Гульнара признана самым большим вором

Алишер Таксанов: литературный дневник

Передача огласке уголовного дела, возбужденного Генеральной прокуратурой Узбекистана в отношении старшей дочери усопшего президента Ислама Каримова - Гульнары, является, несомненно фактом фрагментированного либерализма. Фрагментированного - потому что выдана лишь порция того, что власти посчитали нужным скормить народ, жадного до информации о бывшей "узбекской принцессе". Многое осталось за семью печатями и недоступно для обычного обывателя. И все же, цифры хищений и воровства поражают воображени, по сведениям следствия, "общая сумма причиненного интересам государства и граждан ущерба по двум указанным уголовным делам составляет 1,270 трлн. сумов (это $1,994 млрд. по официальному курсу), $1,651 млрд., 26,1 млн. евро (всего в национальной валюте – 3 трлн. 746,8 млн. сум). Иначе говоря, Гульнара Каримова и ее Компания за пятилетку умыкнула у государства более $3 млрд.
В истории Узбекистана это первый факт судебного разбирательства хищения на такую сумму и расследования такого масштаба. Даже в советское время суммы "теневого капитала" тех или иных цеховиков или коррупционеров не превышали $2-4 млн. по валютному курсу того времени. Можно сказать, старшая дочь проявила себя самым эффективным и талантливым вором, хотя официально позиционировала себя как меценат, дипломат, дизайнер и певица. Возможно, Гульнара не одна такая, подозреваю, что есть и другие чиновники высших эшелонов власти, укравшие активы страны на большую сумму, просто пока это неизвестно органам следствия. Но когда будет дана команда, то ретивые служаки из прокуратуры накапают данных и на них, и мы снова будем поражены тому, как слажено работала коррупционная система, созданная Исламом Каримовым. Ведь все это было и стало возможным только благодаря ему и созданной им т.н. "узбекской модели развития". Для народа - сказки о Великом будущем, для клики президента - теневые капиталы на сотни миллионов и десятки миллиардов долларов.
Однако рано ставить точку во всем этом деле. Невольно возникают много вопросов, когда читаешь фрагментированную информацию от прокуратуры. Прежде всего, насколько соизмерно наказание совершенному преступлению - виден явный перекос, дисбаланс. Бизнесменам, упрятавших только от налогооблажения пару тысяч долларов, или укравших вещей на сотню долларов, давали реальные сроки тюремного заключения. А тут... странное решение "ограничения свободы на пять лет". Генпрокуратура заявила: "Ей предъявлены обвинения по статьям 168 («Мошенничество»), 178 («Сокрытие иностранной валюты»), 182 («Нарушение таможенного законодательства»), 189 («Нарушение правил торговли или оказания услуг»), 228 («Изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт или использование»), 243 («Легализация доходов, полученных от преступной деятельности») Уголовного кодекса республики".
Смотрим данный Кодекс. Гульнара совершала преступления в особо крупных размерах и в сговоре с другими лицами, то есть организованной группой. Кодекс в таких случаях предусматривает:
- статья 168: наказывается штрафом от трехсот до шестисот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы от пяти до десяти лет;
- статья 178: наказывается лишением свободы от восьми до двенадцати лет;
- статья 182: наказывается штрафом от трехсот до шестисот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы от пяти до восьми лет;
- статья 189: наказывается штрафом от трехсот до шестисот минимальных размеров заработной платы или арестом до шести месяцев;
- статья 228: наказывается штрафом от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до двух лет или ограничением свободы до двух лет либо лишением свободы до двух лет;
- статья 243: наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.
Как видно из этого, самыми тяжкими статьями являются 168, 178 и 243, там до 12 лет тюрьмы, и лишь 243 статья предусматривает ограничение свободы... до двух лет. Нигде не сказано об ограничении свободы до пяти лет. То есть суд сознательно исказил ситуацию: при наличии серьезного обвинения смягчил наказание, хотя само наказание также произвольно увеличил в сроках. Подобные преступления наказываются строго, а не содержанием под домашним арестом.
Кстати, согласно публикации Генпрокуратуры, "Приговором Ташкентского областного суда по уголовным делам от 21 августа 2015 года Каримова Г. признана виновной в совершении инкриминированных преступлений и ей назначено наказание в виде 5 лет ограничения свободы" - то есть решение было сделано спустя два года, когда были осуждены на более длительные сроки ее поддельники - Рустам Мадумаров, Гаяне Авакян, Екатерина Клюева, Нурмухаммад Содыков и другие. Все эти годы следствие "растягивалось", пока парламент Узбекистана не внесет новое понимание ограничения свободы - "домашний арест". И лишь после этого Гульнара получила неожиданно мягкий для такого случая приговор.
Понятное дело, что здесь руководствовались не законами и нормами социальной справедливости, а действовали в рамках политического заказа на вывод Гульнары от уголовного преследования за рубежом. Безусловно, за столь тяжкие преступления наказывать так несуразно - это вызвать недоумение как у простых граждан, так и у органов правосудия и следствия стран Запада. Такие игры не принимаются в расчет.
Например, ничего не сказано о взятках со стороны "Телиасонера", МТС и других команий, которые замешаны в скандале с Гульнарой Каримовой. Там вообще нет речи о взятках и откатах, хотя это тоже весомые и тяжкие формы преступления. Ведь Гульнара обладала достаточной властью и влиянием на государственные структуры Узбекистана, чтобы такие подношения или операции считать формой коррупции.
Вызывают сомнения и следующие утверждения Генеральной прокуратуры: "Каримова Гульнара Исламовна ...непосредственно содействовала преступной деятельности организованной группы, руководимой в период 2001-2012 годов Содиковым Н., а с января по октябрь 2013 года – Мадумаровым Р... под контролем и при содействии Каримовой Г. члены организованной преступной группы в период 2001-2013 годов совершили ряд преступлений..." Какими бы талантливыми не были бухгалтер Н.Содиков и певец Р.Мадумаров, они не обладали досточными политико-административными и финансовыми активами, чтобы организовать преступления такого масштаба. Только старшая дочь президента могла организовать преступную группу, вовлеча в нее алочных и корыстолюбивых людей. Получается так, что органы прокуратуры просто переквалифицировали действия Гульнары как с организатора, то есть ключевого лица преступного сообщества, на "контроль и содействие", как бы она это делала со стороны, эпизодически... И что украденная сумма на миллиарды долларов принадлежит именно преступной группе, а не ей лично. С нее как с гуся вода...
Более того, непонятно, почему поддельников осуждал Военный трибунал, хотя никто из них не был военнослужащим и не совершал военных преступлений, а Гульнару - лишь гражданский суд. Прокуратура таких пояснений не дает.
Далее: "...на территории 12 зарубежных стран предварительно установлены легализованные активы организованной преступной группы на сумму 1 млрд. 394,1 млн. долл. США, 63,5 млн. евро, 27,1 млн. фунтов и 18,5 млн. франков... В рамках международного сотрудничества компетентным органам иностранных государств направлены постановления следственных органов о наложении ареста на вышеуказанные активы организованной преступной группы. В настоящее время продолжаются оперативно-следственные мероприятия по установлению других активов организованной преступной группы и их возврату в Узбекистан".
Из вышесказанно становится понятным, что речь не идет о добровольном возмещении ущерба, что дает возможность закон для смягчения вины, а о принудительном изъятии. И тогда еще более непонятно, почему Гульнара отделалась так легко?
Из всего сказанного вытекает вывод: такой объем хищений невозможен лишь небольшой группой людей, в нее прямо или косвенно вовлечены сотни, а может и тысячи государственных служащих из органов лицензирования, налоговой и таможенной служб, милиции, СНБ и прокуратуры. Это большая коррумпированная система, которая обслуживала криминальную бизнес-Империю Гульнары Каримовой. И на скамья подсудимых должна пополнится еще значимыми фигурами из власти, или все потом повторится... другими персонами и не в меньших объемах воровства.


.....


П.С. Прилагаю полный текст Генеральной прокуратуры:
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ КАРИМОВОЙ Г.


24 октября 2013 года было возбуждено уголовное дело по фактам уклонения от уплаты налогов в деятельности ООО «Terra Group», ООО «Prime Media», ООО «Gamma Promotion».


В ходе расследования данного уголовного дела установлено, что Каримова Гулнора Исламовна, 8 июля 1972 года рождения, уроженка Ферганской области, узбечка, образование высшее, занимала должность директора Центра политических исследований, прописанная по адресу: г.Ташкент, Яшнабадский район, ул. Я.Гулямова, д. 77 «а», непосредственно содействовала преступной деятельности организованной группы, руководимой в период 2001-2012 годов Содиковым Н., а с января по октябрь 2013 года – Мадумаровым Р.


Так, под контролем и при содействии Каримовой Г. члены организованной преступной группы в период 2001-2013 годов совершили ряд преступлений, в числе которых:


– завладение путем вымогательства денежными средствами, акциями, долями и имущественными объектами граждан и предпринимателей на сумму 54,1 млрд. сум (акции Г.Гаибназарова в ОАО «Ташкентский завод по заготовке и переработке лома, отходов цветных металлов» и ООО «Ангрен-цемент» – 4,1 млрд. сум, денежные средства 4 млн. долл. США, 2 квартиры, 4 дома, 8 автомашин – 17,3 млрд. сум, доли Ш.Ахмедова в ООО «KOLORPAK» и «NASHRIYOT UYI TASVIR» – 1,9 млрд. сум и другие);


– хищение путем присвоения и растраты государственного имущества на сумму 344,6 млрд. сум при выкупе государственных акций, долей в различных предприятиях, приватизации имущественных объектов и реализации продукции по заниженным ценам (государственные доли в СП «Уздунробита» (49%) – 131,9 млрд. сум, СП ООО «Coca-Cola Ichimligi Uzbekistan LTD» (67,1%) – 14,6 млрд. сум, СП ООО «Rubicon Wireless Communication» (30%) – 9,6 млрд. сум, 50 объектов недвижимости – 20,4 млрд. сум и другие);
– уклонение от уплаты налогов на сумму 2 трлн. 91,4 млрд. сум в ходе деятельности хозяйствующих субъектов и оффшорных компаний, подконтрольных организованной преступной группе, путем занижения доходов (1 трлн. 570,3 млрд. сум), сумм выручки от оказанных услуг, работ и реализованных товаров (253,9 млрд. сум), незаконного применения льгот (266,2 млрд. сум), сокрытия налогооблагаемой базы в виде безвозмездных услуг, излишков основных средств и другие (994,3 млн. сум);


– уничтожение, повреждение и сокрытие документов, связанных с деятельностью подконтрольных организованной группе хозяйствующих субъектов и оффшорных компаний, в целях уклонения от уголовной ответственности.


По данным эпизодам Каримовой Г. предъявлено обвинение по ряду статей Уголовного кодекса Республики Узбекистан (165, 167, 179, 184, 227 и другие).


Вина Каримовой Г. в совершении данных преступлений подтверждается показаниями членов организованной преступной группы Содикова Н., Мадумарова Р., Сабирова Ш. и других, свидетелей, потерпевших, материалами проверок деятельности подконтрольных организованной группе 45 хозяйствующих субъектов и 16 оффшорных компаний, изъятыми письменными и вещественными доказательствами, заключениями экспертиз и другими доказательствами, собранными по делу.
Приговором Ташкентского областного суда по уголовным делам от 21 августа 2015 года Каримова Г. признана виновной в совершении инкриминированных преступлений и ей назначено наказание в виде 5 лет ограничения свободы.


Кроме того, продолжается расследование уголовного дела в отношении Каримовой Г., выделенного в отдельное производство по фактам содействия организованной преступной группе в совершении следующих преступлений:


– завладение чужим имуществом на сумму 1 трлн. 256,7 млрд. сум путем мошенничества при незаконной реализации радиочастотных ресурсов и земельных участков с узурпацией полномочий государственных органов (595 млн. долл. США или 866,7 млрд. сум), необоснованного взимания у абонентов операторов сотовой связи дополнительных комиссий при оплате услуг (390 млрд. сум);


– сокрытие иностранной валюты на сумму 1 млрд. 942,8 млн. долл. США и 29,1 млн. евро путем получения «откатов» на счета оффшорных компаний, подконтрольных организованной преступной группе, за лоббирование интересов различных лиц (869,3 млн. долл. США и 29 млн. евро), незаконной продажи радиочастот и земельных участков (520 млн. долл. США), вывода преступных доходов за рубеж под видом выплаты дивидендов и продажи долей (439,6 млн. долл. США), незаконного вывоза наличных средств (98 млн. долл. США), не инкассирования наличной выручки (11,2 млн. долл. США), не осуществления обязательной 50% продажи от выручки за экспортированные товары и услуги (4,6 млн. долл. США), импорта товаров по завышенным ценам (129,7 тыс. долл. США и 45,8 тыс. евро);


– нарушение таможенного законодательства на общую сумму 607,6 млрд. сум путем не указания в декларациях полного количества и занижения цен импортированных товаров (386,3 млрд. сум), сокрытия от таможенного контроля вывезенной наличной иностранной валюты (98 млн. долл. США или 209,4 млрд. сум), занижения стоимости экспортированной продукции (11,9 млрд. сум);


– нарушение правил торговли и оказания услуг на сумму 572,9 млрд. сум путем не инкассирования выручки от реализации товаров, выполненных работ и услуг (294,9 млрд. сум), незаконного обналичивания денежных средств (278 млрд. сум);


– подделка документов и их использование в целях придания вида законности преступной деятельности организованной группы;


– легализация доходов, полученных от преступной деятельности, путем приобретения жилых и нежилых объектов, другого имущества, осуществления переводов денежных средств по фиктивным контрактам между подконтрольными организованной преступной группе оффшорными компаниями.


По данным фактам Каримовой Г. предъявлено обвинение по статьям 168, 178, 182, 189, 228 и 243 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и в отношении нее избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.


Обвинение Каримовой Г. предъявлено на основании собранных по делу доказательств, в том числе показаний членов организованной преступной группы, свидетелей, потерпевших, материалов проверок деятельности подконтрольных организованной группе 14 фирм и 16 оффшорных компаний, изъятых письменных и вещественных доказательств, заключений экспертиз.


Общая сумма причиненного интересам государства и граждан ущерба по двум указанным уголовным делам составляет 1 трлн. 270 млрд. 200 млн. сум, 1 млрд. 651,8 млн. долл. США, 26,1 млн. евро (всего в национальной валюте – 3 трлн. 746,8 млн. сум).


По материалам следствия, на территории 12 зарубежных стран предварительно установлены легализованные активы организованной преступной группы на сумму 1 млрд. 394,1 млн. долл. США, 63,5 млн. евро, 27,1 млн. фунтов и 18,5 млн. франков, в том числе на территории:


Швейцарии – денежные средства 777,8 млн. долл. США и виллы в г.Колони стоимостью 18,5 млн. франков;


Швеции – денежные средства 30 млн. долл. США;


Великобритании – денежные средства 4,2 млн. фунтов, в г.Лондоне – дома, квартиры и виллы общей стоимостью 22,9 млн. фунтов;


Франции – в г.Париже – квартиры и замок «Шато де Грусси», в г.Сантропе – виллы общей стоимостью 52,5 млн. евро;


Латвии – денежные средства и ценные бумаги на 16,5 млн. долл. США, развлекательный центр в парковой зоне г.Риги стоимостью 9 млн. евро;


Ирландии – денежные средства и ценные бумаги на 300 млн. долл. США;


острова Мальта – самолет стоимостью 48,8 млн. долл. США;


Германии – денежные средства 2 млн. евро;


Испании – денежные средства 82 тыс. долл. США;


России – денежные средства 6 млн. долл. США, в г.Москве – пентхаус в жилом комплексе «Камелот», особняк в массиве «Рублевка» и 8 квартир, гостиничный комплекс, жилой дом и земельный участок общей стоимостью более 2 млн. долл. США;


Гонконга – денежные средства 67 млн. долл. США, пентхаус в небоскребе «The Arch» стоимостью 15 млн. долл. США;


Объединенных Арабских Эмиратов – денежные средства 32 млн. долл. США, золота и золотых сертификатов на сумму 31,5 млн. долл. США, в Дубае – пентхаус, 2 виллы, 2 гостиничных комплекса общей стоимостью 67,4 млн. долл. США.


В рамках международного сотрудничества компетентным органам иностранных государств направлены постановления следственных органов о наложении ареста на вышеуказанные активы организованной преступной группы.


В настоящее время продолжаются оперативно-следственные мероприятия по установлению других активов организованной преступной группы и их возврату в Узбекистан.


Управление по борьбе с организованной
преступностью и коррупцией
Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан


28.07.2017



Другие статьи в литературном дневнике: