Ве дьма

Дмитрий Лохматов: литературный дневник

Ве;дьма (от ст.-слав. ведать — «та, что обладает ведовством, знанием») (с) Википедия.


Я думаю многие из нас побывали у Бабок. Я могу даже сказать, что моя бабушка тоже шептала, и шептало весьма результативно. Брала соль в руку, я или кто то другой из внуков (редко близкие знакомы), ложился на диван, и бабушка начинала шептать молитву, при этом водила вокруг моего тела рукой, как бы заговаривая, и иногда переворачивала, то на бок то на живот. В конце этого действия она проводила по спине рукой, делая крест и тоже самое спереди. Потом вставала и уходила на коридор, выбрасывала соль через спину, шепча какие то строки молитвы.
Лично мне всегда это таинство нравилось. Я лежал на спине с закрытыми глазами, а по телу проносилась волна искр. Честно говоря трудно передать ощущения. Я частенько злоупотреблял бабушкин доверием и искал предлог, что бы она меня "пошептала".


"В России ведьмы, наравне с проститутками, находились под защитой закона (пусть и с предельно низким общественным статусом), за их оскорбление полагалась выплата («бесчестье»); ведовство само по себе не являлось преступлением. Судебник 1589 года гласит: «…А ****ям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов». И если в Западной Европе ведьму привлекали к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения, то у восточных славян, как правило, подобные процессы начинали только за иском частных лиц, при наличии обиженной стороны. Примечательно, что церковная иерархия вообще не интересовалась этими делами.


Причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм у славян и вообще отличного от западного трактования ведьм заключалась не столько в гуманизме православных судей, сколько в отсутствии в России демонологических представлений, вызывающих на западе жестокое преследование колдунов." (с) Википедия


Был у меня очень трудный период в жизни, и я устроился к знакомому предпринимателю грузчиком на склад. Нас (грузчиков) было три человека, плюс кладовщик. Все с богатым прошлым за плечами и достойными отдельного рассказа. Но в тему сегодняшнего поста коснусь одной только личности. Парня по имени Максим.
Его мама была "ведунья". Как то, между погрузками товара клиентам, мы сели попить чайку, кофейку и коснулись этой темы. Максим рассказал как его мать стала ведать заговоры, приговоры ну и что там еще бывает...
Родом, его мама, была из деревни и все ее детство и ранняя молодость прошла в родном, белорусском селе.
У них, на отшибе, подальше от сельчан, жила отшельницей старуха. Как всегда, в таких делах, затворница и вызывающая боязнь всей детворы. В деревне о ней взрослые говори, что она ведьма, но если что то случалось, в чем медицина была бессильна, сельчане, прямой наводкой, отправлялись с поклоном и просьбами к старухе.
Девушка, то бишь мама Максима, однажды отправилась с подружками в лес за ягодами. И так судьба сложилась, что группа девушек повстречала эту ведьму в лесу. Вся вотага девчонок, в страхе, разбежалась по лесу и только она, как вкопанная от страха, стояла соляным столбом, и взирала на приближающеюся старуху. Старушка, по описанию мамы Максима не самого приятного вида, подошла к девушке и попросила ее не боятся. Мол, ни чего я плохого тебе не сделаю. Наоборот, если девушка смелая пусть приходит к ней в гости, что то ей покажет. С этими словами старушка развернулась и пошла прочь, своей дорогою.
Любопытство пересилило страх девушки и она заглянула в гости к старухе.
"Ведьма" сказала, что давно за девчуркой наблюдает и попросила Бога, что бы тот помог им встретиться. Старушка предложила ей стать ее ученицей. "Дело в том, что я скоро умру, а знания оставить не кому". Год она ее готовила, передавала ей свои знания о лечебных травах, как нашептывать, что при этом надо делать.
Однажды коснулись вопроса с глазов, приворотов, шептания. Старуха объяснила, что когда она "шепчет" больному, она тем самым все плохое забирает себе, все болезни с которыми пришел человек. И если это отрицательную энергетику не убирать, то тот кто "лечит" умирает. Всю плохую энергетику надо сбрасывать.
На резонный вопрос девушки, куда она ее тогда "сбрасывает". Старушка указала на окраину леса, которая была не далеко от ее дома. "Видишь опушку леса и мертвые деревья? Вот туда и сбрасываю, потому и деревья стоят "мертвыми", не зеленеют и больше не растут." (Если честно, я в тот момент вспомнил свою бабушку и ее сброс с молитвой соли через плечо)
Вскоре ведьма умерла.
Закончил свой рассказ Максим сожалением мамы о том, что была тогда очень юной и глупой. Многое, из того, чему старуха учила, она забыла. Знания бесповоротно утеряны.
Прогресс принес нам планшеты, мобильную связь, интернет и возможность получать много и оперативно информацию. Но мы потеряли знания предков, о том как лечить в тех случаях где медицина бессильна, а "ведуньи" с того света людей вытаскивали. за одну встречу с такими людьми дети, заикающиеся от испуга на следующее утро просыпались как ни в чем не бывало. Можно еще много всего перечислять, но мы приобретая еще и утрачиваем.
Хорошо это или плохо?



Другие статьи в литературном дневнике: