Абвгдейка от миллий тикланиш

Алишер Таксанов: литературный дневник

В детстве, как я помню, любил передачу «АБВГДЕЙка» - веселая такая, музыкальная, шуток много, но самое главное, познавательная для детей. Подрос я, стал увлекаться «Клубом кинопутешествий» с Юрием Сенкевичем и «В мире животных» с Николаем Дроздовым – тоже хорошие передачи, много информации они несли, особенно, если одновременно изучаешь географию, историю и биологию в школе (тогда еще не было иностранных «Дискавери» или «Живая планета» на советских каналах, но нашинских научно-популярных программ было достаточно и не менее информативнонасыщенных).


Позже потянуло меня на «Прожектор перестройки» - интересовала политика Горбачева, и тоже многое из реальной жизни почерпнул, в частности, как внедрялись рыночные механизмы – хозрасчет, аренда, кооперация... Как экономисту было интересно и познавательно.
Прошли года, появились новые передачи, но нет прежней изюминки. Скучно. Даже предвыборная борьба текущего года кажется приготовлением элементарного картофельного пюре – нет ничего такого, чтобы гурман (а телезритель именно таков) вскрикнул: «Вкусно! Это я проглочу с большим аппетитом!»


Не видел я, к сожалению, выступлений инкубаторских кандидатов в депутаты в разные там представительные органы, а то хотелось бы посмотреть на чудо-людей, приготавляющих пюре так, словно делают мексиканское или индонезийское блюдо (это я помню из предыдущих выборов). Зато сумел прочитать краткий обзор, о чем лопочут они перед зевающими телезрителями, в Интернете. Вот очередную пьеску выдал сайт СНБ Узбекистана «Пресс-Уз.Инфо».
Читаю статью «Экономическая политика «Миллий тикланиш», борющейся обычно за сохранение национальных ценностей» от 07.12.2009/13:53 (см.

Читаю снова, и опять двадцать пять! – ничего понять не могу. Вроде бы по-русски написано, но смысла никакого. Или я, прожив три с половиной года за границей, отупел?
Решил читать с расстановкой и анализировать. Итак:


«Предвыборная агитация политических партий через СМИ
набирает обороты. Они используют еженедельное 40-минутное
эфирное время, отведенное каждой из них специальным
Постановлением Центризбиркома Республики Узбекистан,
для разъяснения и пропаганды своей предвыборной платформы
электорату».
Так, так, главный показатель агитации – это оборачиваемость СМИ. Тем быстрее обернется СМИ вокруг своей оси или оси власти, тем больше зачтется то ли электоратом, то ли Избиркомом, то ли еще кем-то (может ОБСЕ?).
Ладно, это не столь важно, важно, чего там выдают чудо-кандидаты в предвыборных программах партии...


«На днях с 15 минутным телеобращением к избирателям
выступили представители Демократической партии Узбекистана
(ДПУ) «Миллий тикланиш» и рассказали о приоритетных
экономических направлениях ее предвыборной программы».
Гм, а что нового откроют партийцы, если их основная политическая программа списана с книг Ислама Каримова, а их знает ныне каждый студент и школьник? Или что-то выцедили из последнего великого труда «Мировой финансово-экономический кризис...» и развернули как собственную инициативу, типа, надомничество развивать, банки капитализировать, село поднять?.. Если бы партийцы миллий-тикланишты выдвинули что-то альтернативное президенту - было бы интересно, а так и слушать не стоит – все в ура-патриотических статьях «Халк сузи» расписано, а эту газету все равно выписывать заставляют.


«Как отметила член партии Насиба Миродилова, товары,
производимые в самом Узбекистане могут конкурировать
с товарами из развитых стран по себестоимости».
Вот это открытие! Срочно Нобелевскую премию госпоже Миродиловой! Страны Запада уже на коленях стоят, плачут, сжалиться просят! Вот что главное для нас – конкурировать по себестоимости, а что касается качества – так хрен с ним. Нам главное вылезти на рынок развитых стран, а там хоть трава пускай не растет! Насиба-опа с позиции экономического разума полагает, что низкой себестоимостью нам откроются все врата мира – заходите, демпинговщики дорогие, расстилайте на травке подстилки, выкладывайте товарчик и продавайте за СКВ. Здешний народ любит халявные цены.
Сейчас никто на Западе не клюет на крючек «низкая себестоимость» - остались за бортом те времена. Сейчас важное – качество и безопасность изделия. А чем может порадовать Узбекистан мир?
К тому же низкая себестоимость определена в республике не за счет внедрения новых технологий и улучшения производства, снижения материальных издержек, а потому что вовлекается рабский труд. Одежда выкроена из ткани, ткань сделана из хлопка, а собирали хлопок – рабы. Вот вам и ответ, почему так низко... Развитое у нас рабовладельчество по пяти принципам, и это есть, судя по всему, часть экономической доктрины «Миллий тикланиш» для последующего парламентского периода.


«Главной задачей сегодняшнего дня является производство
высококачественной продукции и ее реализация на рынках мира».
Если уж быть откровенным, это задача была и вчера, и сегодня, и будет на завтра... Но вообще-то, нужно заполнить местный рынок товарами и услугами, а потом думать об экспорте. Это все равно что босому сапожнику шить сапоги для купца из-за границы – сам в чем ходить будешь по горячим камням или по снегу?


«Сегодня созданы все необходимые условия для дальнейшего
развития индустрии местного товаропроизводства. Но она
нуждается в высоких технологиях и высококвалифицированных
кадрах. Наша партия будет содействовать решению этой
проблемы, в частности, обучению молодежи».
Если созданы все условия для развития индустрии, то почему она в чем-то нуждается – ведь все для этого уже есть? Откуда партия выкачает высокие технологии – промышленным шпионажем займется, или деньги есть за закупки ноу-хау, или сама взрастит ученых-инженеров? А разве всем этим – обучением молодежи и технологиями не занято сейчас государство, частный бизнес? Что нового предлагает партия «Миллий тикланиш»?


«Еще одной не менее важной задачей для нашей партии
является дальнейшее развитие сферы переработки
сельхозпродукции с целью создания новых рабочих мест
в сельской местности», сказала она».
Ага, партия занята переработкой сельхозпродукции, вот почему не видно эту организацию на политическом пространстве – все ее члены ушли на трудовой фронт, перерабатывают хлопок, зерно, кишмиш, урюк, создавая этим сами себе рабочие места.


«По словам представителя партии Улугбека Жолменова,
Узбекистан имеет не только автомобильную, но
и авиационную промышленность».
Ух ты! А мы этого не знали. Открытие сделал г-н Жолменов!


«Если пойти по пути дальнейшей локализации производства
комплектующих деталей для самолетов и автомобилей, то
будут созданы дополнительные рабочие места».
Умно, умно, раньше до этого никто не додумался... Ай да Улугбек, ай да молодец, возьми с полки самсу! В Минтруде тебе кресло приготовили и папку для умных идей приложили, там можно еще про тракторостроение и хлопкопераработку написать, о существовании которых никто не знает в мире.


«Развивая мысль своего однопартийца, депутат нижней
палаты узбекского парламента Олим Усаров сказал, что
программа локализации поможет увеличить количество и
качество производимой продукции и обеспечить ее
конкурентоспособность».
Молодец Усаров, хорошо сказал. Запишу-ка я эту умную мысль в книжечку. Студенты, наверное, сразу ухватились за эту идею и в рефераты вписали – теперь им зачет обеспечен! Еще бы – сам депутат такое сказал, а он уж не врет-то. Без этой программы хреново будет с качеством, совсем худо с количеством, а про конкурентоспособность и мямлить не станем.


