Остановить конфликт

Алишер Таксанов: литературный дневник

У меня нет особой позиции по ситуации на Украине. Я слушаю представителей двух сторон, и воспримаю их аргументы и факты в равной степени. Но я не желаю гражданской войны в этой чудесной стране и тем более российского военного вмешательства, уверен, что украинцы сами разберутся в своих делах. Другое дело, если Западная и Восточная Украина войдет в конфликт между собой и произойдет то, что произошло на Корейском полуорстрове - возникли совершенно два противоположных во всем государства. Тогда это будет новые Балканы, бспощадная и бессмысленная война.
Может, тогда будут и нужно российские миротворческие силы, но не раньше, иначе это спровоцирует одну из сторон к военным действиям.
Но проецируя данную ситуацию на Центральную Азию, то хочу отметить, что несколько подобная ситуация имела место в июне 2010 года в Кыргызстане, в южных областях. Тогда произошел ожесточенный конфликт между этническими узбеками и кыргызами. Причем конфликт был в поселках с преимущественно узбекским населением, и пострадали именно в большей степени узбеки. В итоге сотни убитых и раненных, десятки тысячи в бегах, тысячи материальных объектов уничтожены. Виновнх не искали и не наказали. Точнее, виновным представили только одну сторону - узбеков.
Было понятно, что организаторы этого конфликта хотели вовлечения Ислама Каримова. Конечно, это могло раздуть пожар по всей Ферганской долине. Некоторые говорят, что узбекский президент постпил мудро и не отреагировал на собтия в г.Ош и Джлал-Абде Кыргызстан, этим самым сохранил мир. Однако... грош цена такому миру, если конфликт не исчерпан, виновные не наказаны, узбеки покидают свои места проживания.
Ислам Каримов знал, что от него хотят, но мог поступить так, как считалось бы справедливым и верным - остановить этническую резню в соседней республике. Да, они - не подданные Узбекистана, но этим людям неоткуда было ждать помощи. Центральная власть оказалась бессильной и не способной остановить конфликт, а может, даже заинтересованной в ней. Узбекистан имел техническую и военную возможность погасить конфликт, и потом уйти из южных областей Кыргызстана.
Всего лишь остановить насилия и ждать миротворческих сил других стран. Но Каримов решил не играть в "поддавки" - не поддаться провокации. Эта игра стоила жизни шести сотен жизней...
Поэтому я презираю Каримова еще в том, что он пытался после Андижана показать свое лицо как человека, не стремящего решать чужие дела, мол, это внутренний конфликт Кыргызстана и пускай тамошняя власть разбирает его. Он поступил не как стратег-политик, ни как настоящий миротворец, а как жалкий тиран, желающий только сохранить себя и свою власть...



Другие статьи в литературном дневнике: