Призвание художника —
озарять светом глубины человеческой души.
Р. Шуман
Как только в глубине веков человеческая деятельность обрела начало, мастера, тяготеющие к познанию и творчеству, устремились к совершенству во всех формах, будь то нормы поведения или наивысшая степень мастерства. Так возникла культура, - как некий пьедестал социального устройства, как высота человеческих достижений.
Искусство – дитя культуры. Дитя, выросшее из глубин народного духа.
Когда мы вспоминаем об искусстве, невольно настраиваемся на позитивные эмоции в ожидании эстетического удовольствия, а в качестве объекта искусства представляем светлый идеал, образцовое творение. Не удивительно: стремление к прекрасному – одно из важнейших условий развития человека. «Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома», - так говорил В.Г. Белинский.
С этой точки зрения искусство, как составная часть духовной культуры, служило совершенствованию, облагораживанию людей. Долгие века эстетика и этика были родственными понятиями. В тех случаях, когда художники предъявляли образцы искусства, выходящие за рамки приличий, современники не спешили их принять – исходили из интересов защиты морали. « Искусство ценно лишь в том случае, если оно является выражением нравственности», - писал Жан Кокто. Ему вторил Бетховен: «Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам».
Интересно, что сказали бы классики, увидев «шедевры» современного «искусства».
Мусорные колонны из отбросов, представляющие дадаистские идеи джанк-арта. Водопады из унитазов периметром 100 м. Гигантский сиреневый свитер, площадью 80 квадратных метров в качестве вуали, скрывающей изображение Христа. Двадцатичетырехметровое надувное дерево на площади Парижа с прямым намеком на игрушки из секс-шопа. Тотальные инсталляции высотой с трехэтажный дом.
Авангард и модернизм, множа свои бесконечные течения, выступают за внутреннюю свободу художника, безжалостно попирая классические каноны. Отрицание эстетического начала сопровождается отказом от традиционных моральных норм. Жажда самовыражения заставляет художников и скульпторов прибегать к самым нелепым средствам и способам с единственной целью – привлечь внимание к себе. В качестве материала для «шедевра» годится все: унитазы, разномастные обломки и обрезки, крышки от бутылок, пакеты таблеток и пузырьков, клочки ткани, старые мешки для мусора и сами мусорные отбросы. Некоторые из «мастеров» не брезгуют создавать скульптуры из собственных фекалий.
С эстетической точки зрения ценность такого «искусства» даже не ноль, - глубокий минус. Только художников это совершенно не волнует. Скандал, эпатаж – неотъемлемая составляющая современной масс-культуры. Чему удивляться? Ведь с некоторых пор критерием искусства стала являться способность вызывать эмоциональный отклик у других людей, и неважно что вызванную эмоцию питает отвращение, страх, протест. Бал правят пошлятина и безвкусица.
Вот поют «звезды» современной поп-культуры Моргенштерн и Клава Кока:
«Но в душе, в неглиже, я романтик Алишер
Я так верил в эту вашу, *** любовь, а что теперь? Я умней
У меня ***, деньги, тачки
У меня в сумке пачки, пачки
Девочка ночью громко плачет
Ну а мне, а мне пох***»
О чем эта песня? Для чего? Куда зовет и чему учит? Иначе чем носителем разрушительного начала назвать ее нельзя.
Как ни печально, но молодежь принимает эту "песню" на «ура». В сознание молодежи довольно долго уже внедряются пошлые образцы масс-культуры. К тому же провокативные, вульгарные образы уходят в подсознание куда легче, чем мирные эстетические образцы, которые почему-то вдруг оказались «не в тренде». В основе восприятия лежит духовная отрава, потому наши дети выбирают в кумиры моргенштернов и кридов, позволяя им засорять сознание откровенной глупостью текстов, разрушать душевный уклад призывами «певцов» к насилию, к разврату, к наркотикам.
Что ж, данное явление подтверждает, что нынешнее общество вместо духовных ценностей стремится создать бездуховные. Искусство, восстающее против культуры – признак общества, отрицающего моральные принципы, отвергающего эстетику бытия.
Для того, чтобы не участвовать в программе расчеловечивания, навязываемой современным Западом, стоит вспомнить о возвышенных целях искусства – питать незримую систему ценностей, служить основой нравственных установок, дарить эстетическое наслаждение. То, что служит целью развлечь, получить прибыль, опошлить, снисходя ко вкусам заурядного массового зрителя, - вовсе не искусство. И не стоит его так называть.
Из хороших новостей:
В Курске отменили выступления Инстасамки. Об этом попросили люди. Они указали на пропаганду «алкоголя, разврата, растления, изобилие ненормативной лексики» в текстах исполнителей, а также на возрастную категорию мероприятия 16+".
«Концертные выступления артистов INSTASAMKA и MONEYKEN отменены на территории региона. Тексты данных коллективов спекулируют темами девиантного поведения, экстремизма, радикализма, содержат тематику, вредящую духовно-нравственному воспитанию молодёжи и имени региона, идут вразрез с культурной политикой Курской области», — решение правительства региона.
За отмену концерта Инстасамки выступили в Краснодаре и Пятигорске.
Так что будем надеяться, что лед тронулся.