Ты не достанешь из широких штанин дубликатом...

Алишер Таксанов: литературный дневник

На портале «Фергананьюс» прозвучала информация о прекращении в гражданстве Узбекистана диссидента и писателя Сафара Бекжана, получившего в начале 2000-х годов политическое убежище в Швейцарии. Примечательно то, что данный указ о лишении гражданства подписал 17 марта 2017 года президент Шавкат Мирзияев, который официально и бодро ратует о демократических реформах и либерализации страны, призывает граждан активно участвовать в общественных процессах.
Известно, ранее гражданства были лишены многие беженцы, осевшие на Западе, в их числе лидер партии «Эрк» Мохаммад Солих, лидер движения «Бирдамлик» Баходир Чориев, правозащитника Мутабар Таджибаева и другие.


Сегодня мне проживающая в Швейцарии Башорат Эшова, которая в 2006 году покинула Узбекистан из-за политического преследования за ее гражданскую активность и борьбу за сына, незаконно приговоренного к смертной казни, сообщила, что и она лишена узбекского гражданства. Согласно письму УВД Ташкентской области от 13 сентября 2017 года за № 25/4-Э-3nn, женщина была лишена гражданства Узбекистана, при этом не указана ни дата, ни причина данного акта. Если указ об этом был подписан еще Исламом Каримовым, то это вполне вписывается в логику его политики по преследованию инакомыслящих, опозиционеров, диссидентов – трудно было бы ожидать другого; однако если это сделано в период правления Шавката Мирзияева, то стоит задуматься, а вправду ли он хочет реальных политических изменений в республике и является ли его целью построение демократически развитого государства с сильной рыночной экономикой, социальными факторами защиты населения и соблюдения прав и свобод человека.


Между тем, именно в его время начались изменения, которые ссуживали и без того узкое пространство прав и свобод человека. Так, к примеру, в Закон о гражданстве было внесено изменение, что гражданство может быть потеряно, если человек в течение трех лет не встал на консульский учет без уважительных причин. Почему этот срок был сокращен с 5-ти лет пояснения не последовало, как и то, что же является криминальным или антизаконным, если человек, проживая за границей, не встал на консульский учет. Неужели учет человека в каких-то государственных органах является определяющим фактом принадлежности к узбекскому гражданству?
Между тем, статья 19 Конституции Узбекистана гласит: «Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их».


Получается, на практике право сохранять гражданство перестает быть незыблемым в рамках Конституции, более того, и без решения суда, достаточно для этого подписи чиновника. Оказывается, статья 7 Закона о гражданстве от 2 июля 1992 года, где оговаривается, что «проживание гражданина Республики Узбекистан за границей не влечет прекращения гражданства Республики Узбекистан», тоже не имеет силы и смысла – реальность показывает ее несостоятельность.
Между тем, статья 21 Конституции Узбекистана определяет: «Основания и порядок приобретения и утраты гражданства устанавливаются законом». Детально процедура рассматривается в Законе о гражданстве, где тоже с ст.21 записано:
«Гражданство Республики Узбекистан утрачивается:
1) вследствие поступления лица на военную службу, на службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;
2) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет;
3) если гражданство Республики Узбекистан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов».
Законом № ЗРУ–411 от 23.09.2016 г. скорректированы основания для утраты гражданства Республики Узбекистан. Так, к существовавшим ранее основаниям для утраты гражданства добавлено приобретение гражданства иностранного государства (лишь после 23 сентября 2016 года).


Башорат Эшова получила гражданство Узбекистана по факту своего проживания на территории республики и автоматически в результате утраты гражданства СССР в связи с его распадом в 1991 году – поэтому никаких ложных сведений в документах не имелось. Находясь в Швейцарии она не служила в полиции или вооруженных силах. Не могла встать и на консульский учет, так как статус политбеженца не предусматривает контактов с государством, от которого он получила защиту в другой стране. Таким образом, лишение ее гражданства – это политический акт, противоречащий законодательству Узбекистана. Это механизм репрессий с теми лицами, которые проявляют несогласие с режимом или продолжают борьбу за свои права и права и свободы других людей. Именно несправедливость, случившееся с ее сыном Улугбеком заставило женщину бороться с той системой, что создал и насадил тиран Ислам Каримов, который, кстати, сам частенько нарушал Основной закон Узбекистана.


Следует отметить, что дети Башорат-опы прекрасно интегрировались в швейцарскую среду. Они не только хорошо говорят по-французски, но и работают, и учатся, имеют друзей, много путешествуют. Так, дочь Шахло учится в университете, а сын Отабек, мастер спорта по самбо/дзюдо, закончил Полицейскую школу и ныне служит офицером полиции в кантоне Фрибурга. Следует отметить, что таких шансов Узбекистан вряд ли предоставил детям опальной правозащитницы.
Сама Башорат-опа продолжает закидывать правительственные структуктуры своей уже бывшей родины с целью выяснения судьбы своего сына, пропавшего в застенках узбекской карательной системы. К сожалению, по сегодняшний день власти или отмалчиваются, или предоставляют ничего не значащие отписки. Это еще одно подтверждение того, что реформы Шавката Мирзияева имеют декоративный характер, призванных лишь создать иллюзию каких-либо изменений со времени правления предыдущего президента.


Что касается меня, то в беседе с журналистом Бобомуродом Абдуллаевым узнал, что в застенках узбекского Гестапо (то бишь СНБ) ему сообщили о лишении гражданства Узбекистана Алишера Таксанова. Официальной бумаги я не получил, а на мой запрос на страницу Генерального консульства Узбекистана в Санкт-Петербурге на Фэйсбуке почти три месяца назад никакого ответа не последовало – дипломаты проигнорировали запрос. Видимо, свою страницу данное учреждение создавало для продвижения пропагандистской информации и создания благоприятного имиджа новой власти, но не для работы с гражданами или иностранцами.
В любом случае основание узбекского государства в лишении меня гражданства имеется: с осени 2016 года я работаю в службе безопасности «Секуритас», выполняющей полицейские функции на территории Швейцарии. У меня есть служебное оружие, а также личное (частное) оружие в рамках соответствующей лицензии. Я выполняю работу по обеспечению правопорядка на транспорте, на территориях и объектах, а также защиту от взлома и грабежа. Таким образом, я попадаю под п.1 статьи 21 закона о гражданстве. Вопрос в другом: я был лишен до осени 2016 года или после.
В любом случае обжаловать указ президента (причем Каримова или Мирзияева) о лишении меня гражданства я не намерен. Меня устраивает то положение, которое сложилось в отношении меня со стороны Узбекистана. Просто хотелось бы получить документальное тому подтверждение. Мои дети также не собираются сохранять узбекское гражданство, и были бы рады, если автоматически его утратили.



Другие статьи в литературном дневнике: