Заценил

Артем Ферье: литературный дневник

новое Постановление Пленума ВС о необходимой обороне.
Навскидку - не так уж сильно отличается от Постановления 84-го года. Кое-где - просто копи-пейст.
Но надобность воспроизвести то, что сказало было ещё тридцать лет назад, - вероятно, имелась. Поскольку крайне неудачная изначальная формулировка ст.37 в новом УК будто бы требовала соблюдения каких-то пределов вреда посягающему даже при обороне от смертельно опасного нападения. И могло показаться низовым судам (и казалось на практике), будто в некоторых частях смысл того, советского ещё, Постановления - аннулирован.
Потом, слав-те-хгосподи, законодатель опамятовался, опохмелился - и привёл ст.37 к виду по крайней мере не менее "вменяемому", чем имела ст.13 УК РСФСР. Но чтобы всё же вдолбить в низовые судейские головы, что теперь опять не надо требовать от людей куртуазности, когда их уже нипадецки начинают резать, - понадобилось издать новое Постановление. Что ж, оперативненько. И девяти лет не прошло :-)


Правда, несмотря на общий "копи-пейст", некоторые моменты освещены полнее и детальнее, чем было в советском Постановлении.
Вот, намекнули особо, что если прям у себя дома обнаружишь внезапного визитёра, да ещё и в ночное время, - имеешь право так перепужаться из всех стволов, что это будут сугубо его проблемы.
Опять же, внесли некоторую ясность касательно ловушек и прочих автоматических систем для защиты своей недвижимости от чужеродного всякого вторжения. Мол, ежели они законные - тогда всё в порядке. А ежели незаконные - тогда ай-ай-ай. Но я это почитал - и для меня открытым вопрос остался: вот если дачник "забывает" на столе водочную бутылку с метанолом - ему по-прежнему будут мозг сношать в судебном порядке, коли говно какое потравится, из местных мародёров? Метанол-то - в принципе законная в хозяйстве жидкость.
Или вот если вполне законный капкан медвежий под коврик приладит - и ворюга какой охромеет?
То есть, вот это они, судейские, гарантируют, что был бы "сюрприз" не миной и не растяжкой с Ф1, - то всё в порядке? Хотелось бы верить. Но - всё же там как-то очень неопределённо сказано.


Вообще же, практика показывает, что можно напринимать сколь угодно благостные законы и постановления по необходимой обороне, типа, кто чего должен сказать и какую позу занять, чтобы его посягательство могло быть правомерно признано смертельно опасным, и невозбранно отбито всеми силами и средствами, но по жизни, что видят менты и судья - так это два перца, оба, скажем, с ножами, только один из них мёртвый и уже ничего не скажет, а другой - живой, и может говорить, что угодно. В частности, что покойничег - злодей, который угрожал со всем своим злодейством, требовал отдать ему деньги, честь и достоинство, махал своим ножиком, намереваясь причинить тяжкий ущерб здоровью или даже жизни, а потому - выхода другого не было, как полоснуть его в целях неизбежной самозащиты.


И может, оно так. А может - всё наоборот. Может, вам просто ****о его не понравилось. Подошли, засадили ему шабер под рёбра, да в обмякшую его ладошку вложили другой ножичек, специально для этой цели припасённый. Поди знай!


Поэтому, святое всё же правило: если тебе пришлось кого-то грохнуть в состоянии необходимой самообороны - не спеши уведомить об этом органы. Медали - по-любому не будет. А будет такая нервотрёпка, что не дай бог никому. И лучший вариант, если никто вашей коллизии не видел, - просто съебаться и не отсвечивать. И уповать на то, что если на тебя выйдет какой-то особо ушлый сыскарь - так он, небось, ещё и умный. А значит, можно будет договориться, если один на один побеседовать. Но если всё сразу под протокол, и ваша причастность изначально засвечена перед большим кругом официальных лиц, - там такой возможности не будет, разойтись по душам и по разуму.


