1930. Секта саботажников Иоанитов

Марина Северчанская
В течение века под влиянием Запада Центрально-Черноземный регион был одним из крупнейших центров распространения радикальных сект в России, объединявшихся с контрреволюционными и монархическими группировками. Крупнейший промышленный и экономический центр района — Воронеж. К середине сороковых годов XX века сектантство в советской России было остановлено.

Доклад ПП ОГПУ по Центральной Черноземной Области (ЦЧО) о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ.

15 октября 1930 г.

№26431 Совершенно секретно

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Контрреволюционная монархическая организация «буевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1320

2. Контрреволюционная организация «сергиевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1352

3. Контрреволюционная повстанческая организация в Казинке - http://www.proza.ru/2019/01/02/1367

4. Контрреволюционная церковная группа «Фанатики» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1379

5. Контрреволюционная организация «Крестовый поход» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1388

6. Контрреволюционная сектантская организация «федоровцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1394

7. Контрреволюционная монархическая повстанческая организация «Дом Романовых» - http://www.proza.ru/2019/01/04/322

8. Контрреволюционная организация «ермиловцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1406

9. Контрреволюционная организация «Стефановцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1410

10. Контрреволюционная организация «Имяславцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1416

11. Контрреволюционная организация «Иоанитов» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1432


Совершенно секретно

Контрреволюционная группа «иоанитов»

С. Н[ово-] Покровское Лискинского района. Рабочий Лискинского депо Юго-восточной железной дороги Глухов Константин Петрович, 1898 г. рождения, проживая в с. Ново-Покровское Лискинского района, начиная с 1922 г. начитавшись книг Иоанна Кронштадского, стал ходить по соседним селам: Ст. Покровка, Залужное, Песковатка, Н. Икорец с проповедью о Боге, посещал собирающихся в этих селах по домам вечерами кликуш, фанатиков и т. д., почетающих Иоанна Кронштадского за святого.

В с. Ст. Покровка в доме чернички Сазоновой Марфы и Сущиной Марии Глухов Константин организует место постоянных сборищ черничек, фанатиков, крестьян, чтущих Иоанна Кронштадтского, и по ночам производит моления.

В период 1922 г. Глухов знакомится с бывшим стражником гор. Коротояка Остафьевым Дмитрием, имевшим к тому времени у себя в Коротояке кружок последователей Иоанна Кронштадтского, а затем совместно же с Остафьевым стал наезжать в с. Платаву Репьевского района, где особенно много было сектантов. Отбив у местного руководителя сектантов Андрея Сахарова, слывшего за пророка, всех его последователей, Глухов в Платаве организовал второй центр сборищ «иоанитов», в доме местного регента церкви Кретинина Семена (бывший стражник).

В 1924 г. Глухов увольняется с работы с железной дороги, мотивируя уже нежеланием соприкасаться с антихристом (советской властью) и состоять в антихристовом профсоюзе, и устраивает в доме Сазоновой домашнюю церковь, убедив своих последователей, что теперь истинно православных церквей нет, что нужно идти по стопам Иоанна Кронштадского, особого избранника божьего, бороться за православную веру, помазанника божия и вести монашеский образ жизни. Одновременно с этим Глухов среди своих последователей повел подкрепляемую Священным писанием и изречениями из книг Иоанна Кронштадского агитация о появившимся на свет антихристе в лице Ленина, коммунистах — последователях антихриста, организованной ими советской власти и всех ее мероприятиях как антихристовых и т.д. Одновременно убеждал своих последователей сторониться, не иметь никаких соприкосновений и тем более не давать экономической помощи советской власти, не делать никаких добровольных на что бы то ни было отчислений, не писаться на займы, ни в коем случае не читать советские газеты, журналы, книги и вообще литературу, а также не сдавать при хлебозаготовках хлебных излишков и вести повседневную борьбу за свержение советской власти.

От своих последователей Глухов требовал, как от чтущих учение и жизнь Иоанна Кронштадского, выполнять монастырский устав, не есть мяса, масла, сала, молока, ни в коем случае не жить половой жизнью, девицам замуж не выходить, а уже замужним — жить как брату с сестрой.

Сам же Глухов, в подкрепление проводимой агитации, разводится с женой и ведет монашествующий образ жизни. Заводит одновременно знакомство со странствующими монашками. Конспирирует свою контрреволюционную работу и уже собирает своих последователей также и в пещерах под Дивногорским монастырем: приобрел лодку и переезжал на ней по Дону к пещерам, где вел антисоветскую работу и выковывал для проведения таковой в других селах агитаторов из среды фанатиков и кликуш.

Последовательница Василиса Сазонова отдает Глухову свою пятнадцатилетнюю дочь Марфу в духовные жены. Многие, продавая имущество и скот, несли Глухову деньги для организации тайной церкви; по уставу монастыря, подчиняясь внушению его, оставляют посещение мирской церкви, собираясь только для слушания проповедей Глухова в его доме, в пещерах и в домах других последователей.

Духовная жена Марфа Сазонова, живя с Глуховым и изучая под его руководством Священное писание, становится его первой помощницей и затем объявляется «матушкой». Пользуется большим авторитетом. Сазонова заверяет последователей о святости Глухова, а при разъездах по селам с мужем для антисоветской работы, при обработке крестьян и втягивания в свою организацию начинает доказывать, что ими руководит бог.

Через члена организации «иоаннитов» Хмыловскую, состоящую уже 30 лет в организации и ранее имевшую связь с Варшавой, знакомится в пещерах под Дивногорским монастырем с руководителем такой же организации в Шахтинско-Донецком округе, вновь посвященным попом, бывшим матросом Федором. Этот Федор привозил с собой церковное оборудование — облачение — и служил тайно в доме Глухова и квартире Хмыловской, а также исповедовал и причащал всех последователей «иоанитской» организации, руководимой Глуховым. Этим разжигался религиозный фанатизм членов религиозной организации, и агитация, проводимая среди крестьян, увеличивалась с большим успехом, так как каждый член организации после проводимых тайных, по всем правилам монастыря, служб с почитанием царствующих особ и последующими проповедями об антихристе был заряжен еще больше фанатизмом.

Усматривая в дальнейшем необходимость в более частых для членов своей организации молениях и видя невозможность пользоваться частыми посещениями Федора для исполнения треб, Глухов выезжает с некоторыми последователями в Киев и там уже у иеромонаха Вениамина без всяких затруднений постригается в монахи, а затем епископами Георгием и Димитрием посвящается в иеромонахи. Возвратившись из Киева как иеромонах, Глухов тут же организует в своем доме на собранные от членов организации деньги тайный, имени Святой Троицы, монастырь.

В организованном Глуховым монастыре исключительно по ночам при дежурных для наблюдения за улицей и сигнализации опасности велись службы, на кои из сел Старо-Покровка Лискинского района, Платава и Россошки Репьевского района, г. Коротояк, с. Троицкое, Болдыреве, Голдаевка Коротоякского района и других мест стекались последователи Глухова, считающие себя как последователи Иоанна Кронштадского.

На тайных ночных сборах кроме служб, на коих поминался за упокой царь Николай П, говорились проповеди с толкованием в контрреволюционном духе Евангелия. Истолковывалась советская власть и все ее мероприятия, профсоюзы и др. организации, тем или иным путем связанные с ними, антихристовыми мероприятиями. Ленин истолковывался как появившийся с 1917 г. на землю антихрист, а коммунисты — его последователями. Всем членам организации было внушено, что советская власть погибнет не позже 1935 г. Поэтому, чтобы спасти истинно верующую часть населения и не дать антихристам окончательно погубить православную веру, Глуховым членам организации вменялось в обязанность вести среди крестьянства агитацию с призывом не сдавать государству хлебных излишков, не писаться на займы, не делать никаких добровольных отчислений и на что бы то ни было взносов, всячески противодействовать мероприятиям советской власти, не ходить на собрания, не читать советские газеты, журналы и литературу, не допускать организовываться колхозам и не идти в них, так как всякий идущий в колхоз, помогающий советской власти, состоящий в той или иной организации или даже просто соприкасающийся каким-либо путем с советской властью и ее организациями погибнет от меча и огня царя Михаила, который по свержении верующими с помощью Бога советской власти придет на престол для спасения православной веры-церкви и для уничтожения последователей антихриста и всех с ними соприкасающихся.

Особо отличающиеся в своей контрреволюционной работе Глуховым постригались в монахи и монашки, после чего уже по специально данному Глуховым заданию разъезжались по селам и проводили среди крестьян антисоветскую агитацию и вербовали в свою организацию.

От каждого вновь вступающего члена требовалось не есть мяса, масла, сала, вести монашествующий образ жизни с обязательным прекращением половой жизни. Последнее требование, как заявлял сам Глухов, не давало возможности массовых вхождений в их организацию, поэтому в ней были наиболее стойкие, на все решающиеся крестьяне.

Благодаря агитации Глухова, чтобы не дать советской власти и колхозам скота, члены организации резали скот, укрывали хлеб и т.д. Так, Орина Карцева и
Петр Карцев, будучи ревностными последователями Глухова, зарезали только осенью в 1929 г. 22 головы крупного и мелкого скота, продали его в Воронеже, а деньги отдали Глухову на контрреволюционную работу. С той же целью Горбунов продал свое имущество, а многие члены организации, продавая тоже имущество и скот, несли деньги Глухову.

Контрреволюционная организация «иоаннитов» под руководством Глухова 19 января 1930 г. во время тайной ночной службы в своем монастыре была нами арестована в количестве 44 человек.

Свою контрреволюционную работу и борьбу за свержение советской власти Глухов и члены организации не скрывали, в своих показаниях открыто заявляли, что хотя и взяли их, все равно советская власть с коммунистами, колхозами и колхозниками погибнет, и хоть репрессируют их, все равно будут продолжать борьбу за свержение советской власти и восстановление православного правительства во главе с царем Михаилом.

За контрреволюционную деятельность, вполне доказанную следствием, из 44 арестованных «иоаннитов» судтройкой при ПП ОГПУ по ЦЧО были трое главарей секты — Глухов и два брата Карцевы — расстреляны, а остальные присуждены на разные сроки концлагеря.

Кроме вышеуказанных ликвидированных контрреволюционных организаций и групп, на территории ЦЧО в настоящее время мы имеем разрабатываемые 3 контрреволюционные монархические церковные организации: «подольцы», «украинцы» и «буевцы» и 18 контрреволюционных группировок.

Кроме того, мы имеем по сектантам разрабатываемые 4 контрреволюционные монархические организации («етефановцы», «ермиловцы», «федоровцы» и «Белый Голубь») и 5 контрреволюционных групп. Большинство из организаций и групп нами уже ликвидируются.

По всем разработкам будут представлены докладные записки.

Заместитель ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский Начальник СО Ильин

г. Воронеж

Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87. Подлинник.