1930. Радикальные сектанты Ермиловцы

Марина Северчанская
В течение века под влиянием Запада Центрально-Черноземный регион был одним из крупнейших центров распространения радикальных сект в России, объединявшихся с контрреволюционными и монархическими группировками, служащих престольным интересам зарубежных наследников царской Семьи. Крупнейший промышленный и экономический центр района — Воронеж. К середине сороковых годов XX века сектантство в советской России было остановлено.

Доклад ПП ОГПУ по Центральной Черноземной Области (ЦЧО) о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ.

15 октября 1930 г.

№26431 Совершенно секретно

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Контрреволюционная монархическая организация «буевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1320

2. Контрреволюционная организация «сергиевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1352

3. Контрреволюционная повстанческая организация в Казинке - http://www.proza.ru/2019/01/02/1367

4. Контрреволюционная церковная группа «Фанатики» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1379

5. Контрреволюционная организация «Крестовый поход» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1388

6. Контрреволюционная сектантская организация «федоровцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1394

7. Контрреволюционная монархическая повстанческая организация «Дом Романовых» - http://www.proza.ru/2019/01/04/322

8. Контрреволюционная организация «ермиловцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1406

9. Контрреволюционная организация «стефановцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1410

10. Контрреволюционная организация «имяславцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1416

11. Контрреволюционная организация «иоанитов» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1432


Совершенно секретно

Контрреволюционная организация «ермиловцы»

В мае месяце 1930 г. в Елецком округе нами ликвидирована сектантская организация «ермиловцев», называвшаяся так по имени руководителя Ермила Баркова. Изъят актив в числе 56 человек.

Произведенное следствие показало, что в числе «ермиловцев» мы имеем организацию, аналогичную по действиям ликвидированным «федоровцам», с той разницей, что здесь отсутствует кричащая показная сторона (нашитые знаки на одежде, знаки на избах и т. п.), но наличествует та же конспирация, распространение слухов о приходе белого воинства, слухи о Варфоломеевской ночи, невыполнение госповинностей и контрреволюционная деятельность по срыву мероприятий советской власти, проводимых на селе.

История возникновения ее такова:

В 1917 г. в дер. Островки вернулся с военной службы Барков Ермил Павлович, крестьянин этой же деревни. Возвращение Баркова со службы совпало с проходящими в тот момент в деревне выборами в Учредительное собрание. Барков в выборах принял активное участие, проводя усиленную агитацию за то, чтобы крестьянство голосовало за список меньшевиков. В этих целях на общих собраниях граждан Барков вел агитацию с разъяснением задач партии меньшевиков и ее отношения к крестьянству, через индивидуальную агитацию убеждал крестьян голосовать только за меньшевистский список. Ведя агитацию против списков других партий, Барков особо рьяно агитировал против списка большевиков, говоря: «За номер большевиков вы не голосуйте, если за этот номер будете голосовать, то к власти придут разные бродяги, антихристы и мы все пропадем», или: «Кто будет голосовать за большевиков, тот не христианин; большевики — это народившийся антихрист, и если они возьмут власть в свои руки, то всем нам будет плохо».

Выступлениями на общих собраниях Барков не ограничивался, ведя широкую агитацию индивидуально, и многие из крестьян ходили к нему на дом за разъяснениями. Результатом агитации Баркова было то, что за небольшим исключением почти вся деревня Островки голосовала за меньшевистский список.

После провала Учредительного собрания поведение Баркова Ермила сразу же резко изменилось: он замкнулся в себе, собрания почти перестал посещать, выступлений антисоветского характера также почти не делал, а сколотил вокруг себя небольшой кружок, с которым у себя на дому проводил читки Библии и других священных книг.

В то время ядром и основным составом этого кружка были сам Барков Ермил Павлович, племянник его и главный помощник Бурыкин Михаил Ефанович и брат Барков Илья Павлович.

Кроме этого, на сборища вовлекались и другие, но постоянными посетителями они не были. Уже в этот период, не ведя открытой антисоветской деятельности, данный кружок высказывает свое отрицательное отношение к советской власти: ни одного предписания местных властей он не выполнял, с продразверсткой и труд-гужповинностью также не считался. Если учесть, что все это происходило в условиях особенного напряжения в гражданскую войну, то становится вполне ясным контрреволюционный смысл подобного бойкота распоряжений государства.

В 1919 г. группа расширяется до 6 хозяйств, преимущественно ближайших соседей Баркова Ермила. В этот год в нее, кроме указанных ранее, вливаются Понарин Иван Платонович, Понарин Константин Платонович и Пузиков Николай Васильевич, в данный момент являющиеся наиболее активными членами организации «ермиловцев». Сборища учащаются, при этом начинаются беседы не только религиозного, но и прямо антисоветского характера, а именно:

«На земле народился антихрист и одновременно с ним появилась советская власть, а, следовательно, эта власть — антихристова и выполнять требования этой власти — это значит содействовать антихристу. Кто будет помогать советской власти или чем-либо ей содействовать, тот будет строго наказан Богом».

Кроме того, Барков своей группе разъяснял: «Люди боролись за свободу, а в результате, когда пришли к власти большевики, то получилось насилие: берут насильно налог и насильно забирают людей в Красную Армию». В отношении Красной Армии установка была определенная: «Идти в Красную Армию грешно, потому что защищать антихриста перед Богом недопустимо».

В 1919 г. и позднее вся молодежь дер. Островки поголовно дезертировала и в ряды Красной Армии не шла. С целью искоренения дезертирства в дер. Островки, тогда еще Тербунской волости, несколько раз приезжал отряд по борьбе с дезертирством, но работа его была не только безуспешна, но получала в ряде случаев открытое сопротивление. Так, например, в 1919 г. во время приезда отряда во главе с бывшим военным комиссаром Тербунской волости Полухиным, когда отряд собрал всех дезертиров и начал убеждать их в необходимости службы в Красной Армии, под влиянием агитации Баркова со стороны дезертиров посыпались заявления: «Вы говорите свобода, а нас насильно забирают в Красную Армию». Тут же был собран общий сход, который под влиянием агитации участников группы под руководством Баркова Ермила поднял бунт, и отряд был из деревни изгнан.

В 1922 г. снова наблюдается прилив новых членов. К 6 ранее состоявшим в организации прибавляются еще 2 хозяйства: Пузикова Ивана Иосифовича и Понарина Василия Александровича. До следующего момента роста, 1927 года, деятельность группы в этот период остается аналогичной деятельности предыдущего периода, т.е. по-прежнему участники организации сторонятся общих сходов, упорно не выполняют все госповинности, не идут сами и не пускают своих родственников в ряды Красной Армии.

В 1925 г. начинают циркулировать слухи о скорых переменах власти. В 1926 г. организация впервые показывает открыто свое антисоветское лицо путем срыва собрания по самообложению. Характерно отметить на нем выступление старого «ермиловца», кулака Пузикова Ивана Иосифовича, который высказал открыто желание перемены власти и возвращения царского строя с его порядками: «Самообложение нам не нужно, нужно это коммунистам, пусть собирают сами деньги, советская власть также не нужна нам, коммунисты — это чиновники, которые деньгами набивают свой карман, пусть у нас будет все по-старому, как при царе: сельский староста и писарь».

В 1927 г. в группу в результате усилившейся деятельности вливается ряд новых хозяйств, и уже общее количество достигает 13 домохозяйств. Последующие годы дают приток новых членов: в 1928 г. в организации уже состоит 24 хозяйства, в 1929 г. — 45 хозяйств и весной 1930 г. — 53 хозяйства.

Все важнейшие мероприятия советской власти, проводимые на селе в период 1929-1930 гг., встречают отчаянное сопротивление «ермиловцев», ведущих работу по их срыву. Так, в момент осенней посевной кампании в дер. Островки производился массовой сплошной засев полей сортовой рожью «Триумф». С целью противодействовать этому мероприятию вечером 18 августа Барков Ермил созывает совещание организации с участием Бурыкина Михаила Ефановича, Пузикова Ивана Иосифовича, Понарина Степана Павловича, Понарина Ивана Павловича, Пузикова Николая Васильевича, Понарина Ильи Ивановича и др., всего до 20 человек. На этом совещании Барков дает организации установку — противодействовать засеву сортовой ржи, заявляя: «Засев сортовой рожью — это в интересах советской власти, советская власть — власть антихриста, значит сеять придется в интересах антихриста, мы же обязаны бороться с антихристом и его делами».

Результатом данного совещания было то, что все члены организации «ермиловцев» отказались от засева сортовой ржи «Триумф» и тем самым сорвали в деревне посевную кампанию.

Хлебозаготовительная кампания в 1929 г. встретила резкий отпор со стороны «ермиловцев». При проведении контрактации в октябре месяце 1929 г. Барковым снова созывается совещание, на котором дается установка противодействия контрактации под прикрытием библейских учений и о необходимости борьбы с антихристом. Барков говорил: «Хлеб везти советской власти не нужно, наш хлеб идет для того, чтобы откупиться от войны с иностранными государствами, если бы не он, то коммунистов давно бы задушили, отвозить хлеб — это значит помогать косвенно антихристовой советской власти, а раз так, то значит бороться против Бога, после чего Бог не сможет нас помиловать».

На этом совещании были выступления и ряда других «ермиловцев». В результате при хлебозаготовках все «ермиловцы» категорически отказались сдать имеющиеся у них излишки государству.

Особенно резкое контрреволюционное выступление организация «ермиловцев» произвела в феврале месяце 1930 г., когда в дер. Островки приступили к организации колхоза.

Еще ранее попыток организации колхоза в январе месяце 1930 г., при сборе семенных фондов, «ермиловцы» устроили сборище в доме руководителя организации Баркова Ермила Павловича, где было вынесено решение сорвать сбор семенного фонда, ничего не дать самим в этот фонд и ни в коем случае не допустить организации колхоза. Сопротивление при этом было оказано вполне организованно. Сами члены «ермиловской» организации категорически отказались от засыпки семян.

Два последующих собрания, 14 и 15 февраля, точно таким же образом были сорваны «ермиловцами», которые снова собирались в полном составе в школе и разгоняли бедноту. Организация колхоза в дер. Островки была сорвана.

Особенно яркую контрреволюционную деятельность «ермиловская» организация развернула весной 1930 г. при проведении весенней посевной кампании, причем зафиксированы 2 факта организованных сборищ их по срыву этого мероприятия советской власти. Первое совещание Барковым Ермилом было собрано, как только сельсовет начал производить отпуск семян. На нем была дана установка всем членам организации: «Семена брать из сельсовета не нужно, т.к. в их получении заставляют расписываться, а кто распишется в списке, тот будет считаться членом колхоза».

Таким образом, все 53 хозяйства категорически отказались от засева земли, причем с целью воздействия на остальных крестьян по селу были распущены слухи о том, что «кто возьмет семена, у того родятся камни».

Контрреволюционная деятельность «ермиловцев» резко сказалась и в распространении тех провокационных слухов, которые циркулировали за два последних месяца (апрель и май) в дер. Островки и в соседних селениях.

В определенные дни, а именно: в чистый четверг, перед Пасхой, под 1 Мая и 15 мая членами «ермиловской» организации ожидалась откуда-то помощь, какая-то «страсть». Уже с конца апреля ходили слухи: «Будет страсть: придет белое воинство на белых конях, Бог отделит чистых от нечистых и будет нечистых истреблять». Слухи эти очень запугивали окружающее крестьянство, среди которого некоторые этого прихода в самом деле боялись и ждали. В эти дни члены организации мылись, одевались чисто, в праздничные белые одежды, ничего не делали, всю ночь спали одетыми, всю ночь у них горели огни.

Особенно усиленные слухи распространялись 15 мая, причем эти слухи были и в соседнем с. Новосильском. Позднее, в этот же день, потекли слухи, в результате которых в с. Новосильском произошла паника: говорили, что «в лесу, около дер. Островки, появились белые воины на белых конях, которые ловят для своего войска белых лошадей»; сельский актив и уполномоченный РИКа Журавлев ездили в лес для проверки этих слухов, но никаких белых воинов, конечно, там не оказалось. Что эти слухи исходили от «ермиловцев», можно судить по разговорам женщин, которые говорили: «Ермил Павлович так рассказывал».

Далее, по словам крестьянина с. Новосильское Золотухина Сергея Николаевича, ему рассказывал какой-то гражданин с. Островое, что «ермиловцы» ожидали 15 мая для того, чтобы совершить нападение на местных советских работников, причем выступить хотели с оружием и ждали, что во всей России поднимется восстание православных за притеснение церкви.

С момента зарождения организации «ермиловцев» в дер. Островки участились пожары: в [19]23 году сгорело 15 домов [лиц], не состоящих в группе «ермиловцев». За это время ни одного случая пожара у «ермиловцев» не было, за исключением пожара у Чернышева Федора Тихоновича, но этот случай произошел при следующих обстоятельствах: состоя до этого в группе «ермиловцев», Чернышев заколебался и стал осмеивать эту организацию, взял семена и хотел засевать землю, и в первых числах апреля у него сгорела изба. На следующий день он пришел к Понарину, председателю сельсовета, узнать, как получить страховое вознаграждение, когда же страхагент приехал для составления акта, то Чернышев категорически отказался от страховки и подписи акта, заявив: «Вашей помощи мне не нужно, что Бог взял у меня, то и даст».

После этого он снова поступил в организацию.

Во второй половине мая месяца 1930 г. член организации Моргачев Иван Михайлович, встретившись в лесу с гражданином Понариным Александром Петровичем, заявил: «Мы вас скоро подушим, советской власти с нами справиться трудно, нас уже стало 12 тысяч».

Дело слушалось Тройкой ПП ОГПУ. Пять активистов расстреляно.

Заместитель ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский Начальник СО Ильин

г. Воронеж

Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87. Подлинник.