Тут вспоминается одна история, которую я намерен изложить в своей Автобиографи, а потому здесь она будет своего рода спойлером (для тех, кого моя Автобиографь в принципе интересует, конечно).
Но сейчас - не могу не припомнить.
Было это в девяносто седьмом. До того я задружился с одним молодым совсем лейтенантом юстиции, Юрой Моховым, а моей подругой была лейтенант ФСБ Оля, а у неё была подруга - Лена (тоже лейтенант ФСБ). При этом, с Олей я практически официально сожительствовал на корпоративной хате, а к Ленке - просто хорошо относился, поскольку она тоже была классная, очень неглупая и недряная барышня, хотя в ту пору чересчур увлекалась богемным развратом и кокаином. Но вот так вышло, что они познакомились с Юркой - и через полгода поженились. И действительно любили друг друга. До такой степени, что Лена вообще перестала развратничать и нюхать кокс (а Юра - он такой очень наивный, чистый анфан тогда был).
И вот так случилось, что Юрку чуть не убили. Напали в подъезде его же дома - и порезали так, что чудом жив остался. Слава богу, соседка-собачница выгуливаться шла - обнаружила, успели в Склиф доставить.
Я тогда в Штатах был, работал ганраннером. Продвигал, можно сказать, продукцию отечественного ижевского производителя на внешний рынок, что хорошо в моих глазах. Одновременно - обеспечивал одну дружественную нам мичиганскую правозащитную организацию необходимым для правозащиты инструментарием (какой на прилавке даже в Штатах не лежит). И это было тем более хорошо в моих глазах. И это соответствует нашей корпоративной политике - усиление наших правых союзников везде, где имеется риск "олевения" правительства. Тем более - в такой важной стране, как Штаты. Ну да не суть.


Короче, известие о почти смертельном ранении Юры - я получил от Ленки. И вылетел в Москву тотчас же, благо, оружейные дела уже были в шляпе.


Конечно, все наши встали на уши ещё задолго до моего прибытия. Нам было очень важно найти того, кто это сделал с Юркой. Мы бы впряглись по полной, даже если б он был сам по себе, поскольку мы не бросаем своих друзей в органах или где бы то ни было, но он - был сыном полковника из ГСУ при ГУВД Москвы, и мы как бы обещали его папаше, что наши с ним игры ему вреда не принесут. Соответственно, нужно было кровь из носу найти тех, кто порезал Юрку, и оценить, связано ли это как-то с нашими играми.

Пока я летел из Джей-Эф-Кей в Хитроу - наши буквально по крюкам развесили одну местечковую мелкокриминальную группировку, которая поимела некоторый конфликт с Юркой незадолго до того (он шил одному из их центровых хулиганку с оружием за пьяный дебош в кабаке), но там - оказалось мимо. Как и по всем прочим его делам. Как и по всем отцовским его делам.


Потом стали приходить результаты экспертиз. У Юрки было около тридцати ножевых ударов, преимущественно неопасных для жизни, что указывало на дилетанта, но первый - шёл под лопатку в сердце. И если б не ремень оперативной кобуры (которую я, в общем-то, заставил его носить в своё время, прибегая чуть ли не к порке), если б клинок не соскользнул чуток - то никакого Склифа бы не было. А значит, бил - очень хладнокровный профессионал, косящий под дилетанта.


И мы его почти уж вычислили. Мы даже закинули кое-какие удочки. Но тут - мне позвонила Лена.
"Артём, я поняла, что вы на верном пути, - но не трудитесь. Думаю, не телефонный разговор?"


Мы встретились в одной кафешке, и она поведала:
"Я почти сразу поняла, что это мой бывший. Очень крутой парень, герой войны, капитан спецназа ФСБ... полный психопат. Я от него к Юрке-то и ушла именно потому, что искала какую-то противоположность. Вернее, я просто ушла, мы просто расстались. А Юрка - уж потом подвернулся. Он, Сергей, был когда-то классный - но у него крыша совсем поехала. Ему дали уволиться - когда он скандал в ресторане закатил, кому-то чего-то поломал неслабо и многократно, и даже я не могла урезонить".


Я молчал. Я чувствовал, что барышне нужно выговориться.
Она, прикурив, продолжила:
"И мы вроде мирно расстались - но я его знаю. Он же хоть и "дуболом" - но чекист. Прямыми путями не ходит. И когда он вот прямо в ту ночь позвонил, в ту ночь, когда я с Юркой в Склифе была, - я всё поняла. "Лен, чего-то у тебя голос какой-то очень усталый. Может, помощь какая нужна?" Ведь он хоть и чекист - но "дуболом".


"Я договорилась о встрече, приехала к нему. Немножко поговорила, чтобы точно выяснить, потом достала из сумочки пачку сигарет, стала искать там зажигалку - и прямо через сумочку засадила в него все шесть пуль из ПСС. Ну, который ты мне подарил на свадьбу. Юрке - Вальтер, который носить его мы заставляли, мне - ПСС. Да, хороший подарок".


"Потом стала смотреть его, Серёгины, телефоны. И увидела на его мобильнике твой номер, совсем недавний вызов. Ну и поняла, что вы уже слишком близко. Вот и решила тебе позвонить... Да, этот ПСС, твой подарок, я, не обижайся, в Терлецком пруду утопила".


"Нового не дам, - хмуровато сказал я и обнадёжил: - Да ладно, Лен, всё нормуль. Ты сделала то, что, вероятно, должна была сделать. Иначе - по-любому мы бы пришибли этого парня, Серёгу. Часом раньше, часом позже... Кстати, а сколько времени прошло от вашей встречи?"


"Часа три... Погоди, ты хочешь наведаться и стереть информацию в телефонах? Так это я уже сделала!"


Я заверил:
"Лен, ты езжай лучше к Юрке, в Склиф, - и ни о чём больше не беспокойся! Я - так, последние штрихи нанесу ("Последней пурги намету", - подумалось мне)
Ментовскому сержанту, поставленному у входа в подъезд, мне даже не пришлось представляться. Я просто прошагал мимо, показав ему чуть ли не краешек своей корки. А в квартире, как ни удивительно, на меня вообще внимания не обратили. Раз зашёл человек, да ещё уверенно - значит, так и надо. Только б экспертам не мешал. В случае чего я бы сказал, что меня направили убедиться в должном внимании к делу. Ибо хоть бывший - но сотрудник. И, конечно, пришлось бы засветить свой чекистский "аватар", и меня могли бы проверить, но вряд ли бы стали звонить лубянскому начальству и выяснять, посылали они кого на место преступления, или нет.


Действуя по наитию, я незаметно сфоткал трупец на кухне, покуда там рядом не наложили всякого рода сравнительных линеек. И тихо удалился.
Потом мы выждали пару дней. А прокурорский следак, надо отдать ему должное, сразу прянул по верному пути. Поквартирник в доме показал, что близко к моменту убийства в подъезд заходила незнакомая девушка. И лицо-то Лена кое-как прикрыла, но всё равно ниточка появилась.


Следак смекнул, что это больше похоже на преступление из личной страсти, нежели на заказуху. И это должен быть кто-то близкий, чтобы убитый, капитан спецназа, так спокойно подпустил его к себе. Ну а уж когда узнал про бывшую любовь, да про эту историю с Юрой Моховым - чувствовалось, плотно взялся за Ленку.


Нет, конечно, он ей ничего не предъявлял, не допрашивал, упаси бог. Наезжать на старшего лейтенанта ФСБ без железной доказухи - это слишком стрёмный номер. К тому же, следак, даром что молодой и пухлый, и с виду несолидный, был профессионалом. Он навестил Ленку, выразил сочувствие, потому как не чужой всё-таки человек погиб (а тот, который совсем родной - в реанимации, на волоске). Да-да, ужасно-ужасно. И мне очень жаль, что приходится докучать вам в такой-то ситуации. Но вы же офицер и всё понимаете. И вы же, наверное, сами заинтересованы в том, чтобы мы нашли убийцу вашего бывшего бойфренда. А то вдруг пресса вздумает провести какую-то связь с нападением на вашего мужа? Но мы-то понимаем, что, вероятно, просто совпадение. Или, может, кто-то мстит именно вам, Елена? Вдруг, это какой-то маньяк, решивший убивать близких вам мужчин, на чёрт его знает какой почве? Согласитесь, нам нужно выяснить как можно больше и о врагах Сергея, и о ваших врагах, и о тех, кого, возможно, вы не считали врагами, но кто мог бы иметь причины вас ненавидеть.


Ленка говорила, что это было невыносимо. Что она едва сдерживалась. И это как раз то, о чём я толковал. Да, она была офицер ФСБ - но она никогда не убивала людей. И поначалу-то кажется, что это раз плюнуть, замочить да убедительно соврать следствию, но даже с её стойким характером и некоторой подготовкой - это было совсем непросто, контролировать себя, никак не выдать большей осведомлённости, чем положено, не проговориться, не повестись на сочинение какой-то удобной для себя версии, где пришлось бы выдумывать детали. К тому же, она была по-прежнему в шоке не столько из-за убийства бывшего, сколько - из-за Юрки. Жалко было девчонку. И поскольку у нас уже всё было готово, я решил навестить того следака.


Я встретил его у парадной, представился, предложил сесть в машину.
Порадовал:
"У меня хорошие для вас новости. Вот эти снимки(показываю) вчера были изъяты у одного наркокурьера на блокпосту в Ингушетии. Возвращался в Чечню с деньгами и с фотками убитого бывшего капитана М. Видимо, чтобы отчитаться перед заказчиком. Живым, к сожалению, взять не удалось. Матёрый боевик, начал отстреливаться. Но и так ясно, что сделать эти снимки мог только убийца".


Следак хмыкнул:
"Ага! Ну или - кто-то, кто успел зайти на адрес до увоза трупа. Ты посмотри на цвет крови здесь - уже буроватая, не свеженькая. Да я тебя запомнил там. Откуда ясно, что убийца - не ты. А понятно, кто. Однако ж, не думал, что вы ей такое прикрытие мастерить будете. Она правда того стоит?"


Улыбаюсь:
"Правда. Да и покойный, между нами, того заслуживал. Он был псих на всю голову, и мы бы не дали ему дальше колобродить. Но и скандал нам не нужен. Честь мундира, сам понимаешь. Вот только если б его я уработал - тебе бы вообще не пришлось этим делом морочиться. Он бы просто исчез, предположительно скрываясь от тех же сердитых на него горцев. По прошлым делам".


Следак нервно подёрнул плечами:
"Ну так и сделали бы ему тихое исчезновение! А то - спецоружие, спецпатроны... Осталось только ещё кровью герб на стене нарисовать, со щитом и мечом!"


Каюсь:
"Ну извини, так вышло. Но уже вечером в СМИ пойдёт утечка про этого кренделя с фотками, наркокурьера. Я тебе дам инфу на него, типа, была получена в ходе следствия. Сделаем, как будто ты на него навёл. А значит, дело раскрыто и подлежит прекращению по причине смерти подозреваемого".


Следак вздохнул:
"Слушайте, ребят, а вы по закону вообще пробовали вопросы решать?"


Но мы оба прекрасно понимали, что по закону - покойный вышел бы несчастной жертвой чеченского синдрома, даже если б его изобличили в нападении на Юрку. Того гляди, приписали бы аффект, и годика три условно. А если и нет - с его связями он с зоны выйдет через пару месяцев. Типа, перетрудился на лесоповале, бревном придавило. И будут все необходимые справки, будут все необходимые показания. И будут у него новые документы. Поэтому - только и остаётся, что мочить.


И в каком-то роде это была как раз необходимая оборона. Но - в изрядно расширенном виде. С каковой её расширительной трактовкой - никакой Пленум ВС никогда, конечно, не согласится. "А понеже какой отморозок конкретно тебе жить мешает - грохни его на упреждение, и будешь прав". Тут слишком много слишком тонких нюансов, которые проблематично прописать сухим юридическим языком. Но разумные люди понимают такие вещи, и идут навстречу. Поэтому и следак тот, хотя внутренне осуждал "беспредел", не стал вредничать, сделал, как надо. И не из страха перед "конторой". Его-то, чувствовалось, хрен чем запугаешь. А просто - по-человечески пообщались, прояснили ситуацию. Ну и показали, что мы всё-таки - хорошие отморозки. А значит - можем мочить плохих. Ибо - ведь кто-то же должен это делать?



Другие статьи в литературном дневнике: