Блеклая позиция Ташкента

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, президент Шавкат Мирзияев в ходе общения с курсантами Высшего военного авиационного училища в Карши в пятницу, заявил следующее: "Если вы вчера смотрели телевизор, то наверняка видели обращение Путина, обращение Байдена. Конечно, и наше, и ваше мировоззрение должно измениться. Поскольку для того, чтобы любое государство могло думать о своём суверенитете, о мире, об интересах своего народа, должна быть сильная оборона. Если оборона сильна, то государство заставит уважать себя".
Это означает, что глава узбекского государства внимательно следит за событиями и знает, что за Украину встали не только Штаты, но и весь прогрессивный мир, и что Россия становится всепланетным изгоем, государством, с которым позорно иметь отношения. Даже торговля и культура рассматриваются как токсичные сферы, учитывая, как они вовлеченны в процесс войны. Голосование на Генассамблее ООН по выводу российских войск из Украины продемонстрировало, что 3/4 членов этой организации осуждают действия Москвы и считают РФ - оккупантом и агрессором. Но при этом странно выглядит позиция Узбекистана: официальные власти предпочли "воздержаться" от осуждения, не выразили собственной линии. С другой стороны, Шавкат Мирзияев призывал усиливать работу Минобороны в области обеспечения безопасности страны и неприкосновенности территории. Учитывая, что россТВ взрастила в Узбекистане целое поколение коллаборантов, то трудно ожидать, что эта часть населения встанет на защиту республики, если Путину вздумается продолжить агрессию уже в южном направлении - в Центральную Азию. Уверен, что они будут рады оккупации и присоединения Узбекистана в качестве субъекта Федерации к России.
Стоит вспомнить, что во время Второй Мировой в войне участвовало 62 из 74 существовавших на тот момент независимых государств, при этом 12, как бы сейчас сказали, "воздержались", однако многие из них симпатизировали одной из сторон. Швейцария, хотя и была нейтральной и была под влиянием Германии, однако фактически находилась в состоянии войны против неё. Летом 1940 года произошли воздушные бои швейцарских ВВС с Люфтваффе Третьего Рейха, и до конца 1945 года у границы стояли швейцарские войска, готовые отразить нападение Гитлера. Другие страны или разорвали дипотношения с Германией, например, Турция, или, как Эквадор и Чили объявили войну в 1945 году, когда ее исход был уже всем ясен.
Позиция Узбекистана схожа: война как бы не затрагивает нас, это не наши "разборки". Но это лишь видимость. В действительности она затронула весь мир: изменилась транспортно-товарная логистика, энергопотоки, миграционные маршруты, все это сказалось на рынки продовольствия, товаров и услуг, возросли цены и тарифы. Узбекистан, казалось бы, выиграл от этого: увеличился инвестиционный вклад России в республику, объемы денежных потоков от гастарбайтеров, торговли, туризма, хотя это следует рассматривать как "вынужденный процесс" с российской стороны, ибо реальных партнеров у Москвы из-за санкций практически не осталось.
Но выбирать все равно придется. Украина стала первой жертвой в желании Путина возродить Российскую Империю. Следующим могли быть Казахстан и Молдова. В третьей фазе - другие республики бывшего СССР, ведь угрозы в этом направлении исходили от высокопоставленных российских чиновников. Таким образом, нейтралитет здесь малоуместен, нужна четкая позиция страны.
Я внимательно слушал почти двухчасовое послание президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ - это набор маньякальных идей, бреда, софистики и лжи. Путин так и не озвучил реальную причину своей агрессии: денацификация - это не причина влезать в чужое государство; к тому же она позже исчезла из политического оборота, появились новые объяснения причин, типа, это НАТО спровоцировало, боевые утки и комары, защита ЛНД/ДНР и прочее. Российская сторона взяла на себя право называть граждан другого государства "укрнацистами", "фашистами", "украми" и прочими унижительными словечками (впрочем, унижение других национальностей - это было в практике русских еще в период СССР), а также грозить ядерной дубиной. Я уверен, что по завершению войны не в пользу Москвы, Украина возьмет путь на воссоздание своего ядерного потенциала, который был утрачен в рамках Будапетшского меморандума 1994 года - иметь под боком такого соседа, значит, всегда держать вынутым из ножен меч.
Не зря Шавкат Мирзияев говорил о необходимости создания летного училища для ВВС совместно с Южной Кореей. Видимо, пора отказываться от советского/российского оружия и переходить на стандарты НАТО, закупать западное, более эффективное оружие. К тому же США после вывода своих войск из Афганистана оставили немало военной техники и снаряжения Ташкенту; часть авиации перебросили от талибов афганские пилоты. Вот на них и надо опираться, развивать технический сервис, обучение, проводить модернизацию.
Россия при Путине - это не партнер и, тем более, не союзник. Это тот, кто в любую минуту вонзит в спину нож, как это сделали Украине. И может прийти то время, когда бойцов ЧВК "Вагнер" или военнослужащих "Специальной военной операции" будут награждать медалями "За поход на Ташкент", "За победу над Узбекистаном", "За битву за Бухару", "За покорение Самаркандской области", ведь нечто подобное уже было - в 19 веке. Неужели история так нас ничему и не научила?



Другие статьи в литературном дневнике: