Интервью для Дойче Велле

Алишер Таксанов: литературный дневник

Вышла статья с моим интервью для "Дойче Велле". Брал интервью Галим Фасхутдинов
(см. http://www.dw.de/dw/article/0,,15853857,00.html).
Между тем, хотел бы дать свой развернутый ответ, поскольку лишь 1% информации попал в публикацию:



Вопрос: С 1 апреля Узбекистан прекратил подачу газа Таджикистану. Выдвигаются разные версии случившегося. В их числе предположения, что Узбекистан сам начнет испытывать с апреля дефицит газа из-за экспорта голубого топлива в Китай по линии газопровода «Центральная Азия – Китай». Вторая версия, что Таджикистан не подписал контракт на второй квартал. Третья версия, что Узбекистан пытается надавить на Таджикистан для решения пограничных споров, в частности, участков расположенных на севере – зоны Фархадской ГЭС. Чего, на Ваш взгляд больше в этом ситуации- политики или все-таки весь вопрос в цене на газ и каких-то других проблемах экономического характера?


Ответ: К сожалению, политика в этом вопросе превалирует над экономическими отношениями. Газ, транзит, торговля, долг – это «испытанный» и эффективный с точки зрения официального Ташкента инструмент давления на соседа, испытывающего сложности в этом направлении. Проблема заключается в том, что если у нынешнего узбекского руководства возникает идея «фикс», то она начинает работать интенсивно, отбрасывая в сторону экономические выгоды, политические реалии, морально-этические аспекты. Это как испорченная компьютерная программа, все «зависает».
Естественно, нельзя скидывать со счетов какие-то объективные реалии, может, действительно, существует дефицит газа и контракт подписан до конца первого квартала, но уж больно контрастно они выглядят на фоне узбекско-таджикских отношений. Недружественный акт – заполнять брешь экспорта в Китай за счет таджикских импортеров; может, и не подписали документы на продолжение поставок в Таджикистан, поскольку просто этого не хотели делать. Цены и условия – вещи регулируемые, их разрешают путем компромиссов и уступок, поскольку живем мы не на разных континентах, все-таки соседи, можно всегда договориться.
Я еще раз говорю, что основа всех проблем лежит в политической плоскости и желании Ташкента влиять на соседей, демонстрировать свою силу и лидерство через механизмы принуждения и давления. Хотя подобное отношение может привести к печальным последствиям для самого Узбекистана – если все наши соседи объединяться и объявят бойкот, то в ловушке окажется наша республика. Ни транзита, ни экспорта и импорта, ни туристов и выезда мигрантов – ничего! Экономика рухнет в одночасье, и тогда начнется бурление в котле самого узбекского государства.


Вопрос: С конца марта Узбекистан начал демонтаж участка железной дороги, соединяющей Узбекистан с Хатлонской областью Таджикистана. Хотелось бы узнать Ваше мнение.


Ответ: Демонтаж железнодорожного полотна – это открытый акт недоброжелательской доктрины Ташкента в отношении соседей. За транзит узбекская сторона могла иметь неплохие финансовые результаты, однако видно, что дело не в деньгах и не занятости населения в обслуживании транзитных перевозок, а в том, что изыскиваются разносторонние возможности оказывать давление. Понятное дело, что с соседями так не поступают, да только Ташкент предпочитает «дипломатию канонерок», и это яркая сторона внешней политики Ислама Каримова, взявшего в качестве государственного символа средневекового захватчика и агрессора – Амира Темура, который действовал зачастую вероломно и жестоко с другими странами. Приверженец его механизмов узбекский президент считает своим долгом действовать подобными методами.
В 2011 году произошло снижение двусторонней торговли на 6,7% по сравнению с предыдущим годом. Казалось бы, выгодно нам торговать: в 2010 и 2011 годах экспорт в Таджикистан составил $120,7 млн. и $119,0 млн., а импорт – $12,7 млн. и $5,5 млн. Мудрый стратег всегда будет поддерживать и развивать экспортный потенциал, а железная дорога – это элемент экспортных операций, так к чему лишать себя почвы? Ответ очевиден: нужно продолжать политику блокады соседа. А тут все средства хороши. Другим свидетельством явного пренебрежения является факт назначения послом Узбекистана в Душанбе Шокасыма Шоисламова, который будучи в ранге заместителя министра иностранных дел был одним из разработчиков программы жестких взаимоотношений с соседями, в том числе и с Таджикистаном.


Алишер Таксанов,
бывший 1-й секретарь Управления стран СНГ МИД Узбекистана



Другие статьи в литературном дневнике: