Рецензии на произведение «Немного зла»

Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Галина Александровна, ещё раз перечитал Ваш рассказ и все рецензии. Понял свою ошибку и, как оказалось, не только мою. Трудно оценивать беспристрастно, когда угадываются прототипы. Попробую абстрагироваться. И так - не "о чём", а "как".

Появление героини происходит стремительно и от этого впечатление, что начало как бы вырвано из контекста провинциальной жизни. Как бывает, когда заснёшь, не видишь начало фильма, просыпаешься, а тут Волина уже "толкает" речь на выставке художника. Правда, я не понял возмущения Волиной по поводу жены художника: то ли оттого, что она стоит там где-то сзади "маленькая", "тихая" всеми забытая (прямо, Золушка или "бедная Лиза"), то ли оттого, что художник так любит себя? И "скрытая
ШКВАЛОМ аплодисментов"- "шквалом" это уже как-то слишком. Тут неточность. Ну, а вообще-то выставка картин не жены, так что я не очень понимаю возмущение Волиной, да ещё в стихах.
Образы студийцев исполнены скупо по изобразительным средствам и точно. Сразу видится характер каждого. Чувствуется почти физически атмосфера студии и назревающий конфликт.
Напротив, главные герои - Волина и Ада, изображены выпукло и более детально. Их антагонизм и противопоставление хоть и явны, но представляются поверхностными. В глубине они более близки, чем кажется. Отношения сильных характеров и ярких личностей, как правило, очень не просты. Тут всегда идёт борьба за лидерство, попытка навязать свою волю. Может быть отсюда и фамилия Нилы?
Волина идёт на всё, даже на унижения, для того чтобы добиться своей цели - создать студию, преподавать, "властвовать над умами". Ада внешне не приемлет компромиссы, но на поверку идёт на них. В ней много наносного эпатажа, преувеличенной задиристости. Каждая из них, понимая что не права, не может переступить через своё "эго" и пойти на встречу другой (хотя Ада и делала робкие попытки). При этом они понимают, что нужны друг другу. Конфликт внешний подкрепляется конфликтом внутренним. Они обе максималистки. Они несчастны. Их письма в инете похожи по языку и интонации, как будто их писал один человек. Судьбы разные, но остаются пусть тонкие связующие их духовные нити. Благодарность Ады и то, что Волина задумалась над своей жизнью оставляют возможность продолжения - отношений ли? или другой жизни? Не знаю. Главное, что это не конец.

Мне показалось, что проблемы затронутые в рассказе гораздо шире использованной формы. Или форму необходимо расширить или сделать более чёткий акцентированный финал. А так конец повисает в воздухе. Недосказанность конечно вещь хорошая, но тут налицо конфликт, который должен во что-то вылиться, чем-то серьёзным завершиться, а ничего не происходит. Героини просто разбегаются. Впрочем, Галина Александровна, может быть я опять не прав.

Сергей Рубцов   26.10.2014 05:44     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, спасибо конечно. Но пафоса хоть отбаляй.Подумаешь тоже мне Матросов, Нила эта. Вы поймите, вы сейча написали хороший отзыв, а на Ниле ничего уже не держится, потому что Нила уже сама не держится на ногах, что тут восклиать. Ведь Нила такая же как Ада, она тоже погасла в конце концов. Вы главную задачу читалетя решили, а могли бы больше.

Если бы1) разложить на плюсы и минусы 3) Сопоставить стем что читали рапньше на литеретарную тему 3) найти нвое в этом тексте в смысле языка -ВОТ ТОГДА УЖЕ БЫЛА БЫ РЕЦЕНЗИЯ

Галина Щекина   24.10.2014 09:00   Заявить о нарушении
Сергей ну зря вы удалили первую рецу. Надо было просто дополнить ее, ведь тогда был бы виден ваш рост. И я ее не успела скопировать. Во втором варианте вы больше стали говорить о литературной стороне, что конечно плюс.И абстрагировались от первоосновы, это тоже плюс Чтобы быть обьективным, четатель иногда должен читать ка посторонний.И правильно, конфликт тут не получил разрешения. это уже исходит не из догадок, а прямо из текста. Молодец

Галина Щекина   26.10.2014 11:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Сейчас получила от Колядиной
"Гала, я прочитала "Немного зла". Хочется плакать. Прекрасная глава, она будет заключительной в книге "Нила".
Гала, ты Русский Писатель. Если бы ты была шведский, норвежский или немецкий писатель, ты бы купалась в деньгах и всеобщем уважении. Но, как в старом анекдоте, есть такое слово - родина. Ты прекрасный писатель, который создает Произведения Литературы. Держись и верь. Мы станем тонким слоем отложений в толще литературы. Возможно, когда-нибудь из этой скалы выпилят кусок камня и он ляжет на пол или колонну прекрасного дворца. И все будут любоваться этой тонкой яркой полоской в камне. В может быть, мы так и останемся в толще литературного гранита, просто как часть всего сущего. Больше мне нечем утешить ни тебя, ни себя, ни всех поэтов и писателей, которые не нужны нашей богом забытой провинции и презираемы царем".

Это утешает

Галина Щекина   07.04.2014 19:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Галина Александровна, написано иронично. Читаю и думаю - как бы привить публике пренебрежение не только к пошлости и графомании, но к литературной чернухе. А то ведь на последней сейчас выезжают))).

С теплом.
Любовь
http://www.proza.ru/2014/03/24/1677

Любовь Царькова   29.03.2014 07:28     Заявить о нарушении
Наверно есть и ирония, есть и печаль. Насчет чернухи позиция обозначена. Когда-то было время - ее жаждали. Но это время кончилось

Галина Щекина   30.03.2014 09:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Переделки просто жаждут переделаться. Так мне кажется. Потом можно поговорить.

Натали Соколовская   12.03.2014 00:00     Заявить о нарушении
вы про ошибки? или про что?

Галина Щекина   12.03.2014 11:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Не могу объяснить почему,но мне понравился рассказ. Что-то задевает и тревожит.

Элеонора Жукова   06.03.2014 19:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Первое впечатление - стремительно и пронзительно. Написано, что называется,на разрыве аорты. Все узнаваемо, поэтому сложно сформулировать отношение к героям и ситуации.
Сюжет чем-то напомнил советские фильмы про таких идейных училок, которые стремятся "светлый образ" перед учениками не потерять а потом мучаются, что не стали "своими", отдали много - получили мало. Здесь и извечная проблема педагогики - насколько позволить себе быть открытой с учениками, и извечная проблема в жизни: ты людям - добро, а они тебе...
Идеалистка Волина - все время ждет какой-то отдачи, человеческого отношения, не понимая, что есть четкие рамки "учитель-ученик" Идеализирует Аду ("моя надежда") - а потом ее иллюзии рассыпаются бескомпромиссностью Ады и ее замужеством. Хочется сказать, да, это жизнь. Не все талантливые ученики продолжают дело учителя, кто-то ходит на занятия ради ощущения тусовки. Но не потому, что учитель плохой, а потому что цели у всех учеников разные. Так бывает. Вопрос в том, что самой Волиной "нужны эти занятия", и хочет ли она отдавать опыт не тем и не так, как этого ожидала? В этом плане кусок про Аду глазами автора - Волиной (для меня демаркационная линия тут четко не проявилась)) - очень показателен и нужен. Волина все-таки получила отдачу, правда не в том виде, в котором она ожидала - макет книги и встреча на вокзале.
И для меня осталось неясным, как Волина с учениками то решила себя вести? Аду вроде она приняла - "ее бесценный шаг навстречу" и то, что ученица завязала с литературой ради мужа. В концовку (или в начало) как-то просится сцена с ее учениками. Как теперь она с ними проявится? Тогда этап внутреннего роста Волиной будет более нагляден.
Впрочем, это я люблю, когда расставлены все точки над "и". Грешу этим еще с работы в журнале, когда редактор за каждый абзац отчитывал: "Что мы этим хотим сказать?" Может кто-то прочитает концовку и все сам для себя поймет и решит. Проблема в том, что я читала до этого рассказа ваши дневники и блоги ваших учеников. Поэтому, у меня какое то эмоциональное восприятие этого рассказа. И наверное, как на широкого читателя на меня тут не стоит ориентироваться...
Еще такой момент, Волина воспринимает опоздания и ноутбуки своих учеников, как неуважение к ней. На мой взгляд - у них просто нет осознанности. А у нее - четкого осознания своей роли в учебном процессе. Отсюда и конфликт. Она не понимает, что те, кому надо и так к ней придут, а остальные отсеются. Просто каждому нужно давать по их потребностям. И не ждать ничего. На мой взгляд, такой конфликт рамок очень характерен для российской школы, как продолжения советской системы педагогики, где роли учитель-ученик очень формализованы. И ожидается, что учителю, как статуе на пьедестале, все должны поклонятся.
У Волиной же чувствуется какая-то личная обида или комплекс идеального учителя. Вместо того чтобы просто организовать учебный процесс, она все переводит в чувства (неуважение к ней). Поэтому, когда я начала читать, сначала не поняла, и чего это она так взбеленилась? Ну, придурки-ученики, так они везде есть. То что сама окурки убрала - ошибка - на шею сели. Но я ведь и не преподавала никогда, и вижу все это только из роли ученика... А вообще интересно, откуда в Волиной такие завышенные требования к жизни? Так учили преподавать, или через это каждый начинающий учитель проходит? Мне, не испытавшей это - не понятно и потому Волиной как-то не очень сопереживала. А вот тема про "отдачу" не там, где ее ждешь меня зацепила. Про то, что вообще ничего не надо ждать - тоже. И еще про то, что за маской холодности и жестокости часто скрывается боль.

Карина Хачатрян   07.03.2014 22:11     Заявить о нарушении
почему сложно. написано же - зло. хоть его и немного.

Галина Щекина   19.02.2014 21:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Нормальная молодёжка, не хуже других! Если бы Нила Волина не "давила" придирками: "не пришёл", "пропустил", "не выполнил" - существовала бы студия до сих пор! Творческие личности нуждаются в снисхождении (Нила тоже в этом нуждается и прямо об этом говорит), именно потому, что неординарные они. Пришли молодые в студию не для того, чтобы второе (третье) образование получать (тем более, без выдачи дипломов), а для общения с подобными. Они ещё не знают, поэты они, или прозаики, или так, из любопытства, зашли.
И героиня, Ада Седых, никому ничем не обязана. Как и Нила Волина. Хочу учить - учу, хочу учиться - учусь.

Нина Писарчик   19.02.2014 02:29     Заявить о нарушении
спасибо, но это все "про что", хотелось бы про то - "как"

Галина Щекина   19.02.2014 09:15   Заявить о нарушении
Как - говорить не хочется. Потом что нужно со стороны судить, а у меня взгляд "изнутри". Слишком биографично, узнаваемо.

Нина Писарчик   19.02.2014 14:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немного зла» (Галина Щекина)

Почему эта принцесса ушла с чудовищем, которого еще и прилюдно опускала? Вот ведь главный вопрос, на который не дает ответ данный рассказ... Потому что сама чудовище, несмотря на описанную наружность, человек, задрюченный обстоятельствами до невозможности что-то чувствовать, сопереживать? Умершее внутри существо, которое только и может - то ранить тех, кто рядом. А Волина - откуда желание, чтобы о нее вытирали ноги? Детская травма? Предлагаю все-таки сделать хэппи-энд. Осталась бы принцесса с Волиной, мыла бы ей ноги. Перерождение бы произошло. И девочка бы исправилась, и читателям приятно.
Рассказ написан очень реалистично, с множеством деталей и подробностей. Меня это порадовало.

Ольга Смирнова-Кузнецова   16.02.2014 15:51     Заявить о нарушении
Шайтанов сказал, что книга не должна отвечать на вопросы, она должна поставить вопросы.

Галина Щекина   17.02.2014 08:58   Заявить о нарушении
Но спасибо за попытку дать свою версию. Я ведь не назидак писала, а свое большое недоумение, и не стихшее с годами удивление. Возможны и пееделки

Галина Щекина   17.02.2014 09:16   Заявить о нарушении