Все началось со взятки

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, для тех, кто считает, что Гульнара Каримова у них, простых граждан ничего не воровала, а взятки - это всего лишь сумма лоббирования иностранных компаний для продвижения своей продукции или услуг на национальный рынок Узбекистана. То есть это оплата за содействие в этом процессе. Плюс, Гугу не была чиновников такого уровня, которая принимала такие решения или подписывала бумаги правительственного характера. Иначе говоря, замминистра МИД по культурным связям не увязана с рынком телекоммуникационных услуг. С нее как с Гуся вода...
Хочу заметить, коррупция - это система, которая использует различные формы и механизмы хищения государственных и негосударственных активов, и ее трудно порой интерпретировать как коррупцию, настолькол она латентна, видоизменчива, аморфна. Хотя очевидно, что здесь речь идет не о лоббировании интересов, а именно об использовании власти для получения взятки. Гульнара, конечно, не работала в Кабинете Министров, не была на руководящей должности в Министерстве информационных технологий и связи, однако ее особый статус - дочери президента! - создавал негласные условия для формирования коррупционной среды. Она напрямую обращалась к чиновникам, действуя от имени отца, который, в свою очередь, никак не останавливал ее, а значит, поощрял и содействовал всему этому. Он не мог не знать о сделках дочери с крупными иностранными компаниями - ибо речь идет о сотнях миллионов долларов, а такие деньги трудно упрятать или скрыть от бдительных взглядов правоохранительных органов. Таков Восток, когда семья участвует не только в управлении страной, но и ее ограблении.
Сам Каримов дал повод ей действовать коррупционными схемами, когда допустил узбекско-швейцарскую компанию "Зеромакс" (неофициальная владельца Гугу) на национальный рынок углеводородов, строительства и прочего. К примеру, без тендера "Зеромакс" получил право на строительство абсолютно бесполезного для страны Дворца международных форумов. Это был элементарный распил бабла, и Гульнара поживилась на этом. Конечно, она пошла дальше и уже не стеснялась работать по таким схемам с иностранными агентами. Отец-учитель открыл ей путь в мир международной коррупции.
Шведско-финская компания "ТелиаСонера" могла сама обратиться в Министерство за лицензией, благо законы на тот момент это позволяли, однако пошла по другой стезе - через подкуп. Иностранцам казалось, что работать под "крышей" старшей дочери диктатора наиболее эффективно и безопасно, чем самостоятельно это делать. Это называлось "скупка государства", и такие механизмы обычно работают в странах "третьего мира" (а Узбекистан опустился на такую планку после распада СССР). В итоге "ТелиаСонера" перекупила лицензию от "Такиланта", которая за несколько недель до этого получила это право без каких-либо обоснований. Я уверен, что никаких документов фирма "Такилант" для работы в Узбекистане в Министерство не подавала (их и не существует), это была просто офшорная компания для получения отката/взятки, и свою миссию она выполнила. В итоге лицензия обошлась шведам-финам в 300 млн. долларов, хотя ее практическая цена не превышала 10 тыс. долларов. К тому же передача лицензии третьему лицу запрещалось законом, но на это закрыли глаза.
Защиту иностранцы все равно не получили, более того, телесотовая компания стала обдираться той же Гульнарой, которая прекрасно знала подноготную работы "ТелиаСонера": ведь все началось с преступления. И протестовать иностранцам-инвесторам, измазанным нечестными сделками, было уже невозможно. Они с самого начала выбрали ошибочный и преступный вариант работы в Узбекистане, за что поплатились на миллиарды долларов. Для них это станет уроком. И для других тоже.
Взятка даже от иностранных фирм - это воровство у узбекского народа. Потому что такие суммы могли быть инвестированы в отрасль телекоммуникации, и связь/интернет были бы доступны в ценовом дипапазоне для каждого жителя. В итоге "ТелиаСонера" пришлось возвращать "вложения" через высокие тарифы, а их оплачивали вы, обычные граждане и нерезиденты Узбекистана. Так что это скрытая форма воровства.
Самое страшное, что это вошло в образ жизни, в ментальность узбеков, что без взятки и откатов работать в рамках "узбекской модели" невозможно. Может, проще, но страдает от этого экономика и конечные потребители товаров и услуг - граждане.
А они, как зомби, продолжают идти к памятнику Исламу Каримову, чтобы поблагодарить за "мирное небо" и "несогнутые колени"...



Другие статьи в литературном дневнике: