Рецензии на произведение «Искусство против культуры?»

Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Хорошие и правильные темы поднимаете. Это то, что сейчас крайне необходимо нашему обществу. Целиком за. Спасибо. Удачи!

Андрей Гоацин   14.04.2024 12:58     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Андрей!

Нина Апенько   15.04.2024 16:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Здравствуйте, Нина!
Естественно, " Искусство – дитя культуры. Дитя, выросшее из глубин народного духа".
И никто, я уверена, спорить не будет с вами. Как и с тем, что дети, увы, бывают разные.
И есть те, кто стремится управлять ими, РАСЧЕЛОВЕЧИВАЯ души - стремится управлять искусством, внедряя ЗЛО.
Вы прекрасный публицист, дорогая! Спасибо за эти эссе в защиту нравственности и человечности!
С искренним уважением и теплом души,

Элла Лякишева   10.02.2024 22:49     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Элла Евгеньевна, за столь высокую оценку моих трудов!
Благодарю, что разделяете мою обеспокоенность состоянием современного общества, забывающего о нравственных ориентирах, о необходимости всегда оставаться людьми.
Надеюсь, что-то мы все-таки меняем в духовном мире наших читателей!
С сердечным теплом,

Нина Апенько   12.02.2024 16:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Добрый день, Нина! Публикация очень понравилась. Прочитала с большим удовольствием. Совершенно с Вами согласна. Искусство должно соответствовать культуре и нравственности, служить народу, чтобы народ нравственно обогащать и возвышать, а всех подобных Инстасамки изгонять отовсюду, тогда они сами распадутся. Отрадно, что их стали отменять в городах.
С уважением,


Людмила Каштанова   29.01.2024 09:53     Заявить о нарушении
Людмила, здравствуйте!
Да, Вы правы: когда-то искусство служило культуре, потому что было нацелено на совершенствование человека, а сейчас очень часто искусство культуру разрушает.
Пока имеем, что имеем. Но как же хочется, чтобы наше общество вспомнило о нравственных нормах и об истинной красоте отношений и чувств!
Благодарю Вас за отзыв.
С уважением,

Нина Апенько   29.01.2024 18:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Нина, добрый день!
Я на Вашей стороне - в статье всё логично. Но есть моменты, которые требуют более тщательного рассмотрения и осмысления. К примеру, во времена Пушкина был некто Барков, как сейчас Моргенштерн и Кока. И я не знаю, чтобы Пушкин гневно осуждал Баркова за пошлость и цинизм, а порой и сам грешил на этот счёт. Да и во всей мировой литературе можно найти столько занятного, к примеру, у того же Рабле, что и в наше время коробит читателя. А к восточной литературе вообще не знаешь, как подступиться. Наша христианская логика порой там не работает вообще.
Наши, русские эстетические и этические идеалы, вырабатывались 1000 лет Православием, и 73 года моральным кодексом строителя коммунизма. Что получилось, то получилось. Думаю, очень даже не плохо. В основе любовь, человеколюбие, семейные ценности. На Западе, где предали и извратили Христианство, мы видим последствие - беспредел разврата, гендерность, фактический геноцид человека разумного. И всё это бьёт смердящей волной о наш берег. А молодёжь всегда была такой - отвергала ценности отцов. И задача отцов не бороться с этим, а смотреть, чтобы молодых не занесло в безвозвратное безумие - экстремизм, либерализм, нацизм, наркотики. А время всё расставит на свои места.
С теплом и уважением,
Виктор


