Швейцария и Гульнара Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

1. Почему Швейцария начала возвращать Узбекистану активы Гульнары Каримовой? С чем Вы это связываете?


На фоне российской агрессии в Украину и последовавших экономических и иных санкций США и Западной Европы в отношении Москвы, включая определенных физических лиц, связанных с высшей властью (чиновники, олигархи, их родственники), Швейцария ускорила процессы рассмотрения средств, хранящихся в стране, которые имеют криминальный оттенок. Официальный Берн не хочет ассоцирироваться с "Раем", где можно укрывать преступно нажитые активы. Ранее подобные возвраты осуществлялись в отношении африканских государств, откуда диктаторы и члены семей вывозили капиталы.
История Гульнары Каримовой началась еще в начале 2010-х годов и до настоящего времени не закончилась. У много вопросов у следствия к старшей дочери усопшего узбекского диктатора, но, к сожалению, она недосягаема для правоохранительных органов Швейцарии. Ее наказание еще при живом Исламе Каримове - это была попытка вывести ее из-под удара судебного преследования, поскольку за одно и тоже преступление дважды не наказывают. Однако все ее средства (имущество, деньги, ценности) были изъяты правительством и заморожены для дальнешего рассмотрения. Конечно, прокуроры Женевы хотели бы поставить точку в следствии, но сама узбекская сторона не стремится к этому, видимо, опасаясь ненужной утечки информации в отношении других фигурантов, которые ныне занимают немаленькие должности в правительстве.
Возврат финансовых средств Гульнары Каримовой в Узбекистан - это долгий процесс двусторонних и многосторонних договоренностей. Швейцария поддерживает гуманитарные проекты Ташкента и намерена содействовать экономическому и социальному развитию Узбекистана. Конечно, был выбран вариант, когда сложно выкрасть эти деньги или пустить на нецелевые затраты, например, закупку дорогих автомашин, строительство фешенебельных офисов, организацию бесполезных мероприятий и т.д. Подключение международных институтов усложнит повторный криминальный оборот средств, их сокрытие.
Конечно, нужна большая транспарентность в этом процессе и открытость Министерства финансов Узбекистана, соучастие гражданского сообщества.


2. В прошлом месяце адвокаты Гульнары выиграли суд по возврату ей более 300 млн долларов. Как Вы думаете, куда попадут эти деньги и достанется ли что-то семье Каримовой?


Как бы не радовались родственники Гульнары Каримовой, процесс еще не завершен. Суд просто не признал статус Гульнары, позволявшей ей оказывать влияние на принятие правительственных решений. Это связано с тем, что швейцарцы не могут уловить связи, когда не имеющая достаточных властных полномочий персона все же управляет финансово-материальными потоками государства, влияет на бюджет, и принуждает власти совершить незаконные акты. Ведь статусы замминистра иностранных дел по культуре или советника посольства, представителя в ООН, кем являлась Гульнара Исламовна на тот момент, слишком незначительны, чтобы принимать такие решения, однако не следует забывать, что она все это совершала под "крышей" своего отца. Уж Ислам Каримов не мешал ей в этом, хотя, я уверен, прекрасно был осведомлен о коррупционных сделках дочери.
Это специфика восточного общества, где не все формальное - законно, а закон - не имеет реальной силы. Все решается в рамках негласных договоренностей между определенными кланами, чиновниками, олигархами. Поэтому Гульнаре многое позволялось, пока она не нарушила договор, что привлекла внимание "посторонних"...
Удивляет то, что не получив доступа к главному фигуранту уголовного дела, швейцарские власти согласилитсь на раздел средств Гульнары Каримовой. Ведь должно быть определение суда, являются ли деньги криминальными, может ли Гульнара доказать чистоту этих активов? Необходим допрос, вызов свидетелей. И лишь потом выносить вердикт об использовании средств для тех или иных целей, включая возврат в Узбекистан.
Кроме того, возврат денег фирме "Такилант" опротестоваоли США, которые тоже ведут расследование, а их влияние сильнее, чем адвоката Гульнары. Вполне возможно, что эти деньги могут быть конфискованы Штатами, если будет их судебное решение.
Так что все может измениться. Скорее всего, эти деньги не попадут ни самой Гульнаре, ни ее детям, ни матери. Ведь необходимо будет им доказывать право на эти суммы, что тоже не просто. Ведь официально деньги принадлежат юридическому лицу и на других физических персон - соучастников ОПГ Гульнары Каримовой. Следствие рассматривало аффеллированность дочери президента и активов "Такилант" и прочих структур.
Есть еще незаконченные дела по СП "Зеромакс" - долги на миллиарды долларов, кредиторы тоже не спят.


