1930. Церковная группировка Фанатики

Марина Северчанская
В течение века под влиянием Запада Центрально-Черноземный регион был одним из крупнейших центров распространения радикальных сект в России, объединявшихся с контрреволюционными и монархическими группировками, служащих престольным интересам зарубежных наследников царской Семьи. Крупнейший промышленный и экономический центр района — Воронеж. К середине сороковых годов XX века сектантство в советской России было остановлено.

Доклад ПП ОГПУ по Центральной Черноземной Области (ЦЧО) о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ.

15 октября 1930 г.

№26431 Совершенно секретно

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Контрреволюционная монархическая организация «буевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1320

2. Контрреволюционная организация «сергиевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1352

3. Контрреволюционная повстанческая организация в Казинке - http://www.proza.ru/2019/01/02/1367

4. Контрреволюционная церковная группа «Фанатики» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1379

5. Контрреволюционная организация «Крестовый поход» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1388

6. Контрреволюционная сектантская организация «федоровцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1394

7. Контрреволюционная монархическая повстанческая организация «Дом Романовых» - http://www.proza.ru/2019/01/04/322

8. Контрреволюционная организация «ермиловцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1406

9. Контрреволюционная организация «стефановцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1410

10. Контрреволюционная организация «имяславцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1416

11. Контрреволюционная организация «иоанитов» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1432


Совершенно секретно

Контрреволюционная церковная группировка «Фанатики»

В 1922 г. из с. Красная Долина бывшего Нижнедевицкого уезда переехал на жительство в гор. Воронеж священник, тихоновец Бучнев Митрофан Федорович, вместе со своей семьей и черничками Пономаревой Агриппиной Петровной, Хорошиловой

Пелагеей Ивановной и Абашкиной Прасковьей. Последние Бучневым были взяты как сироты на воспитание. Еще будучи священником в с. Красная Долина, Бучнев прославился среди крестьянства как «исцелитель бесноватых и знахарь».

Поселившись в гор. Воронеже по ул. Бедноты №61 у двух черничек, старух Павленковых Прасковьи и Агриппины, Бучнев продолжает принимать «больных» и «бесноватых» и совершать разного рода моления. К нему из сел приезжают кликуши и «бесноватые», которых он «исцеляет» и предсказывает им будущее.

Главным помощником у Бучнева по приему «больных», управлению хозяйством, а также по вербовке последователей и распространению славы про него была Пономарева Агриппина Петровна, бросившая в с. Красная Долина мужа и впоследствии сделавшаяся второй женой Бучнева.

Считая советскую власть главной виновницей всех бед православия, Бучнев старается путем толкования священных книг внедрить в сознание своих приближенных, что советская власть есть власть антихриста, «которой, по писанию, существовать придется недолго»; что советская власть — Богом посланное наказание и т. п. Приходящие к нему кликуши разносили эти слова в села.

Так как с одними черничками создать себе авторитета он не мог, Бучнев в 1923 г. знакомится с бывшим крупным землевладельцем и собственником нескольких домов в г. Воронеже Веретенниковым Сергеем Митрофановичем, сын которого вместе с генералом Шкуро принимал участие в набегах на Советскую Россию и в данное время находится в Париже.

На религиозных молитвенных собраниях Бучнев и Веретенников последовательно вербуют в свой круг явных монархистов с целью создать группу для противодействия мероприятиям советской власти, и уже в 1927 г. они имели в своем кружке следующих лиц: бывшего помещика Чурилова Павла Павловича, административно высланного; жену областного агронома Рудакову Евгению Павловну; агронома Чугунова Якова Яковлевича; преподавателя школы № 3 II ступени Ватутина Михаила Тимофеевича; доктора Шпигановича Владимира; приказчика Воронежторга Уйманова с женой Варварой Александровной; жену советского служащего Чирко Елизавету Алексеевну; бывшую учительницу Екимову Марию Ивановну; носильщика ст. Воронеж-1 Фомина Петра Алексеевича; агронома Бадину Веру Александровну; крупную домовладелицу г. Воронежа Анну Яковлевну Квитченко, по образованию инженера, и крупную домовладелицу Агнесу Яковлевну Лихоносову. Обе последние имеют в Германии отца, а в Москве близких родственников Бари, бывших до революции пайщиками в предприятии их отца Генрихсдорфа. К ним примыкали, кроме того, служащая областного статистического отдела г. Москвы Анисифорова Анна Васильевна, проживающая в г. Воронеже по Чернавской ул., № 10, в 1924 г. арестовывавшаяся в г. Москве органами ОГПУ вместе с группой студентов союза христианской молодежи, как имеющего связь с заграницей (в данное время Анисифорова уволилась из статистического отдела и проживает в г. Воронеже у своей матери); художник г. Москвы Шитов Алексей Кузьмич, проживающий по Кречетниковскому пер., д. № 7, кв. 5, и ряд других лиц.

Кроме того, Бучнев имел в своем распоряжении около 30 черничек — девушек крестьянок, которых он для удобства пристроил у своих приближенных в г. Воронеже: одних под видом прислуг, а других как дальних родственниц и приживалок. На обязанности этих черничек лежало: поездка в села для сбора средств, агитация среди населения против советской власти, осуществление связи с кулачеством и т. п. Они же исполняли у Бучнева при молениях роль певчих.

Черничек Бучнев привлек в свою организацию тем, что обещал в скором времени построить монастырь, «где они найдут приют и почет». При этом он говорил им, что советской власти осталось существовать недолго, а потом, когда она будет свергнута, жить станет хорошо. До того же надо «подготовляться к монашеской жизни, живя около него и слушая его наставления».

В 1928 г. Бучнев привлек в свою организацию дьякона Ильинской (тихоновской) церкви Присяжного Михаила Калиновича, надеясь, что он как административно высланный и бывший казачий офицер окажет существенную помощь группе в распространении антисоветских идей.

Проводя регулярные собрания на квартирах Уйманова, Квитченко и Фомина, Бучнев своим приближенным читал священное писание и на основании его предсказывал скорую гибель советской власти и возрождение новой жизни. Измышляя провокационные слухи, он говорил, что «советская власть осквернила землю, поэтому в Девичьем монастыре из ног Спасителя (икона) появилась кровь; все это есть предсказание скорой войны». Эти слова распространялись через приближенных в деревнях. Так, в селах Грайворонка и Красная Долина их передавали сестры Светозаровы (дочери умершего священника). В формах антисоветской деятельности группа Бучнева была изобретательна.

Не ограничиваясь использованием членов кружка, она, приблизив слабоумного Бессарабова Максима Павловича и дав ему название «юродивого», повела агитацию среди населения о скором падении советской власти, зная, что на юродивого фанатика смотрят как на святого человека. В успехе своего дела Бучнев был уверен, о чем неоднократно заявлял приближенным. Даже посторонним он высказывал уверенность в скором падении советской власти. Так, священнику Бучиловскому, беженцу из Польши, Бучнев весной 1928 г. сказал: «Через год погонят из России большевиков, а за ними погонят и вас на родину».

Свою антисоветскую деятельность группа Бучнева прикрывала религиозно-мистическими обрядами, а часто и просто шарлатанскими трюками. Приходящих к Бучневу просителей принимала непосредственно Пономарева Агриппина, которая, выведав, зачем пришел проситель, откуда он и т.д., передавала сведения о нем Бучневу.

Последний, принимая посетителя, пророчествовал, откуда посетитель пришел, зачем и что его ожидает. Обыкновенно Бучнев говорил иносказательно. В результате ошеломленный проситель шел домой и разносил «славу» о Бучневе как о прорицателе.

Были и другие стороны шарлатанства. Так, при изгнании бесов Бучнев сначала молился, а затем брызгал «святой водой» и мазал пупок больного «святым маслом». Все это проделывалось за известную плату, которую по договоренности собирала Пономарева Агриппина. Сам же Бучнев для большего эффекта ни с кого ничего не брал. Плата за исцеление и пророчества не являлась единственным доходом группы. Гораздо большее место занимало обирание почитательниц Бучнева. Отмечено много случаев таких обираний, наиболее же характерны два: поклонница Бучнева Луша под влиянием религиозного фанатизма и уговоров его отдала последние 500 руб. Бучневу «на хор». Когда муж Луши потребовал отчета от нее, последняя пошла к Бучневу просить возврата денег. Не получив их, она от страха перед мужем сошла с ума. Боясь огласки, Бучнев приказал Агриппине Пономаревой запереть Лушу у себя в подвал под видом «замаливания грехов» и держал ее там до тех пор, пока Луша уже близка стала к смерти. Вскоре Луша померла.

Когда на рынке не стало хлеба, Бучнев через черничек заготовил у последователей своих кулаков около 100 пудов муки и 150 пудов картофеля, которые скрыл в сарае и в подвале. При обыске все это было обнаружено.

Грязная личность Бучнева и его актива определяется особенно ярко его взаимоотношениями с черничками, которых он использовал как женщин.

Все это облекалось в форму обрядности: он садился голый на стул, две девушки поддерживали его сзади, а несколько девушек ему расчесывали волосы, остальные стояли вокруг и пели молитвы. В целях создания стимула для большего радения он всем своим приближенным девушкам делал обрезание ногтей как знак высшей почести для них.

Большинство черничек обслуживали Бучнева ради «спасения души». Отношение к ним Бучнева было резкое, а подчас даже грубое, иногда он бил их, причем экзекуции обычно объяснял изгнанием беса. Характерно, что когда у одной из этих девушек спросили, почему она позволяет бить себя, та ответила: «Да разве он (Бучнев) меня бьет, он из меня "нечистого" выгоняет».

По делу арестовано 6 человек.

Дело, как вскрывающее поповский обман, слушалось в областном суде. Бучнев получил 5 лет концлагеря.

Заместитель ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский Начальник СО Ильин

г. Воронеж

Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87. Подлинник.