Рецензии на произведение «Немного зла»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Галина Александровна, ещё раз перечитал Ваш рассказ и все рецензии. Понял свою ошибку и, как оказалось, не только мою. Трудно оценивать беспристрастно, когда угадываются прототипы. Попробую абстрагироваться. И так - не "о чём", а "как".
Появление героини происходит стремительно и от этого впечатление, что начало как бы вырвано из контекста провинциальной жизни. Как бывает, когда заснёшь, не видишь начало фильма, просыпаешься, а тут Волина уже "толкает" речь на выставке художника. Правда, я не понял возмущения Волиной по поводу жены художника: то ли оттого, что она стоит там где-то сзади "маленькая", "тихая" всеми забытая (прямо, Золушка или "бедная Лиза"), то ли оттого, что художник так любит себя? И "скрытая
ШКВАЛОМ аплодисментов"- "шквалом" это уже как-то слишком. Тут неточность. Ну, а вообще-то выставка картин не жены, так что я не очень понимаю возмущение Волиной, да ещё в стихах.
Образы студийцев исполнены скупо по изобразительным средствам и точно. Сразу видится характер каждого. Чувствуется почти физически атмосфера студии и назревающий конфликт.
Напротив, главные герои - Волина и Ада, изображены выпукло и более детально. Их антагонизм и противопоставление хоть и явны, но представляются поверхностными. В глубине они более близки, чем кажется. Отношения сильных характеров и ярких личностей, как правило, очень не просты. Тут всегда идёт борьба за лидерство, попытка навязать свою волю. Может быть отсюда и фамилия Нилы?
Волина идёт на всё, даже на унижения, для того чтобы добиться своей цели - создать студию, преподавать, "властвовать над умами". Ада внешне не приемлет компромиссы, но на поверку идёт на них. В ней много наносного эпатажа, преувеличенной задиристости. Каждая из них, понимая что не права, не может переступить через своё "эго" и пойти на встречу другой (хотя Ада и делала робкие попытки). При этом они понимают, что нужны друг другу. Конфликт внешний подкрепляется конфликтом внутренним. Они обе максималистки. Они несчастны. Их письма в инете похожи по языку и интонации, как будто их писал один человек. Судьбы разные, но остаются пусть тонкие связующие их духовные нити. Благодарность Ады и то, что Волина задумалась над своей жизнью оставляют возможность продолжения - отношений ли? или другой жизни? Не знаю. Главное, что это не конец.
Мне показалось, что проблемы затронутые в рассказе гораздо шире использованной формы. Или форму необходимо расширить или сделать более чёткий акцентированный финал. А так конец повисает в воздухе. Недосказанность конечно вещь хорошая, но тут налицо конфликт, который должен во что-то вылиться, чем-то серьёзным завершиться, а ничего не происходит. Героини просто разбегаются. Впрочем, Галина Александровна, может быть я опять не прав.
Сергей Рубцов 26.10.2014 05:44 Заявить о нарушении
Если бы1) разложить на плюсы и минусы 3) Сопоставить стем что читали рапньше на литеретарную тему 3) найти нвое в этом тексте в смысле языка -ВОТ ТОГДА УЖЕ БЫЛА БЫ РЕЦЕНЗИЯ
Галина Щекина 24.10.2014 09:00 Заявить о нарушении
Галина Щекина 26.10.2014 11:20 Заявить о нарушении
Сейчас получила от Колядиной
"Гала, я прочитала "Немного зла". Хочется плакать. Прекрасная глава, она будет заключительной в книге "Нила".
Гала, ты Русский Писатель. Если бы ты была шведский, норвежский или немецкий писатель, ты бы купалась в деньгах и всеобщем уважении. Но, как в старом анекдоте, есть такое слово - родина. Ты прекрасный писатель, который создает Произведения Литературы. Держись и верь. Мы станем тонким слоем отложений в толще литературы. Возможно, когда-нибудь из этой скалы выпилят кусок камня и он ляжет на пол или колонну прекрасного дворца. И все будут любоваться этой тонкой яркой полоской в камне. В может быть, мы так и останемся в толще литературного гранита, просто как часть всего сущего. Больше мне нечем утешить ни тебя, ни себя, ни всех поэтов и писателей, которые не нужны нашей богом забытой провинции и презираемы царем".
Это утешает
Галина Щекина 07.04.2014 19:10 Заявить о нарушении
Галина Александровна, написано иронично. Читаю и думаю - как бы привить публике пренебрежение не только к пошлости и графомании, но к литературной чернухе. А то ведь на последней сейчас выезжают))).
С теплом.
Любовь
http://www.proza.ru/2014/03/24/1677
Любовь Царькова 29.03.2014 07:28 Заявить о нарушении
Галина Щекина 30.03.2014 09:06 Заявить о нарушении
Переделки просто жаждут переделаться. Так мне кажется. Потом можно поговорить.
Натали Соколовская 12.03.2014 00:00 Заявить о нарушении
Не могу объяснить почему,но мне понравился рассказ. Что-то задевает и тревожит.
Элеонора Жукова 06.03.2014 19:14 Заявить о нарушении
Первое впечатление - стремительно и пронзительно. Написано, что называется,на разрыве аорты. Все узнаваемо, поэтому сложно сформулировать отношение к героям и ситуации.
Сюжет чем-то напомнил советские фильмы про таких идейных училок, которые стремятся "светлый образ" перед учениками не потерять а потом мучаются, что не стали "своими", отдали много - получили мало. Здесь и извечная проблема педагогики - насколько позволить себе быть открытой с учениками, и извечная проблема в жизни: ты людям - добро, а они тебе...
Идеалистка Волина - все время ждет какой-то отдачи, человеческого отношения, не понимая, что есть четкие рамки "учитель-ученик" Идеализирует Аду ("моя надежда") - а потом ее иллюзии рассыпаются бескомпромиссностью Ады и ее замужеством. Хочется сказать, да, это жизнь. Не все талантливые ученики продолжают дело учителя, кто-то ходит на занятия ради ощущения тусовки. Но не потому, что учитель плохой, а потому что цели у всех учеников разные. Так бывает. Вопрос в том, что самой Волиной "нужны эти занятия", и хочет ли она отдавать опыт не тем и не так, как этого ожидала? В этом плане кусок про Аду глазами автора - Волиной (для меня демаркационная линия тут четко не проявилась)) - очень показателен и нужен. Волина все-таки получила отдачу, правда не в том виде, в котором она ожидала - макет книги и встреча на вокзале.
И для меня осталось неясным, как Волина с учениками то решила себя вести? Аду вроде она приняла - "ее бесценный шаг навстречу" и то, что ученица завязала с литературой ради мужа. В концовку (или в начало) как-то просится сцена с ее учениками. Как теперь она с ними проявится? Тогда этап внутреннего роста Волиной будет более нагляден.
Впрочем, это я люблю, когда расставлены все точки над "и". Грешу этим еще с работы в журнале, когда редактор за каждый абзац отчитывал: "Что мы этим хотим сказать?" Может кто-то прочитает концовку и все сам для себя поймет и решит. Проблема в том, что я читала до этого рассказа ваши дневники и блоги ваших учеников. Поэтому, у меня какое то эмоциональное восприятие этого рассказа. И наверное, как на широкого читателя на меня тут не стоит ориентироваться...
Еще такой момент, Волина воспринимает опоздания и ноутбуки своих учеников, как неуважение к ней. На мой взгляд - у них просто нет осознанности. А у нее - четкого осознания своей роли в учебном процессе. Отсюда и конфликт. Она не понимает, что те, кому надо и так к ней придут, а остальные отсеются. Просто каждому нужно давать по их потребностям. И не ждать ничего. На мой взгляд, такой конфликт рамок очень характерен для российской школы, как продолжения советской системы педагогики, где роли учитель-ученик очень формализованы. И ожидается, что учителю, как статуе на пьедестале, все должны поклонятся.
У Волиной же чувствуется какая-то личная обида или комплекс идеального учителя. Вместо того чтобы просто организовать учебный процесс, она все переводит в чувства (неуважение к ней). Поэтому, когда я начала читать, сначала не поняла, и чего это она так взбеленилась? Ну, придурки-ученики, так они везде есть. То что сама окурки убрала - ошибка - на шею сели. Но я ведь и не преподавала никогда, и вижу все это только из роли ученика... А вообще интересно, откуда в Волиной такие завышенные требования к жизни? Так учили преподавать, или через это каждый начинающий учитель проходит? Мне, не испытавшей это - не понятно и потому Волиной как-то не очень сопереживала. А вот тема про "отдачу" не там, где ее ждешь меня зацепила. Про то, что вообще ничего не надо ждать - тоже. И еще про то, что за маской холодности и жестокости часто скрывается боль.
Карина Хачатрян 07.03.2014 22:11 Заявить о нарушении
Галина Щекина 19.02.2014 21:00 Заявить о нарушении
Нормальная молодёжка, не хуже других! Если бы Нила Волина не "давила" придирками: "не пришёл", "пропустил", "не выполнил" - существовала бы студия до сих пор! Творческие личности нуждаются в снисхождении (Нила тоже в этом нуждается и прямо об этом говорит), именно потому, что неординарные они. Пришли молодые в студию не для того, чтобы второе (третье) образование получать (тем более, без выдачи дипломов), а для общения с подобными. Они ещё не знают, поэты они, или прозаики, или так, из любопытства, зашли.
И героиня, Ада Седых, никому ничем не обязана. Как и Нила Волина. Хочу учить - учу, хочу учиться - учусь.
Нина Писарчик 19.02.2014 02:29 Заявить о нарушении
Галина Щекина 19.02.2014 09:15 Заявить о нарушении
Нина Писарчик 19.02.2014 14:38 Заявить о нарушении
Почему эта принцесса ушла с чудовищем, которого еще и прилюдно опускала? Вот ведь главный вопрос, на который не дает ответ данный рассказ... Потому что сама чудовище, несмотря на описанную наружность, человек, задрюченный обстоятельствами до невозможности что-то чувствовать, сопереживать? Умершее внутри существо, которое только и может - то ранить тех, кто рядом. А Волина - откуда желание, чтобы о нее вытирали ноги? Детская травма? Предлагаю все-таки сделать хэппи-энд. Осталась бы принцесса с Волиной, мыла бы ей ноги. Перерождение бы произошло. И девочка бы исправилась, и читателям приятно.
Рассказ написан очень реалистично, с множеством деталей и подробностей. Меня это порадовало.
Ольга Смирнова-Кузнецова 16.02.2014 15:51 Заявить о нарушении
Галина Щекина 17.02.2014 08:58 Заявить о нарушении
Галина Щекина 17.02.2014 09:16 Заявить о нарушении