Искусство против культуры?

Нина Апенько
                Призвание художника —
                озарять светом глубины человеческой души.
               
                Р. Шуман




   Как  только  в глубине веков  человеческая  деятельность  обрела   начало,   мастера,    тяготеющие к  познанию   и творчеству, устремились к совершенству во всех формах, будь то нормы поведения или наивысшая степень мастерства. Так возникла культура, - как некий пьедестал социального   устройства,  как  высота человеческих достижений.

  Искусство – дитя культуры. Дитя, выросшее из глубин народного духа.

  Когда мы вспоминаем об искусстве,  невольно  настраиваемся на позитивные эмоции в ожидании эстетического  удовольствия, а в качестве объекта  искусства   представляем  светлый  идеал,   образцовое  творение. Не удивительно: стремление  к прекрасному – одно  из важнейших условий развития человека.  «Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома», - так  говорил В.Г. Белинский.

  С этой точки зрения   искусство,  как    составная   часть духовной культуры,   служило  совершенствованию,  облагораживанию людей. Долгие  века  эстетика и этика были родственными понятиями. В тех случаях, когда художники предъявляли  образцы  искусства, выходящие  за рамки приличий,  современники  не спешили их принять – исходили из интересов защиты морали.   « Искусство  ценно лишь в том случае, если оно является выражением нравственности», - писал Жан Кокто. Ему  вторил  Бетховен:  «Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам».

  Интересно, что сказали бы классики, увидев «шедевры» современного «искусства».
 
  Мусорные колонны из отбросов, представляющие   дадаистские  идеи джанк-арта. Водопады из унитазов периметром 100 м.  Гигантский сиреневый свитер, площадью  80 квадратных метров в качестве вуали, скрывающей  изображение Христа. Двадцатичетырехметровое  надувное дерево на площади Парижа  с прямым намеком  на игрушки из секс-шопа. Тотальные инсталляции высотой с трехэтажный дом.

  Авангард и модернизм,  множа  свои  бесконечные течения, выступают за внутреннюю свободу художника, безжалостно попирая классические каноны. Отрицание эстетического начала сопровождается  отказом от традиционных моральных норм. Жажда  самовыражения заставляет художников и скульпторов прибегать к самым нелепым средствам и способам с единственной целью – привлечь внимание к себе. В качестве материала для «шедевра» годится все:  унитазы, разномастные обломки и обрезки,  крышки от бутылок, пакеты таблеток и пузырьков, клочки ткани, старые мешки для мусора и сами мусорные отбросы. Некоторые из «мастеров»  не брезгуют создавать скульптуры из собственных фекалий.
 
  С эстетической точки зрения  ценность  такого «искусства»  даже  не ноль, - глубокий минус. Только художников это совершенно не волнует. Скандал, эпатаж – неотъемлемая составляющая современной  масс-культуры.  Чему удивляться?  Ведь  с   некоторых  пор  критерием искусства стала являться способность вызывать эмоциональный отклик у других людей, и неважно что  вызванную  эмоцию   питает  отвращение, страх, протест.   Бал правят пошлятина и безвкусица.

   Вот  поют  «звезды» современной поп-культуры Моргенштерн и Клава Кока:

 «Но в душе, в неглиже, я романтик Алишер
  Я так верил в эту вашу, *** любовь, а что теперь? Я умней
 У меня  ***, деньги, тачки
 У меня в сумке пачки, пачки
 Девочка ночью громко плачет
 Ну а мне, а мне пох***»

  О чем эта песня? Для чего? Куда зовет и чему учит? Иначе чем носителем разрушительного начала назвать ее нельзя.

  Как ни  печально, но  молодежь  принимает эту "песню" на «ура». В сознание  молодежи  довольно долго уже  внедряются  пошлые образцы   масс-культуры.  К тому же   провокативные,  вульгарные образы  уходят в подсознание куда  легче, чем  мирные  эстетические  образцы, которые  почему-то  вдруг  оказались  «не в тренде».   В основе   восприятия  лежит духовная отрава,  потому  наши дети  выбирают в кумиры моргенштернов и кридов,  позволяя им засорять сознание откровенной глупостью текстов, разрушать душевный уклад призывами  «певцов» к насилию, к разврату, к наркотикам.

  Что ж, данное явление подтверждает, что нынешнее общество  вместо духовных ценностей стремится создать бездуховные. Искусство, восстающее против культуры – признак общества, отрицающего моральные принципы, отвергающего эстетику бытия.
 
  Для того, чтобы не участвовать в программе расчеловечивания,  навязываемой  современным Западом, стоит вспомнить о возвышенных целях искусства – питать незримую систему ценностей, служить  основой нравственных  установок, дарить  эстетическое наслаждение.  То, что служит целью развлечь, получить прибыль, опошлить, снисходя ко вкусам заурядного массового зрителя, - вовсе не искусство. И не  стоит его так называть.


   Из хороших новостей:

   В Курске отменили  выступления  Инстасамки. Об этом попросили люди. Они указали на пропаганду «алкоголя, разврата, растления, изобилие  ненормативной лексики» в текстах исполнителей, а также на возрастную категорию мероприятия 16+".
   «Концертные выступления артистов INSTASAMKA и MONEYKEN отменены на территории региона. Тексты данных коллективов спекулируют темами девиантного поведения, экстремизма, радикализма, содержат тематику, вредящую духовно-нравственному воспитанию молодёжи и имени региона, идут вразрез с культурной политикой Курской области», — решение правительства региона.

  За отмену концерта Инстасамки выступили в Краснодаре и Пятигорске.

   Так что будем надеяться, что лед тронулся.