«Он обратил внимание телезрителей на то, что еще
одним приоритетным направлением предвыборной программы
партии является протекционизм и развитие внутреннего
рынка. «На мой взгляд, мы сможем этого добиться этого
путем борьбы против импорта некачественной продукции,
ввозимой в страну контрабандой», подчеркнул узбекский
парламентарий».
Мда, что не слово – так мудрость восточная! Протекционизм – это все, на что способна узбекская экономическая политика, а на иные версии Ислам Каримов просто импотент. Хочу заметить, что протекционизм необходим лишь на короткое время, иначе производимая продукция становится абсолютно неконкурентоспособной ни на мировом, ни на отечественном рынке. Если некачественная контрабанда рекой течет в Узбекистан и народ ее раскупает, то это означает, что даже такой товар лучше, чем производимый в республике. Вот это следовало бы понять «миллий-тикланишту» Олим-ака.


«Другой представитель «Миллий тикланиш» Алишер Тухтабоев
рассказал, что политика протекционизма является обычной
практикой в других странах мира и для этого даже страны
с развитой экономикой используют различные механизмы.
Нелишне было бы и Узбекистану внедрить подобную практику
для защиты своих товаропроизводителей».
Народ это слушал и тихо снимал лапшу с ушей. Товаропроизводители отплевывались, потому что не протекционизм им нужен, а нормальное налогообложение, эффективность законов, защита собственности и инвестиций, а с качеством и количеством товаров они как-нибудь сами определятся. Точнее, рынок определит.
Бизнесмену бы найти защиту не от иностранной продукции, а от ментов и прокурорщиков, которые устраивают соревнования по проверке предприятий и выявлению нанесенных экономических ущербов с последующим высасыванием в личный карман тех средств, что не успело отобрать государство в виде налогов, внебюджетных изъятий, пошлин и комиссионных.
Вот об этом стоило сказать представителям партии «Миллий тикланиш».


«Подводя итоги 15-минутного телеобращения представителей
ДПУ «Миллий тикланиш» Олим Усаров сказал, что избиратели,
голосуя за кандидатов от этой партии, могут внести огромный
вклад в развитие страны».
Заметьте: голос – вклад. Ты голосуешь и ты вносишь бабло в развитие страны. Так что, дорогой избиратель, развязывай кошельки, доставай монету, чтобы внести огромный вклад в дело партии «Миллий тикланиш» - поддержать хиреющую экономику, ибо на пяти принципах и семи приоритетах ей, как Земле на слонах, а слонам – на ките, не устоять.


«В свою очередь напоминаем, что, согласно Постановлению
ЦИК о предвыборной агитации в СМИ политических партий и
кандидатов в депутаты во время избирательной кампании по
выборам в Олий Мажлис, каждой политической партии выделяется
одинаковое эфирное время, то есть в неделю на каждом
телерадиоканале по 40 минут в теле- и радиоэфире, в том
числе 2 раза по 15 минут на теле- и радиопередачу, 5 минут
— лидерам политической партии. Теле- и радиоролики всех
политических партий даются в эфир единым пятиминутным
блоком (по 75 сек. для каждой партии). Согласно этому же
документу, выступления членов ДПУ «Миллий тикланиш»
проходят по вторникам».
Короче, хотите вспомнить «АБВГДЕЙку» - включайте по вторникам телевизор. Потому что там познавательное найдут только малыши, которые начинают ходить и самостоятельно садиться на горшок. Они-то – будущий электрорат, который будет жить в стране, где развитое рабовладельчество от «Миллий тикланиш» давно штампует протекционистские товары высокого качества и количества.


А взрослым лучше заниматься обычным делом – ужин готовить, с друзьями поболтать, на завтрашний день реальную программу жизни расчерчить. И не пудрить себе мозги с подобными экономическими раскладками, от которых нафталином и гуталином несет.



Другие статьи в литературном дневнике: