1930. Радикальные сектанты Федоровцы

Марина Северчанская
В течение века под влиянием Запада Центрально-Черноземный регион был одним из крупнейших центров распространения радикальных сект в России, объединявшихся с контрреволюционными и монархическими группировками, служащих престольным интересам зарубежных наследников царской Семьи. Крупнейший промышленный и экономический центр района — Воронеж. К середине сороковых годов XX века сектантство в советской России было остановлено.

Доклад ПП ОГПУ по Центральной Черноземной Области (ЦЧО) о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ.

15 октября 1930 г.

№26431 Совершенно секретно

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Контрреволюционная монархическая организация «буевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1320

2. Контрреволюционная организация «сергиевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1352

3. Контрреволюционная повстанческая организация в Казинке - http://www.proza.ru/2019/01/02/1367

4. Контрреволюционная церковная группа «Фанатики» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1379

5. Контрреволюционная организация «Крестовый поход» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1388

6. Контрреволюционная сектантская организация «федоровцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1394

7. Контрреволюционная монархическая повстанческая организация «Дом Романовых» - http://www.proza.ru/2019/01/04/322

8. Контрреволюционная организация «ермиловцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1406

9. Контрреволюционная организация «стефановцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1410

10. Контрреволюционная организация «имяславцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1416

11. Контрреволюционная организация «иоанитов» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1432


Совершенно секретно

Сектанты

Контрреволюционная сектантская организация «Федоровцы»

В начале 1929 г. в Россошанском округе ЦЧО был ликвидирован актив контрреволюционной секты «федоровцев» в числе 42-х человек.

Материалы следствия рисуют следующую картину: в сл. Новый Лиман бывшего Богучарского уезда, в бывшем Донецком монастыре в 1923 г. появился из СКК монах Федор Рыбалкин, который объявил себя «святым», стал симулировать всевозможные «чудеса» и «исцеления». В результате к Рыбалкину открылось паломничество, стало расти число последователей, и секта к 1929 г. оформилась. В 1926 г. Федор Рыбалкин и актив секты за антисоветскую агитацию были привлечены к ответственности.

В процессе следствия было установлено, что Рыбалкин со своими приближенными среди приходивших к нему паломников вели контрреволюционную работу, направленную к свержению советской власти и к восстановлению монархии.

При производстве операции у «федоровцев» были обнаружены царские портреты, наклеенные на оборотных сторонах икон.

Виновность Рыбалкина и его единомышленников в контрреволюционной деятельности следствием была доказана, а потому Коллегией ОГПУ был осужден к 10 годам изоляции в концлагере с некоторым понижением срока наказания для остальных его соучастников [1].

Изъятие Рыбалкина на некоторое время задержало рост организации, но когда во главе «федоровцев» встал кулак слободы Новая Калитва Пархоменко Дмитрий Сергеевич (принявший посох и свитку — знаки власти Федора Рыбалкина), то рост и контрреволюционная деятельность «федоровцев» начали постепенно увеличиваться.

1926 и 1927 гг. являлись переломом вербовки последователей «святого Федора» (преимущественно в Россошанском округе). «Федоровцы» быстро увеличиваются в количественном отношении и доходят в общем до 1000 человек, проживающих в 13 населенных пунктах: 1) сл. Н[овая] Калитва— 100 дворов, 2) сл. Криничная — 16 дворов, 3) сл. Терновка — 40 дворов, 4) сл. Талох — 32 двора, 5) сл. Анновка — 12 дворов, 6) сл. Дерезоватое—14 дворов, 7) хут. Иголкин — 7 дворов, 8) хут. Колбинский—12 дворов, 9) хут. Редкодубец, из 9 дворов — 8 дворов «федоровщины», 10) хут. Старая Мельница из 45 дворов — 35 дворов «федоровщины», 11) сл. Н-Лиман — 16 дворов, 12) сл. Абросимовка — 24 двора и 13) сл. Белая Горка— 52 двора. Все эти населенные пункты в 1920 г. были охвачены восстанием против советской власти, а сл. Новая Калитва являлась штаб-квартирой банды Колесникова, пополнение которой людьми шло за счет коренных жителей сл. Н[овая] Калитва и дезертиров, скрывавшихся в этих районах. Руководители «федоровцев» — в прошлом кулаки, торговцы, собственники крупных земельных участков, в период бандитизма принимавшие активное участие в бандах, за что были в свое время привлекаемы к ответственности.

Наиболее характерными из актива организации являются:

Пархоменко Дмитрий Сергеевич — кулак, принимал участие в банде Колесникова; родной брат его расстрелян при ликвидации банды. При белых направлял последних для производства обысков у красноармейских семей.

Дорошенко Федор Тихонович — кулак, принимал участие в банде Колесникова.

Пархоменко Иван Ефимович — имел 56 десятин земли, сложный сельскохозяйственный инвентарь, был в банде Колесникова.

Пархоменко Николай Федорович и сын его Николай Николаевич— кулаки, имели 25 десятин купленной земли, до 12 голов рабочего скота. Участвовали в банде Колесникова, при ликвидации коей Иван расстрелян.

Лосевский Петр Григорьевич — кулак. При белых был старшиной, участник банды Колесникова.

Аторкин Степан Кириллович — бывший торговец, собственной земли имел 60 десятин, участник банды Колесникова.

Тоцкий Тихон Игнатьевич — кулак, бывший жандармский унтер-офицер, два брата расстреляны при ликвидации банды Колесникова.

Хорольский Павел Федорович и сын его Серафим Павлович — кулаки, собственной земли имели 117 десятин, уходили с белыми и продовольствием помогали банде Колесникова.

Архипов Роман Ефимович — кулак, собственной земли имел 90 десятин.

Тущенко Спиридон Гаврилович и сын его Иван Спиридонович имели земли собственной 70 десятин. Тущенко Иван — бывший стражник.

Такой состав руководителей определил и деятельность секты.

В 1928 г. «федоровцы» перешли к активной контрреволюционной работе среди крестьянства. По указанию руководителей сектанты категорически отказались сдавать государству излишки хлеба, платить налоги, самообложение, вышли из кооперации и т.д. «Федоровцы» призывали и крестьянство не покупать крестьянских займов, не вступать в кооперацию, потому что эти мероприятия якобы исходят от антихриста.

Не пуская своих детей в школы, «федоровцы» агитировали за то же самое и крестьянство, мотивируя тем, что в школах детей учат антихристову слову.

Отказывались от подписей на разного рода бумагах.

В целях придания своей контрреволюционной деятельности массового характера руководители «федоровцев» прибегали к устройству торжественных обедов с большим количеством присутствующих (200-300 человек); к шествиям в праздничные дни по слободам в военном порядке — по шесть человек в ряд, в белых одеждах с нашитыми на них крестами и пением «Христос Воскресе» (изображая таким образом белое войско Михаила Архангела). Устраиваемые ими обеды носили аллегорический характер: подавали первым блюдом лук— это должно было означать горькую советскую власть, которую обязательно нужно уничтожить, почему лук съедался весь без остатка; остальные блюда представляли сытую хорошую жизнь после свержения советской власти.

В отличие от других «федоровцы», как мужчины, так и женщины, носили серые и белые одежды с нашитыми на них крестами, а руководители еще носили сшитые из материи пояса (наподобие дьяконских орарей). Сверх одежды надевали кресты, от одного до семи, в зависимости от занимаемого в организации положения.

В сл. Н. Калитва, во дворе руководителя Пархоменко Д. С., «федоровцы» устроили молитвенный дом «Новый Иерусалим», где производили «моления» и собрания, на которые собирались ночью, чтобы не быть узнанными. Все свои постройки «федоровцы» украшали крестами для того, чтобы «при приходе белого войска оно не тронуло их, когда будет уничтожать безбожников».

Руководители и активисты секты усиленно распространяли эти кресты среди окружающего населения и отказывающимся от них грозили, что они будут уничтожены «белыми всадниками на белых конях, которые приедут под начальством Архангела Михаила».

Следствием установлено, что, по мнению «федоровцев», «Архангел Михаил» есть никто иной, как бывший великий князь Михаил Александрович и что белые всадники — это белое войско, которое под руководством Михаила Александровича свергнет советскую власть.

В честь Михаила «федоровцами» был составлен гимн следующего содержания: «Надежда и сила на князя Михаила — посланника божьего к нам. Пусть он окажется великим всем безбожникам, врагам православия».

Этот гимн «федоровцы» поют на собраниях наряду с гимном «Боже, царя храни».

Кроме воздействия через религиозные чувства на отсталую часть крестьянской массы руководители «федоровцев» стремились всякими способами создать среди населения о себе мнение как о большой силе, с которой должны все считаться и которая ни под каким видом не подчинится мероприятиям советской власти, а, наоборот, всячески будет стремиться свергнуть таковую.

Для достижения этой конечной цели — свержения власти «антихриста», «федоровцы», объединенные общим руководством, действовали разными способами, а именно: ведя контрреволюционную агитацию против советской власти и ее мероприятий, они прибегали к провокации, к запугиванию населения пожарами, убийствами и слухами о близости падения советской власти, устройством Варфоломеевской ночи над коммунистами и активистами и т.п. От запугивания «федоровцы» переходили к делу: жгли постройки, били окна у крестьян, в государственных и общественных организациях.

Так, Пархоменко Дмитрием Сергеевичем в начале 1928 г. было предсказано, что в слободе Н[овая] Калитва до праздника Покрова будет 30 пожаров, что на самом деле и «исполнилось».

В каждый праздничный день, в день наибольшего скопления «федоровцев» у Пархоменко, в сл. Н[овая] Калитва ночью вспыхивали пожары. Однажды Пархоменко Д. С. в праздничный день передал, идя из церкви, сверток — «подарок от Бога», как он выразился, своему дяде Захару Пархоменко, который несмотря на уговоры, не хотел вступать в секту. В «свертке» оказались уголь и просфора. Через несколько дней сгорело имущество гражданина Лосевского Семена, расположенного через двор от строений Пархоменко Захара.

Все пожары, бывшие в сл. Н[овая] Калитва, были расположены строго крестообразно.

Если методы контрреволюционной деятельности «федоровцев» в слободах Н[овая] Калитва, Криничная и Терновка выражались в поджогах, в запугивании пожарами и поголовным уничтожением всех не сочувствующих секте, то в хут. Колбинский Сибирко Ефим Павлович пошел еще дальше. Он говорил: «Если Колбинский пионерский отряд не прекратит своего существования, то вместо красного полотняного галстука на шее у каждого пионера будет вырезан такой же галстук».

В результате этого пионерский отряд развалился.

В переписке, изъятой при обыске у сектанта Кобанского, было обнаружено не отправленное письмо своему приятелю, в котором Кобанский заявляет, что он стал бандитом и организует массу для того, чтобы повернуть все вверх дном.

Верхушка «федоровщины», занимаясь контрреволюционной агитацией и распусканием провокационных слухов, использовала антисоветскую молодежь, которая, выполняя указания, вела работу по террору населения поджогами и убийствами.

Первоначально действия «исполнителей» были направлены против рядового населения, впоследствии же, по мере развития активности «федоровщины», они свои действия обратили против низового советского аппарата, членов ВКП(б) и

ВЛКСМ, активистов-общественников и лиц, ведущих тем или иным способом борьбу с «федоровцами».

Группа «исполнителей» состояла из 22 человек.

Все они почти перед каждым терактом обыкновенно собирались в доме Шелестова Андрея Андреевича и Яицкого Николая Степановича, откуда под руководством Пархоменко Андрея Ивановича отправлялись по указанию «федоровцев» производить поджоги, бить окна и т.д. В особенности террор был развит в 1928 г., когда только в одной сл. Н[овая] Калитва было произведено «федоровцами» 19 пожаров, 20 краж и 3 убийства. Следствием все эти преступления доказаны полностью.

Наряду с этим «федоровцы» распространяли анонимки с угрозами (больше 30 штук) и даже листовки. Вот одна из них: «Прокламация №11. Братия, мы должны настоять на своем, чтобы свергнуть из себя дьяволов, на нас сидят эти дьяволы — коммуна. Она не братолюбива. Мы должны перейти всецело в "федоровцы". Советская власть будет нами свергнута. Долой ленинизм, долой коммуну! Давай братский закон!»

Другая листовка: «СССР в конце концов рухнет и будет плохо тем, кто шел против нашего закона. Поступайте в ряды "федоровцев". Нам идет помощь из-за границы. Долой советскую власть!»

Все эти действия «федоровцев» крайне резко отразились на деятельности низового советского аппарата.

Беднота, будучи буквально терроризирована, отказывается ходить на собрания. Население не ходит на собрания. Члены сельсовета отказываются от работы в Совете. В результате вся общественная, советская и партийная работа была сведена на нет.

Население, не примкнувшее к «федоровцам», ложась спать, предварительно вооружалось вилами, топорами и другими предметами, могущими служить оружием защиты.

Следствием контрреволюционная деятельность «федоровцев» вскрыта с достаточной полнотой. По делу было допрошено 250 свидетелей.

Дело слушалось в областном суде. Актив в числе 16 человек расстрелян.


Заместитель ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский Начальник СО Ильин

г. Воронеж

Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87. Подлинник.

[1] Рыбалкин с сектантами ездил по селам с проповедями. Федоровцы носили рубахи и шерстяные балахоны, расшитые крестами, обвязывались связками лука, в демонстрации неповиновения закону изображали из себя юродивых. «Проповеди» в форме эсхатологических рассуждений и трапезы федоровцев сводились к идее подрыва доверия к действующей власти и психологического неприятия всех новых и преобразовательных процессов в стране. 5 ноября 1926 года в отношении Рыбалкина суд вынес решение поместить его в психиатрическую лечебницу для принудительного лечения. Направлен в психиатрическую больницу в поселке Орловка, дальнейшая его судьба неизвестна. После ареста Федора его последователи провозгласили Рыбалкина Христом, явившимся в его плоти, чтобы возвестить о Конце Света.