневнике: