Без старшего брата

Алишер Таксанов: литературный дневник

При всем том, что президент Ислам Каримов был отморзком и мерзавцем, карьеристом и коррупционером, но даже у него были правильные шаги в некоторых направлениях, даже он иногда задумывался о государстве, которым руководил. Мне это неприятно признавать, но объективно это так, хотя в те годы я этого не понимал, отвергал, считал, что персональные (низменные, бездарные) качества мешают подонку Абдуганиевичу принимать правильные решения, определять цели. Поясню на примерах:


1. Ислам Каримов всячески тормозил реальные отношения с Россией, словно еще с 1990-х годов узрел потенциальную опасность возвращения под лоно "старшего брата". Я, будучи в МИДе первым секретарем Управления стран СНГ, работал с документами по России, включая договора и соглашения (сам принимал участия в их подготовке), и делал их анализ, отслеживал тенденции. Так вот, почти 80% всех подписанных на тот моментов документов фактически не работали. Да, они принимались во время встречи и визитов президентами, главами правительств, министрами, иногда подписывались послами, или в рамках СНГ, ЕвроАзЭС, однако экономической или политической отдачи не давали. Все работало в минимальном режиме. Как нам поясняло начальство, Каримов приказыввал спускать все контакты и исполнения на тормоза, словно видел опасность зависимости от Москвы.
Судите сами, в середине 1990-х доля России в международной торговле Узбекистана достигала 52%, то есть больше половины; к концу 2000-х годов она снизилась до 18%, но даже это много. Ташкент стремился диверсифицировать торговлю, искал новые рынки, минуя "старшего брата", даже полез в далекую Бразилию.
Через Россию осуществлялся весь северный и северо-западный транзит Узбекистана, и поэтому был принят план ТРАСЕКА, который всячески торпедировали россияне, увидев угрозу себе (в смысле лишения рычагов давления). Не заинтересованы они были в благополучии в Афганистане, так как тогда бы узбекский транзит пошел через эту страну на Юго-Восток (Индия, Пакистан, Китай) и Юго-Запад (Иран, Турция, арабские страны и Африка). Есть подозрения, что межнациональную резню в 2010 году на юге Кыргызстана устроили российские спецслужбы, чтобы Узбекистан отказался через кыргызский маршрут в Китай.
Лишь андижанские события 2005 года и последовавшие санкции Европы и США вынудили Каримова обратиться за поддержкой к Москве: тогда заговорили о стратегическом партнерстве и нерушимости узбекско-российской дружбы. В Ташкенте говорили о возможности размещения узбекских военных баз на российской территории и, наоборот, российских - в Узбекистане, взамен вывода американской К2. В итоге все осталось на бумаге, без практической реализации. Как все устаканилось, Каримов убежал от Москвы.


2. Ислам Каримов всячески стремился подавить прошлое, что объединяло Узбекистан с Россией. Делал, конечно, он это примитивно и неумело, чем вызывал нарекания, однако сегодняшняя ситуация в мире показывает, что это было правильное направление. Москва говорит об исторических притязаниях на территории, которые отошли другим странам, и под этим предлогом развязала войну в Украине, отняла Крым. Каримов стремился вызвать у узбеков национальную гордость, включая и прошлое. Правда, за основу он взял Амира Темура, средневекового завоевателя, который немного покромсал и Древнюю Русь и заодно ослабил Золотую Орду, разгромив армию Тохтамыша. Этим самым уже Каримов давал понять Москве, что и мы сделали немало для вас...
Был сменен национальный гим и отменены слова, что русские - наши братья, государственным языком объявлен только узбекский. Самое важное - отменены праздники, которые в период СССР имели значение для России, но стали обязательными для всех республик Союза - 7 ноября, 23 февраля, отраслевые праздники; их заменили на свои. Поэтому День защитника российского отечества не является госпраздником в Узбекистане. Был принят свой ВАК, свои национальные дипломы и сертификаты, своя программа обучения по Боллонской системе. Российские дипломы требовались нострафицировать. Даже свои дипломатические кадры готовились в Узбекистане, а не посылались на учебу в МГИМО.
Однако президент ничего не слелал, чтобы снизить поток мигрантов из Узбекистана в Россию, наша республика зависела от денежных трансфертов гастарбайтеров, чей объем порой достигал 15% ВВП. Он оставил возможность ретрансляции российских СМИ, чем позволил оболванить собственных граждан, сделал их коллаборантами, потенциальными предателями.


3. Были возвращена национальная история и география, литература и искусство. В школе мы изучали историю СССР, но в большей степени там прописывались события в России, а не в остальных 14 республиках. Ученики российских школ ничего не знали об истории Узбекистана или Армении, Эстонии или Казахстана. И поэтому существует мнение среди российских политиков: это мы, мол, создали для вас государства, только благодаря нам вы существуете и живете в своих государственных границах, а так вас вообще там не было и вы были никто. Такой шовинизм следовало сразу отсекать. У нас свои герои, и басмачи - это все же люди, сопротивлявшие большевизму. И Бухара (Бухарский Эмират) была завоевана Красной Армией, хотя нынешние политики в Москве утвердждают, что "Россия не начинает войны, она их только останавливает". Были завоеваны (именно завоеваны) Кокандское и Хивинское ханства. И нужно сломить смнение, что завоевания приносят благо. Наш лишили своего исторического пути, своих ценностей. Ведь интерес к ресурсам можно было проявить через инвестиции, совместные проекты, а не завоевания чужих территорий, подчинения населения, взвращивания манкуртов. Как сказал Махатма Ганди, "точно так же, как человек не будет заботиться о жизни в другом теле, кроме его собственного, так и нации не любят жить под господством других наций, как бы благородны и велики они ни были".
Таким образом, историческая и политическая науки должны были иметь свои корни, не увязанные с московской школой, российской интерпретации мира и тех событий (типа, Украины никогда не было, Киев - это родина русских). Поэтому в этой степени Ислам Каримов сделал немало для родины, хотя тоже делал это спонтанно, однобоко, не всегда четко. Были перегибы. Например, перенесены памятники семьи кузнеца Шамахмудова, генералу Сабир Рахимову, первому президенту Юлдашу Ахунбабаеву. Но с другой стороны, 9 мая стал не Днем Победы, а Памяти и Почестей, что сейчас мной воспринимается весьма позитивано. Мы заново переоценили ту войну и поняли, что не радоваться надо, а скорбить, что политики столкнули народы в массовую мясорубку. Правда, Каримову следовало бы запросить всю архивную информацию об узбекистанцах, погибших или прошедших ту войну, чтобы каждая семья знала, что случилось с их отцом, дедом, братолм, сыном, дядей. Моя бабушка так и не знала, где похоронен ее муж Хайдар Джураев, а моя мама не знала о наградах отца - все это я узнал совсем недавно, благодаря оцифровке архивных источников бывшего Минобороны СССР.
Но нынешний президент Шавкат Мирзияев строит бутафорные сцены боев, ставит восковые фигуры в Музее, вместо того, чтобы затребовать эти архивы, награды, которые так и не были вручены героям, с целью передачи их семьям, потомкам. Он мог бы наградить соотечественников, погибших или пропавших без вести на полях Второй Мировой войны, узбекскими наградами - увы, это показалось ему неинтересным, малозначимым, не пафосным.


4. В Узбекистане были закрыты градообразующие предприятия, которые были эффективны лишь в плановой и неконкурентной системе. Оказалось, в рыночных условиях экономически невыгодно строить самолеты с Россией, ведь своей конструкторской базы нет, основные элементы производятся в России и других республиках. Даже проект создания ФПГ Ильюшин, подписанный в середине 1990-х, забуксовал. Ведь это сильный рычаг - прекратить поставки, чтобы производство в Узбекистане остановилось, и рабочие потеряли зарплпаты.
К чему привели договоры с Россией в энергетической сфере? Этой зимой узбекистанцы ощутили всю прелесть договора по добыче газа - вот вам рычаг давления, вот вам увязка к российским интресам. Как легко взболамутить население, если прекратить добычу и поставку, повернуть людей против власти - похоже Шавкат Мирзияев не особо это уяснил, когда давал добро на подписание таких документов. Стратегически проглядел...


Украина на себе, очень жестко, испытала прошлое и настоящее Российской Империи. Неужели мы наступим на грабли?




"Майн Кампф" читал Вован-позорный,
Учил весь текст он наизусть.
Но вслух лишь мат и мат отборный,
А что позор? - так ну и пусть!


Вован замыслил стать великим,
И путь нациста совершить.
Хоть разумом он был уж диким,
Хотел Адольфа боготворить.


Бомбил жестоко Киев, Харьков,
И Мариуполь не щадил.
И трупы тыщи в зоне парков,
Весь мир фашизмом убедил.



Другие статьи в литературном дневнике: