1930. Секты готовятся идти в Крестовый поход

Марина Северчанская
В течение века под влиянием Запада Центрально-Черноземный регион был одним из крупнейших центров распространения радикальных сект в России, объединявшихся с контрреволюционными и монархическими группировками. Крупнейший промышленный и экономический центр района — Воронеж. К середине сороковых годов XX века сектантство в советской России было остановлено.

Доклад ПП ОГПУ по Центральной Черноземной Области (ЦЧО) о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ.

15 октября 1930 г.

№26431 Совершенно секретно

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Контрреволюционная монархическая организация «буевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1320

2. Контрреволюционная организация «сергиевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1352

3. Контрреволюционная повстанческая организация в Казинке - http://www.proza.ru/2019/01/02/1367

4. Контрреволюционная церковная группа «Фанатики» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1379

5. Контрреволюционная организация «Крестовый поход» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1388

6. Контрреволюционная сектантская организация «федоровцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1394

7. Контрреволюционная монархическая повстанческая организация «Дом Романовых» - http://www.proza.ru/2019/01/04/322

8. Контрреволюционная организация «ермиловцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1406

9. Контрреволюционная организация «Стефановцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1410

10. Контрреволюционная организация «Имяславцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1416

11. Контрреволюционная организация «Иоанитов» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1432


Совершенно секретно

Контрреволюционная группа «Крестовый поход»

В связи с объявлением Папой Римским «крестового похода» против советской власти в с. Чурюково Старо-Юрьевского района ЦЧО по инициативе священников Орлова Василия Ивановича, Троицкого Александра Владимировича и бывшего дьякона, ныне священника Попова Алексея Ивановича была организована контрреволюционная группировка из зажиточно-кулацкого элемента сел Б-Дорога, Казанское и Заворонежское, в состав которой входили Тарабрин Игнат Ульянович, Воропаев Василий Дмитриевич, Тарабрин Семен Денисович, Неретин Степан Павлович, Баклыков Иван Яковлевич, Орлов Козьма Петрович, Потапов Роман Павлович, Устинов Гавриил Филиппович и др., ставящая своей целью и задачей оказание всемерного содействия и помощи «крестовому походу» и ведение агитации среди населения в этом направлении.

Поименованные выше лица, будучи связаны классовыми интересами, единством намерения и враждебно настроенными к существующему строю, периодически устраивали свои нелегальные собрания друг у друга, а также в церкви, на которых вели суждения антисоветского характера, направленные против всех мероприятий, проводимых советской властью в деревне, которые выносили в массу крестьянства, среди которого систематически вели агитацию в этом направлении, распуская при этом разного рода слухи провокационного характера, в частности, о приходе Папы Римского, о войне и др.

В марте с. г. по инициативе священника Орлова, Троицкого Александра и бывшего дьякона Попова Алексея Ивановича в церкви после богослужения было устроено нелегальное собрание с целью оказания помощи «крестовому походу», объявленному Папой Римским. На данном собрании присутствовали все поименованные выше кулаки, а также и др. граждане с. Чурюково. Священник Орлов, обращаясь к присутствующим, говорил: «Православные христиане, большевики делают большое гонение на церковь, нашего брата арестовывают и сажают в тюрьмы, даже за границей узнали о нашем положении, и вот Папа Римский объявил "Крестовый поход" против советской власти и хочет избавить нас от этого гонения, а мы, в свою очередь, должны оказать всемерное содействие и помощь этому "Крестовому походу" и требовать, чтобы на нашу православную церковь не было никакого гонения, нам теперь осталось терпеть недолго».

Священник Троицкий, подтверждая сказанное Орловым, добавил: «Во что бы то ни стало и мы должны это сделать, так как нас замучили совсем и не дают никакого житья. Раз Папа Римский взялся за это дело, то мы должны его поддержать».

Бывший дьякон Попов, подтверждая сказанное Троицким, добавил: «Нужно дружней организоваться и дать помощь Папе Римскому, ведь невозможно совершенно стало жить, ну ничего, скоро отмучаемся, так как теперь осталось недолго, Христос терпел и нам велел».

Орлов Андрей, Баклыков Иван и Неретин Степан сделали выкрик: «Скорей бы этому игу и насилию пришел конец, ведь никому не дают никакого житья, совсем всех разорили и ограбили, мы обязательно должны поддержать Папу Римского и говорить об этом народу».

Присутствующие остальные кулаки и граждане подхватили общим хором слова священников, крикнув: «Нужно поддержать Папу Римского, так как он избавит нас от этого мучения!»

После указанного нелегального собрания участники группировки начали вести систематическую агитацию в этом направлении, распространять разного рода слухи провокационного характера, в частности, относительно войны, о приходе Папы Римского и др., наряду с этим ведя агитацию против мероприятий власти, проводимых в деревне, в частности, против коллективизации, [ликвидации] кулака как класса, посевной кампании, контрактации скота и др.

Тарабрин Игнат Ульянович, участник данной группировки, бывший церковный староста, член СРН, во второй половине марта месяца с. г. около кооперации в частной беседе среди приезжих крестьян, ведя агитацию о помощи «крестовому походу», говорил: «Нужно всему нашему населению и др. селений поддержать Папу Римского, т. к. он идет на Советский Союз, на защиту христианской церкви и веры православной, за путь истинный и веру и для поддержки и помощи Папе Римскому у нас организована большая группа, поэтому в эту группу вам надо всем входить».

В связи с происходившим XVI партийным съездом участниками группировки среди крестьян распространялись усиленные провокационные слухи о расколе партии большевиков и о ранении на съезде Ворошиловым Сталина.

В начале июля месяца с. г. кулак Баклыков Иван около конторы Табаководного товарищества по этому вопросу в группе крестьян говорил: «На съезде Ворошилов ранил Сталина за то, что он идет против крестьян, что правые взяли верх и теперь не будет на крестьян такого гонения и нажима, который делается со стороны власти в данное время, что Ворошилов и с ним вся Красная Армия идет против съезда за крестьян».

Такого же характера слухи распускал среди населения и сын кулака Устинов Гавриил, который наряду с этим стремился внести данные слухи в ряды Красной Армии. С этой целью он 21 апреля с. г. написал своему брату письмо, находящемуся в гор. Усмани в 17-м саперном батальоне, в котором писал: «Советская власть грабит и разоряет крестьян — хоть живым в могилу зарывайся, тянут, тянут и тянут без конца. Красная Армия вся против политики партии, потому что власть задавила мужиков, стали Красную Армию посылать на усмирение крестьянского восстания, но она отказалась, говоря: "Вы наших отцов давите и задавили", — и не пошли на усмирение. Ворошилов, заспорив со Сталиным, сказал: "Почему советская власть задавила отцов красноармейцев?" — на что Сталин ему ответил: "Ну, а что же, а как же ты думаешь иначе поступить?" — тогда Ворошилов не вытерпел и произвел выстрел в Сталина, ранив тяжело последнего».

В связи с предстоящей хлебозаготовительной кампанией участники указанной группировки в частных беседах и разговорах среди крестьян вели агитацию против сдачи хлеба государству, говоря, что «мы во время хлебозаготовки хлеба не дадим, пусть нас лучше побьют, нужно хлеб зарывать в ямы, а без хлеба советская власть подохнет. Вы, беднота, хлеб не везите, т. к. власть вам никакой помощи не оказывает, и вас скоро с голоду поморят».

В конце июня месяца с. г. возле церкви собралась толпа верующих, в числе которых были кулаки Чернышов Яков, Орлов Андрей, Тарабрин Семен, Воропаев Василий, Неретин Степан, Баклыков Иван, Орлов Козьма и Потапов Роман, которые среди собравшихся вели агитацию против сдачи государству хлеба, при этом Баклыков Иван говорил: «Если мы будем помогать власти, то нас окончательно зажмут, мы не должны давать ничего, пусть они подохнут с голоду, лучше в землю зарыть, чем им дать».

Орлов Андрей, подтверждая его слова, говорил: «Нам сейчас все равно: или жить, или умереть». Неретин Степан, подтверждая его слова, добавил: «Я лучше все в земле сгною, но этим грабителям не дам». Чернышов Яков Никандрович добавил: «Всех проклятые разорили, но им немного осталось жить».

Указанная выше группировка, существующая в с. Чурюково, имела свое влияние на связь с другими селами Старо-Юрьевского района, в частности, с с. Спасским и Ново-Никольским, где также велась агитация о помощи «крестовому походу», распускались разного рода провокационные слухи и велась агитация против мероприятий советской власти, проводимых на селе.

Священник с. Никольское, бывший дьякон с. Чурюково Попов Алексей, перейдя служить в с. Никольское, начал вести агитацию среди населения о приходе Папы Римского и против мероприятий, проводимых властью.

В мае месяце с. г. на Николу Попов, ходя по селу и ведя агитацию в этом направлении, говорил: «Скоро должна провалиться советская власть, вот уже по кооперациям ничего не стало, т. к. до этого довели коммунисты, которые умеют только грабить крестьян да загонять насильно в колхозы, и если так будет продолжаться в дальнейшем, то весь народ погибнет. Вот Папа Римский объявил крестовый поход, и нам нужно его поддержать, а кто не поддержит, то придет Папа Римский и всех перевешает».

В с. Спасском Старо-Юрьевского района священник Лебедев Константин Михайлович, Амплиев Николай Михайлович — дьякон, псаломщик Троицкий Николай Владимирович, сектант Акимов Василий Сергеевич и кулак-торговец Дмитриев Павел Никитович, имея связь с селом Чурюково, в частности, с руководителями контрреволюционной группировки Орловым, Троицким и Поповым, имели между собой также тесную связь, посещали друг друга, неоднократно собирались в церковной сторожке, где вели суждения антисоветского характера, которые выносили в массу крестьян, среди которых вели агитацию против проводимых мероприятий властью на селе, распускали разного рода слухи провокационного характера, в частности, относительно прихода Папы Римского.

19 августа с. г. указанная группировка в числе 13 человек была изъята и привлечена к ответственности. Следствием вполне доказана 58-10 ч. 2 и 58-11 ст. ст. УК.

Дело закончено и в ближайшее время ставится на рассмотрение в Судебной тройке при ПП ОГПУ.

Заместитель ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский Начальник СО Ильин

г. Воронеж

Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87. Подлинник.