Странные оценки экспертов

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекистан занял 160 место из 178 государств, отмеченных в рейтинге стран с точки зрения экономической свободы — Индекс экономической свободы 2015 года (Index of Economic Freedom 2015). Американский исследовательский центр «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) и газета The Wall Street Journal определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Анализ экономической свободы проводится Фондом с 1995 года. Степень свободы экономики рассчитывается по среднему арифметическому десяти показателей: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Таким образом, в «абсолютно свободной» экономике в итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе, соответственно, ноль.
Узбекистан получил индекс 47.0, то есть практически в середине между свободой и несвободой, хотя эксперты отнесли нашу республику к "несвободным" (те, кто имеет индекс ниже 50).
Показатели для Узбекистана имели следующие отметки:
Права собственности - 15,0.
Свобода от коррупции - 17,0.
Фискальная свобода - 90,2.
Участие правительства - 67,3.
Свобода предпринимательства - 73,1.
Свобода труда - 64,2.
Монетарная свобода - 63,5.
Свобода торговли - 69,8.
Свобода инвестиций - (прочерк).
Финансовая свобода - 10,0.
Повторю: чем выше цифра, тем лучше ситуация.
Меня всегда смущали нестыковки даже у авторитетных экспертов, которые выставляют индикаторы без взаимоувязки между собой. Разве может быть свобода предпринимательства при высокой коррупции и отсутствии финансовой свободы? При коррупции бизнес зажат в тисках негласными установками, непрозрачными финансовыми потоками и неясными правилами игры. Предприниматели становятся "дойной коровой" для хокимиятов и министерств и всяких проверяющих органов. Невозможно осуществлять инвестиции в различные сектора экономики, если высоко вмешательство правительства и зачем инвестировать, если право собственности - это фикция, в любой момент собственник может лишиться своих капиталов? Свобода труда - это выбор человека на место и форму работы, а между тем существует институт прописки, ограничивающий трудящего, существует т.н. "выездная виза", которая ставит под сомнение свободу передвижения. Если свобода и есть, то она, как ни странно, отражена в виде гастарбайтерства - почти 5 млн. узбекистанцев работает за границе. Свобода бизнеса - это также выбор того, что хочешь производить, а между тем дехкане и фермеры поставлены в такие условия, когда их принуждают производить невыгодные для них продукты - хлопок и зерно.
Монетарная свобода - это возможность доступа к финансово-денежным активам, между тем, бюджетные затраты государства нетранспарентны, банки выполняют миссию репрессивного органа, физические и юридические лица ограничены в доступе к своим же денежным ресурсам. Проблема, к слову, обналичить пластиковые карточки. Участие правительства.... в Узбекистане правительство активно участвует в фабрикации подзаконных актов, меняющих суть законов, или нормативных актов, которые лишь декларируют свободу всего, но на факте ужесточают контроль над всеми процессами. Или механизмы у "хороших" актов просто не работают.
Свобода торговли - это только у таких компаний, как "Абу Сахий", находящейся под крылом Лолы Тилляевой-Каримовой, но не для рядовых граждан. Свобода торговли на практике - это реализация контрабадной продукции и сокрытие доходов от налогообложения.
Таким образом, оценки экспертов больше наводят на размышление на объективность сегментов их рейтинга, хотя в целом они дают объективную общую картину для Узбекистана.



Другие статьи в литературном дневнике: