220 лет художнику Карлу Брюллову

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:
Этот мой исторический очерк был опубликован в газете «Вузовский вестник» №2 (337) 16–31 января 2020 г., С 16. под названием "220 лет Карлу Брюллову". Я размещаю его здесь на сайте вместе с новым графическим портретом юбиляра работы Аиды Лисенковой-Ханемайер, с ее разрешения.


Карл Брюллов прославился в истории отечественного искусства, как уникальный художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма, который еще при жизни был удостоен  лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. А c момента презентации его знаменитой картины «Последний день Помпеи» (1833 г.) Брюллова называли не иначе, как первой кистью России. Недаром, ведь, именно Карл Брюллов в свое время чрезвычайно качественно выполнил колоссальную художественную работу, превосходно расписав купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на площади 800 квадратных метров. Им созданы многие сотни замечательных портретов, картин и рисунков, занимающих почетные места в музеях всего мира.  Причем, как портретист, Брюллов создал за свою жизнь более 200 выдающихся парадных и камерных портретов.

Будущий мэтр отечественного изобразительного искусства родился 23 декабря 1799 г. в Санкт-Петербурге в многодетной семье Павла Брюллова (Брюлло) – знаменитого скульптора-резчика, академика орнаментальной на дереве скульптуры  Императорской Академии художеств - французского происхождения,  создававшего интересные миниатюры. Любовь к рисованию проявилась у маленького Карлуши  в самом раннем детстве. Быстро подметивший это отец порой бывал с ним излишне строг, но весьма целеустремленно обучал  юного сына классическому искусству живописи, о чем Карл Брюллов вспоминал потом с благодарностью. Серьезная художественная подготовка под началом отца привела к тому, что уже в 10 лет юного Карла Брюллова охотно и даже без экзаменов приняли в столичную Академию художеств, в стенах которой он находился  12 лет.

Обучение шло у юного Брюллова столь успешно, что это вскоре заметили и сокурсники, которым он постоянно оказывал помощь, и преподаватели. В силу данных обстоятельств, Карлу Брюллову очень рано было позволено иметь собственные полотна, а не копии картин своих преподавателей. В 1819 г. Брюллов представил в Академии свою первую большую живописную картину «Нарцисс, смотрящийся в воду», за что был награжден Малой золотой медалью. С этого времени молодой Карл Брюллов полагал свое обучение законченным и отказывался от дальнейшего пребывания в Академии художеств,  переселившись в мастерскую старшего брата Федора, активно участвовавшего в художественном оформлении строившегося Исаакиевского собора.

Вообще-то, надо сказать, что одаренная семья Брюлловых воспитала целый ряд художников, передавая из поколения в поколение профессиональные навыки и традиции. Известно, что прадед Карла Брюллова был лепщиком на фарфоровом заводе, а его дед Иван  работал скульптором. Поэтому не удивительно, что сын его Павел  Брюллов продолжил семейную традицию, а все пять его сыновей  - Федор, Александр, Карл, Павел и Иван учились в Петербургской Академии художеств. Таким образом, в развитии художественного кругозора и таланта Карла Брюллова очень большую роль играла не только творческая атмосфера Академии художеств, где он длительное время учился, но также и замечательный потенциал, который ему всю молодость и даже в зрелости  передавали отец Павел и старший брат Федор.

В мастерской брата начинающий художник Карл Брюллов выполнял преимущественно заказы на портреты от своих главных меценатов А. Дмитриев-Мамонова и П. Кикина. Под их влиянием он создал такие прославленные картины, как “Эдип и Антигона” и “Раскаяние Полиника”. Причем, именно за эти картины начинающего художника наградили тогда четырехлетней пенсионной поездкой в Италию, которая  состоялась летом 1822 г. и продлилась до 1834 г.

С большим удовольствием работая в Италии, Карл Брюллов немалое внимание уделяет мастерству и работам художников предыдущих эпох. Так, например, в течение четырех лет  он создает копию картины «Афинская школа» Рафаэля, добиваясь в итоге удивительного  сходства с оригиналом и единодушного признания данной работы критиками. Собственное творчество Карла Брюллова в Италии также приносит свои замечательные плоды. В 1827 г. он пишет картину “Итальянский полдень”, в 1832 г. – “Вирсавия”, а в 1833 заканчивает «Последний день Помпеи». В этот же самый период он создает и одну из своих наиболее ярких портретных работ – картину «Всадница».

В 1836 г. Карл Брюллов возвращается из заграницы  на родину в Санкт-Петербург, где продолжает  свою весьма разнообразную творческую работу, создавая картины, портреты  и рисунки всевозможных жанров. В 1843 г. прославленный художник получает заказ на роспись внутренней части Исаакиевского собора, который он выполняет с величайшей тщательностью и положительной оценкой  своей работы, как со стороны критики, так и со стороны светских и церковных властей. В то же самое время он продолжает работать и как выдающийся портретист.

В 1851 г. он пишет несколько известных портретов по заказу влиятельного семейства Титтони. Однако именно в этот период творчества прославленного художника, с детства плохо выносившего переохлаждение, подводит здоровье. Еще в 1847 г. у него случается тяжелейшая простуда, дающая осложнение на сердце. С тех пор Карл Брюллов постоянно страдает ревматизмом, простудами и заболеванием сердца, что на несколько лет приковывает его к постели. В 1849 г., по настоянию врачей,  художник отправляется за границу на португальский остров Мадейра, однако и здесь лечение оказывается бесполезным. Весной 1852 г. тяжело больной Карл Брюллов переезжает в итальянский город Манциану под Римом для лечения минеральными водами.  Скончался он там 23 июня 1852 года, в возрасте 52 лет и был похоронен по лютеранскому обряду на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

Выдающийся художник Карл Брюллов оставил для всех поколений россиян  огромное творческое наследие – десятки и сотни картин и рисунков, многие из которых украшают музеи всего мира. Он считается одним из основателей гармоничного сочетания классицизма и романтизма в отечественном и мировом изобразительном искусстве.  Его именем  названа улица в Москве, а в честь братьев Брюлловых названа улица в Санкт-Петербурге. В 2013 г. на острове Мадейра, в центральном парке города Фуншал, был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. А с 1952 г. в честь знаменитого художника в СССР и в России было выпущено несколько почтовых марок.

По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер создала к 220-летию Карла Брюллова графический портрет юбиляра (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с данным очерком. На этом портрете знаменитый  российский художник представлен в возрасте 35-40 лет - в расцвете творческих сил. Мэтр российского классицизма и романтизма, гениально сочетавший оба направления в своих живописных работах,   изображен Аидой в повседневной  одежде так,  как будто он собирается приступить к написанию очередного шедевра. А вся его поза,  прическа, и особенно живой, мечтательный взгляд лишь подчеркивают творческий характер «Первой кисти России».


Другие мои произведения на этом сайте:

Ломоносов - астроном - естествознание  http://www.proza.ru/2014/01/27/184

Образование по-японски (2) публицистика  http://www.proza.ru/2014/01/31/1675

Вхождение в образ Гоголя - публицистика (6) http://www.proza.ru/2014/04/27/1783

Портрет героя ВОВ Василия Масленникова - публицистика (5)  http://www.proza.ru/2014/05/08/2359

Академик Вернадский - публицистика (10)  http://www.proza.ru/2014/05/17/1822

Портрет Гагарина-Королева - история и политика (3) http://www.proza.ru/2014/05/10/1242

Портрет Пушкина и Натали - история и политика (9)  http://www.proza.ru/2014/06/09/1691

Гений хирургии - Николай Пирогов - публицистика (10) http://www.proza.ru/2014/07/20/1866

К 85-летию Василия Шукшина - публицистика (6)  http://www.proza.ru/2014/09/08/1803