Виктор Петроченко   16.01.2024 05:26     Заявить о нарушении
Доброе утро, Виктор!
Спасибо Вам за рецензии, которые заставляют думать! Помня о том, что для Вас Ефремов учитель и душеспаситель, мне захотелось вдруг перечитать «Таис Афинскую». «Туманность Андромеды» при всей грандиозности этого романа, культуру, кажется, изучает не так детально, как «Таис».
Ну, а я часто ищу ответы у Д. Андреева, в «Розе Мира». Мне кажется, этот метафилософский трактат в значительной мере недооценен из-за мистической составляющей. Отмахиваясь от структуры Шаданакара, я перечитываю главы о метаистории русской культуры и не могу не согласиться: борьба с духовностью идет целенаправленно, идет давно. Ее смысл и цель – в стремлении темных сил вывести человеческую психику из области высших ценностей в область ценностей утилитарных.
По убеждению Андреева, устремление к духу следует искать не в Швеции, не в Голландии, не в США, а в Индии, Тибете, Непале, пронизанных артистичностью, участием масс в творчестве эстетических ценностей, «интенсивными идейными исканиями и тем душевным теплом, которое найдешь только в странах, где веками царил нравственный климат, создаваемый огромными водоемами духовности».
Наверное, поэтому я сейчас смотрю на многие шедевры с точки зрения духовной наполненности – соответствуют ли требованиям общечеловеческой этики. Потому далеко не всегда соглашусь с их статусом культурных.
Пушкин для нас – вестник высшей реальности, на фоне величия его творений мелкие стишки по-настоящему мелки, по-человечески простительны. Тот пласт культуры, что заложил он в сознание народа – такая громада, что Барков по сравнению – писк комара. Но где найти такой пласт в современной культуре? В музыкальной, в художественной… Что можно противопоставить «идеям» Моргенштерна? Я буду рада, Виктор, если Вы приведете примеры тех современных творений, которые способствовали бы не растлению молодежи, а ее развитию.
Благодарю Вас за рецензию и ценю Ваше желание унять мои тревоги по поводу состояния нынешней культуры. Наверное, я действительно сгущаю краски. Хотелось бы надеяться!
С огромным уважением и благодарностью,

Нина Апенько   16.01.2024 10:08   Заявить о нарушении
Нина, добрый вечер!
Вы знаете, я не вижу ничего выдающегося ни у нас, ни за рубежом, ни в литературе, ни в музыке, ни в живописи, ни в кинемотографе. Но, скорее всего из-за того. что передо мной крупные планы. Пройдёт время, вся графомания рассеется, как мираж, а гениальные творения приобретут небывалую цельность образов и волшебное сияние. Однако, наверняка, уже сейчас можно сказать: это мерзость, это пошлость, это уродство. К примеру. "Голубое сало" господина Сорокина - это мерзость, позорящая русскую литературу, "Я - Эдичка" - это хамская пошлость, оскверняющая нвшу литературу, и наш великий и могучий язык.
Вседозволенности в искусстве быть не должно. Вседозволенность - это первый враг культуры. Отсюда и экскременты в художественных галереях, мобильники в руках, братья Карамазовы, оседлавшие мотоциклы, половые акты на сцене. Искусство, если оно хочет быть кукльтурой, должны иметь незыблимые табу. Но эти табу должны устанавливать сами авторы, а не худсоветыв и цензура. Ирначе мы впадём в другую крайность - советскую. Когда шедевры запрещались, ложилисмь на полку, или вообще бенсслендно исчезали.
Теперь насчёт этики искусства. Возьмите к примеру, американское кино. Самый жёсткий, а порой просто зашкаливающе жестокий вид мирового искусства. Но как относиться к безусловно талантливым фильмам "Крёстный отец", "Побег из Шоушенка", "Полёт над гнездом куккушки"? Порой насилие с американских экранов почти физически убивает. Не смотреть? Запретить? (опять?!). И ведь литература, живопись, а часто и эстрада полны этого Я не знаю ответа на этот вопрос. Хотя
его задают уже много лет.
Но и мы тоже можем кое-что увидеть и у себя. "Тихий Дон" к примеру, насыщен порой шокирующими эпизодами - извращения, жестокости, реками крови. Но ведь это наш шедевр, на все времена! И у Астафьева есть подобные вещи, у Шаламова. Как рнам быть, и что делать?
С уважением,
Виктор

Виктор Петроченко   16.01.2024 17:17   Заявить о нарушении
Интересные Вы темы поднимаете, Виктор!
Совершенно согласна с Вами: вседозволенность – первый враг культуры! Но Вы пишете, что табу должны устанавливать сами авторы. А уверены, что господа Сорокин и Лимонов отказались бы от своих «шедевров»? Если их нравственное чувство позволило вылить подобную грязь в массовое сознание, то можно ли говорить об их ответственности перед читателем? Мне кажется, должен все-таки существовать некий комитет по этике для деятелей культуры, которые не вполне понимают, какой груз ответственности возлагает на них собственный талант.
Но главное, конечно, не запретить, а противопоставить нечто возвышающее, светлое. А вот с этим-то как раз и проблема. Где маяки? На что ориентироваться? Где эти гениальные творения с волшебным сиянием?
Обращаясь к метаистории культуры, Андреев отмечает подмену понятия духовного понятием интеллектуального, причем с сохранением термина именно «духовный». Он сожалеет, что при таком подходе сваливается в одну кучу все подряд – как гуманитарные науки с религией и этикой, так и общественные, физико-математические и пр. «Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений, находящихся в связи именно с понятием многослойности бытия и с ощущением многообразных нитей, которыми связан физический план жизни с планами иноматериальными и духовными».
Мне кажется, что подобное утверждение дает возможность определить, чем руководствовался мастер, принимаясь за свое произведение – разумом или сердцем, вкладывал ли он в творение душу или руководствовался соображениями напыщенного интеллекта.
«Крестный отец» - фильм действительно гениальный, хотя вдумчивого зрителя поэтизация криминала все-таки смущает. Те фильмы, где жестокость и грязь выходят на первый план только ради эпатажа, отталкивают вполне закономерно.
В свете откровений Д. Андреева можно выявить воздействие на талант художника или режиссера как светлого, так и темного начал.
Темного ныне очень много. Слишком много!
Для себя я вывела: оценивать нужно по впечатлению от прочитанного (увиденного). Пусть фильм или книга кажется жестокой, страшной, но если имеет катарсис, если оставляет чувство сопереживания и указывает выход, если человек в ней вырастает духом, то это и есть произведение духовное.
У Андреева: «Произведения, которые лучезарны, воздействуют озаряющим и поднимающим образом и на того, кто их создал, и на того, кто воспринял».
И ведь получается, Виктор, что настоящему духовному творчеству требуется не столько гениальность, сколько наполненность чувством любви! К Богу. К жизни. К миру.

Нина Апенько   17.01.2024 19:33   Заявить о нарушении
Да, очевидно, любви этому миру не хватает. Да и всегда её не хватало, всегда зло брало верх. Взять ту же Библию, Ветхий Завет.Да и вся история человечества - неиссякаемые реки крови. А культура пталась ими, создавалась на них. Горько душе от осознания этого.
С уважением

Виктор Петроченко   18.01.2024 16:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Доброе время суток, лорогая Нина!
Очень интересный вопрос Вы поставили. Я - не специалист в искусстве, поэтому как обыватель оперировать понятиями "Нравится" либо "Не нравится", а давать оценку качества тех или иных культурных произведений - дело критиков, имеющих специальное образование. Кто на кого учился!
Безусловно, что искусство, как и все развивается, и возникают новые тенденции и течения.В обществе меняются свои эталоны красивого. Древнеримские и древнегреческие статуи женщин не обладают современным стандартом 90-60-90, но остаются образцами красоты.
Наверное все проверяется временем. Роман Льва Толстого "Война и мир" издался парой тысяч экземпляров, в то время как бешенной полярностью пользовались творения некой женской особы, издававшейся десятками тысяч. Я совершенно случайно узнал этот факт, но уже забыл ее фамилию. Подавляющее большинство нынче её фамилию и не слыхали.
Ради интереса полушал одну песню INSTASAMKA на ютубе с многочисленными просмотрами и коментариями. Мне не понравилось, хотя и всегда выступал против запрета чего либо. Запретный плод всегда сладкий, а в условиях конкуркеции в шоу-бизнесе все без лишнего шума станет на своё место. Сколько этих "поющих трусов" возникало и срвзу же исчезало.

http://www.youtube.com/watch?v=IDLIVHfUJRY

http://www.youtube.com/watch?v=lUAoDwWhhQI

My best regards!

Юрий Птицын   02.12.2023 21:46     Заявить о нарушении
Юрий, здравствуйте!
Я благодарна Вам за высказанное мнение и чисто европейскую деликатность выводов.
Однако сама считаю, что толерантность тоже должна иметь свои пределы. Можно сколь угодно проявлять терпимость к иному мировоззрению, но когда оно начинает представлять угрозу для существования, снисходительность сама становится опасной.
Сатанизм не либерален и весьма агрессивно навязывает свои ценности. Что возможно ему противопоставить, если продолжать мириться с его условиями?
Борьба с духовностью началась давно, а сейчас мы напрямую сталкиваемся с результатами в виде "шедевров" от искусства, прославляющих бескультурье, заземленность, нравственную опустошенность.
В свое время роман Толстого сумел занять в умах достойное место, но это было время Толстого, время поиска нравственных истин и высокой духовности, способной очищать идейное пространство. Сейчас настроения совсем иные. Общество скатывается к примитивному потреблению и все больше напоминает времена Содома и Гоморры, а мы знаем, чем это закончилось.
Нравственность всегда предполагает некоторые ограничения для человека, живущего в обществе. А вот порок точно не знает ни норм, ни запретов!

Нина Апенько   03.12.2023 14:30   Заявить о нарушении
Dear Nina,
what do you think about this artist?

http://www.youtube.com/watch?v=FIVneAfMWRk

My best regards!

Юрий Птицын   04.12.2023 02:36   Заявить о нарушении
К Босху отношусь без приязни, но с огромным уважением.

Да, его видения адские, тем не менее, Босх - создатель картин религиозно-этического содержания, и бесспорно, что он по-настоящему искал Бога.
Он скорбел о людях, перепутавших рай с адом, и самое обидное, что из своего далекого времени он словно заглядывал в наше.

Нина Апенько   04.12.2023 09:00   Заявить о нарушении
Доброе утро, дорогая Нина!
В свое время картины Босха поразили меня. Вообще-то я считаю, что Босх, Гойя (в его офортах) и Дали - один художник в различное время с разной техникой изображения, как и космическая музыка Баха и современного композитора Дидьё Маруани́ (группа Спейс).
Что касается запрета, то, наверное, необходимо знать меру и быть крайне осторожным. Так реконкиста во главе с Изабеллой Кастильской и Фредериком Арагонским, как положительное явление в истории Испании, привели к появлению инквизиции в результате запрета. Интересна и смена королей в Англии после смерти Генриха 8-го, когда при королях-католиках сжигали протестанов, и наоборот. Даже "воинствующий атеизм" на Руси привел к почти полному уничтожению православия и физическому уеичтожению священников. Впрочем, в 90-е годы стройные ряды бывших политруков, комсомольского и партийного актива пополнили РПЦ.
Я считаю, что запрету однознвчно должны подлежать призывы к насилию, ибо человеческая жизнь является главной ценностью. В остальных случаях должно всё решаться судом, соответствует ли деятельность Конституции государства или нет. Если нет, тогда запрет.

http://www.youtube.com/watch?v=-bKMbVMCmzI

Что это на Ваш взгляд, дорогая Нина, пропаганда безкультурия или породия? Я не могу дать оценку, хотя и считаю исполнителей не бездарными.

my best regards!



Юрий Птицын   04.12.2023 09:46   Заявить о нарушении
Я бы сказала, что это не пропаганда, а само бескультурье, пытающееся прикрыться потугами на пародию. Да, ребята не бесталанны, но сколько их нынче, тех, кто данные им таланты обращает совсем не на пользу Творца, преследуя узко земные и часто корыстные личные цели.

В свое время я с огромным интересом изучала метафилософский трактат Д. Андреева "Роза Мира" и многое сейчас склонна трактовать в свете его представлений. Писатель говорит о постоянной борьбе демонического и провиденциального начал на всех этапах истории и не скрывает, что человечество слишком подвержено влиянию того, что враждебно всякой духовности. Лишая культуру этической практики, отказываясь от Бога, мир катится к гибели.

Нина Апенько   04.12.2023 15:11   Заявить о нарушении
Как по-Вашему, Юрий, что ценнее: человеческая жизнь или человеческая душа?

Нина Апенько   04.12.2023 15:17   Заявить о нарушении
Поскольку, дорогая Нина, первое мое высшее образование связано с ядерной физикой, где многое достаточно сложно представить, не то чтобы потрогать руками, то,хоть я де юро и православный, но мне ближе Всевышний, в которого верил Альберт Айнштайн - Высший Разум, сотворивший Вселенную.Что касается души, то я придерживаюсь теории Дарвина.
Мне интересна Ваша оценка, дорогая Нина, цикла стихотврений "Баня", парочку из которого я приведу ниже.

http://stihi.ru/2021/10/10/5818

http://stihi.ru/2021/10/14/1942

http://stihi.ru/2021/11/20/3766

My best regards!

Юрий Птицын   04.12.2023 15:54   Заявить о нарушении
P.S. Придерживаюсь мнения, что человеческая жизнь - высшая ценность, иначе опять начнется охота на ведьм и аутодафе.

Юрий Птицын   04.12.2023 15:58   Заявить о нарушении
На мой взгляд, "Баня" - яркий пример опошления чувств, низведение до уровня психического примитива. Уж извините, если этот "шедевр" Вам дорог, но я не считаю, что всякая рифма - поэзия.

По поводу ценностных ориентиров. Если на миг допустить, что жизнь важнее души, то можно в пределах этой жизни пасть ниже некуда. Можно лгать, подличать, пресмыкаться, служить всем порокам - ничто не остановит! Желания тела всегда корыстны, но человек - не тело.

Нина Апенько   10.12.2023 12:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Все логично. Это - искусство вырождения его потребителей.

Анатолий Вылегжанин   01.11.2023 20:30     Заявить о нарушении
Очень точно сказано. Но как же не хочется ставить крест на всеобщей культуре цивилизации!
Благодарю за визит, Анатолий.
С уважением,

Нина Апенько   02.11.2023 09:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Здравствуйте, Нина! С удовольствием прочитал Вашу статью, точно отражающую смысл происходящего сегодня на культурном фронте. Да, культура это тоже фронт, а почему так случилось должно стать предметом подробнейшего анализа и осмысления.
"Парадоксально, но дадаизм сегодня - единственная правда при анализе искусства" — пишет в комментарии к Вашей статье уважаемый мной Виктор Ерёмин, но он не должен забывать, что дадаизм это по их собственному определению — "цинизм, разочарованность и бессистемность", априори отказывающие людям в их будущем.

Николай Таурин   26.09.2023 18:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай! Совершенно согласна с Вами: культура - это фронт, и на нем столкнулось сейчас немало сил, противодействующих самому развитию человечества.

К сожалению, цинизм, сделавший упор на разрушение эстетики, куда более напорист, чем художественность. В результате само понятие "искусство" в наши дни становится неактуальным, поскольку тяготеет больше к художественным практикам, для которых предпочтительнее понятие "арт". Бодрый ярлык "арт" дает возможность признания многому из того, что смущенный зритель никак не счел бы произведениями искусства, но... обречен.

Тем не менее, повторю за Достоевским: "Красота спасет мир". Эмоциональный заряд, полученный от истинного произведения искусства, будет всегда выше того, на который рассчитывают любители эпатажа, уповающие на торжество инстинктов. Верю в здравомыслие человечества.

Спасибо Вам за отзыв, Николай!
С уважением,

Нина Апенько   27.09.2023 17:43   Заявить о нарушении
"Эмоциональный заряд, полученный от истинного произведения искусства, будет всегда выше того, на который рассчитывают любители эпатажа, уповающие на торжество инстинктов." Очень точно! Лучше не скажешь! Хотя вера в здравомыслие несколько просела. :-)))

Николай Таурин   27.09.2023 18:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Вас очень интересно читать, может быть потому, что Ваши мысли созвучны с моими. А может быть потому, что это ИСТИНА. А может и то, и другое.

Устинова Ирина Владимировна   06.07.2023 22:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина Владимировна! За интерес... за единомыслие.
С уважением,

Нина Апенько   06.07.2023 13:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Капитализм вообще самый мерзкий строй. Их культурная деградация переползла к нам давно.
А уж про всяких инстасамок и прочих сетевых опарышей даже говорить не хочется.

Финал рассказа про старшину Союнова
разместил. Там разгадка его опасных игр со смертниками. Каких только причудливых дел не было за 27 лет адвокатской практики.

Сергей Соломонов   07.03.2023 16:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Искусство против культуры?» (Нина Апенько)

Солидарен! Давно пора убрать агрессивный аморальный мусор из нашей жизни!

Владимир Гладышев 3   06.03.2023 16:23     Заявить о нарушении
Похоже, так и происходит. Ветры перемен уносят его потихоньку...

Нина Апенько   06.03.2023 16:50   Заявить о нарушении
Есть такой анекдот:
Приходит женщина в парикмахерскую, садится в кресло.
- Почему у вас такой тусклый свет, и зеркало пыльное, и салфетки застиранные...
- Скажите, а вам нравится ваша зарплата? А то, что происходит в стране? Нет?
Так почему Вы решили начать перестройку с моей парикмахерской?
--------------------
Так может начать наводить порядок в культуре с того, что убрать с телеэкрана: Соловьёва, Симонян, Скабееву ...?

Но автор, если не брать в рассчёт некоторые аспекты его статьи, в общем тоже праввввв!

Эгрант   05.07.2023 09:56   Заявить о нарушении