3. Одним из условий возврата 131 млн. долларов по соглашению между Швейцарией и Узбекистаном является использование средств для развития социальной сферы. Верите ли Вы, что Узбекистан потратит миллионы по назначению? И какова будет в этом процессе роль координатора – трастового фонда ООН?


Вопрос в том, какие проекты намерено реализовать узбекское правительство в социальной сфере? Если строительство больниц, детских садов, школ, закупка оборудования, прокладка водопроводов, электрофикация поселков, то это благое дело. Но ведь должен быть контроль за тем, кто станет реализовывать эти проекты. Здесь большое пространство для коррупции: удорожание объектов, покупка материалов и оборудования выше рыночных, нецелевые затраты - все что имеет место ныне, и контроля за этим практически не существует. Это огромная работа, особенно в условиях закрытости государства. Ведь большинство тендеров и госзакупок - нетранспарентны, процессы договоренностей имеют латентный характер, а там взятки, откаты, хищения.
Я допускаю, что часть активов могут расхитить. Ведь так легко подтасовать финансовые документы. Участие гражданского сообщества ограничено. Кто будет выступать от имени гражданского сообщества - квазигосударственные структуры Узбекистана? Ангажированные лица? Псевдоправозащитники?
Единственная надежда на ООН, которая хотя и не является достаточно сильной организацией, однако может влиять на процесс распределения и использования данных ресурсов. Постоянная отчетность и транспарентность - вот основное требование гражданских активистов.


4. Что будет с остальными деньгами Гульнары Каримовой (более 1 млрд долларов), замороженных на счетах зарубежных банков? Вернутся ли они когда-нибудь в Узбекистан?


Как я говорил, на эту сумму имеют виды кредиторы "Зеромакса", США, физические лица, которые пострадали от режима Ислама Каримова и требуют компенсации (граждане и неграждане Узбекистана). Возможно, часть денег, если они вернутся в Узбекистан, пойдет на покрытие их ущерба.
Я уверен в том, что это еще не все деньги, которые спрятаны Гульнарой Каримовой. Часть средств пока не доступны для правоохранительных органов. Ведь Гульнара Каримова в своем письме к президенту Узбекистана Шавкату Мирзияеву говорила, что рада переводу средств на счета Министерства финансов - то есть легко распрощалась с ними. Гульнара, как говорят люди, ее знающие, скупая женщина...


5. На Ваш взгляд, есть ли шансы у Каримовой когда-нибудь выйти на свободу?


Пока у власти те, кто работал при Исламе Каримове и о которых хорошо осведомлена сама Гульнара, то свободы ей не видать. У длинного языка короткая жизнь, и поэтому ее держат в колонии, не позволяя адвокату или представителям швейцарской прокуратуры с ней встречаться. Каримова нанесла урон тем структурам, кто вывозил капиталы за границу, и многим пришлось менять схемы, тратить больше на конспирацию. Ведь все маршруты разработывались годами, привлекались спецслужбы для этой операции, а тут ненужное внимание к узбекам...
Такое не прощают. Но и уничтожить Гульнару не могут - на ней сконцентрировано международное внимание. Просто все ждут ее естественного ухода...



Другие статьи в литературном дневнике: