Запрограммированный кризис

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Книга Дэвида Николса "Мы" раскрывает Европу изнутри и помогает понять всю её слабость и уязвимость. Да и безнадёжность, пожалуй.
Хотя, казалось бы, она посвящена исключительно истории одной семьи и попыткам её главы сохранить её.
Многие десятилетия в Европе, восстановившейся после Второй мировой войны, не в последнюю очередь за счёт ресурсов колоний, царил культ наслаждения жизнью.
Молодёжь пускалась во все тяжкие:алкоголь, наркотики, случайные связи.
Культ труда в такой среде не приветствовался. Пока молод, надо наслаждаться жизнью, благо стирание границ между странами даёт возможность кочевать из одной страны в другую и всюду чувствовать себя своими.
Семья, глава которой рассказывает о её проблемах в книге Мы", создана из художницы, прошедшей все прелести "вольной жизни", и учёного, привыкшего к тяжёлому труду, не могла не испытывать трудности совместной жизни.
И она их испытывает, потому что воспитываемый ею сын, "маменькин" и по духу, который та вложила в него. А дух этот крепко продолжает сидеть в ней, и она всегда берёт сторону сына против мужа, стремящегося воспитать в сыне стойкий интерес хоть к чему-то.
Всё повторяется:в Европе выросло очередное поколение, которое спешит наслаждаться жизнью.
И этот "стиль" жизни манит молодёжь и из других мест планеты, как австралийку Кэт, которая в двадцать шесть лет продолжает кочевать с баяном по европейским странам, ночует, где попало, подворовывает, вступает "в отношения" и почти порвала связи с родными.
И таким же путём пошёл сын из английской семьи из книги "Мы", но с гитарой, не желая терпеть диктат отца.
В ЕС обеспокоены таким положением с молодёжью? Ничуть не бывало. Наоборот, даже разработали программы почти бесплатного путешествия по странам Европы, чтобы та видела, как хорошо жить в единой Европе, и поддерживала политиков, провозглашающих ещё большее единение.
Поэтому и понадобились мигранты в большом количестве, работать же кому-то надо.
А старая Европа тем временем разваливается, но её ещё хватит на век жадных "властителей мира", а там - хоть трава не расти.
Но иллюзии, будто Европа всё та же, продолжают жить, хотя все уже видят, что кризисы нарастают, и ни один из них в Европе не способгы разрешить.



Другие статьи в литературном дневнике: