1930. Контрреволюционная секта Сергиевцы

Марина Северчанская
В течение века под влиянием Запада Центрально-Черноземный регион был одним из крупнейших центров распространения радикальных сект в России, объединявшихся с контрреволюционными и монархическими группировками, служащих престольным интересам зарубежных наследников царской Семьи. Крупнейший промышленный и экономический центр района — Воронеж. К середине сороковых годов XX века сектантство в советской России было остановлено.

Доклад ПП ОГПУ по Центральной Черноземной Области (ЦЧО) о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ.

15 октября 1930 г.

№26431 Совершенно секретно

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Контрреволюционная монархическая организация «буевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1320

2. Контрреволюционная организация «сергиевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1352

3. Контрреволюционная повстанческая организация в Казинке - http://www.proza.ru/2019/01/02/1367

4. Контрреволюционная церковная группа «фанатики» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1379

5. Контрреволюционная организация «Крестовый поход» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1388

6. Контрреволюционная сектантская организация «федоровцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1394

7. Контрреволюционная монархическая повстанческая организация «Дом Романовых» - http://www.proza.ru/2019/01/04/322

8. Контрреволюционная организация «ермиловцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1406

9. Контрреволюционная организация «стефановцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1410

10. Контрреволюционная организация «имяславцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1416

11. Контрреволюционная организация «иоанитов» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1432

Совершенно секретно

Контрреволюционная организация «сергиевцев»

С июня месяца 1928 г. церковнослужитель, благочинный Плетенев Александр Иванович, под предлогом поднятия религиозности в массах стал практиковать устройство в сельских церквах особо торжественных служб, именуемых «собраниями». На эти службы вызывалось духовенство нескольких сел и фанатично настроенные монашки, монахи, а также и кулачество, в результате чего Плетенев подобрал из 8 сел надежных, проверенных им людей: Марков Афанасий Павлович — священник Петренко Татион Михайлович — священник Кудриков Георгий Федорович — священник Горбунев Исай Яковлевич — священник Субботин Аркадий Алексеевич — священник Кузнецов Сергей Семенович — священник Бессонов Иван Александрович — священник Сергеев Петр Васильевич — священник Куницын Иван Кузьмич — священник Сапелкин Иван Федорович — священник Попов Александр Платонович — дьякон Беседин Мартын Яковлевич — монах.

С момента осенней хлебозаготовки и особенно ликвидации кулака как класса указанная группа лиц стала перерастать и переросла в контрреволюционную организацию, которая, объединив вокруг себя часть активных кулаков и монахов, насчитывала к тому времени около 100 членов. В задачу ее, как установлено следствием, входила «борьба со всеми мероприятиями советской власти, проводимыми на селе, а в особенности с колхозным строительством, путем организации массовых антисоветских выступлений».

Обвиняемый Петренко по вопросу возникновения организации показал: «В с. Сажном собравшиеся на очередную соборную службу священники Петренко Т.М., Марков А.П., Горбунев И.Я., Кудриков Г.Ф., Субботин А. А., Кузнецов С. С., Куницын И. К. и Попов А. П. остались ночевать в сарае попа Маркова. А. И. Плетенев здесь сказал следующее: «Крестьянам тяжело стало жить, начинают их затягивать в колхозы, грабят налогами». Ругая советскую власть, Плетенев впервые начал говорить о необходимости организации крестьянства, выражаясь одновременно, что «поскольку советской власти все равно не существовать, нужно постепенно разбивать и их колхозы». Он говорил, что «в этом, безусловно, им помогут лица, которых власть обидела». Тут и состоялось решение, что каждому священнику в своем селе нужно организовать лиц, которых так же, как и их преследует и обижает советская власть. Плетенев, а также и Марков говорили, что бояться не следует, т.к. при наличии такой жизни им все равно погибать, если советская власть будет существовать».

После соборной службы упомянутые выше попы под руководством того же Плетенева провели второе совещание в доме бывшего помещика Ладыгина. Об этом совещании обвиняемый Марков на допросе заявил: «Плетенев снова в присутствии всех (попов) участников соборной службы, собравшихся в доме Ладыгина, стал проводить дальнейшую работу по созданию организации. Он говорил: "Советская власть преследует церковь, а также и служителей культа, жизнь которых поставлена в невозможные условия". На эту тему завязывается разговор, и Плетенева поддерживает Субботин. В затянувшемся разговоре выливается, что нужно противостоять этому и в основном защитить себя. Разговоры затем переходят на темы о соборных службах, за необходимость продолжать их, так как, по словам высказавшихся Плетенева и др., торжественность этих соборных служб, несомненно, привлечет массу верующих. Плетенев же переходит к тому, что начинающееся колхозное движение, по его мнению, безусловно, отвлечет народ от церкви, потому в первую очередь этому движению нужно как-то противостоять. С доводами Плетенева все согласились, а Субботин просто высказался за необходимость борьбы с колхозами. Плетенев предложил в первую очередь привлечь на свою сторону монашествующих, которым народ доверяет и которые, по словам Плетенева, принесут несомненную пользу. Здесь также отметили, что Плетенев — хороший организатор и возбудили ходатайство о необходимости награждения его палицей».

Плетенев, не ограничиваясь съездами участников организации на соборные службы, проводил совещания и у себя на квартире.

«К Плетеневу после этого начали на дом ходить священники Куницын, Кузнецов, Петренко, Субботин, Сергеев, которых он и консультировал о необходимости организации в селах кулачества для борьбы с мероприятиями советской власти путем создания вредительской агитации в деревне против проводимых мероприятий с условием законспирировать эту работу в церковно-приходских советах» (из показаний обвиняемого Маркова А. П.).

Организуемые Плетеневым соборные службы использовались: по линии прямых участников организации — для обсуждения организационных вопросов антисоветского направления, а по линии пособников организации (религиозных фанатиков) — для внедрения последними антисоветских мировоззрений. Об этом имеются показания обвиняемого Петренко:

«В основном соборные службы организовались лишь для того, чтобы привлечь массу верующих и повести среди них антисоветскую агитацию. Об этом в среде священников говорилось везде: в Сажном, Озерово, Тетеревино, во время обедов и после торжественных служб и во время самых служб в церкви, причем Плетенев давал указания, какие проповеди говорить».

Принятое решение участниками организации о ведении антисоветской агитации среди населения проводилось в жизнь.

«В с. Озерово Марков А. П. выступает с проповедью, он говорил собравшемуся народу, что в колхозы вступать не надо, ибо наступает конец света и время страшного суда, в колхозах же колхозникам будут приложены печати и они все особенно мучительно погибнут. Тут он просто призывал объединиться в борьбе с безбожниками. Здесь же выступил и Субботин. Он также сказал речь, направленную против колхоза, о наступающем конце света и приближающейся смерти безбожников. Он также призывал в колхозы не ходить» (из показаний обвиняемого Петренко).

Такие же факты отмечены и по другим селам:

«В с. Сажном появились священники, организовавшие соборные службы. Участвовало в них до 10 человек. Службы эти проходили в торжественной обстановке и продолжались с утра до вечера. Священники говорили проповеди, во время которых указывали, что переживаем последнее время, скоро будет конец света и гибель безбожникам. Все религиозные должны ненавидеть их, а отцам и матерям будет страшный грех за то, что их дети идут в комсомол. Призывали не ходить на собрания безбожников, которых они именовали «детьми сошедшего на землю антихриста» (из показаний свидетеля Уколова).

Учитывая обактивление кулачества и имея возможность объединить его вокруг церкви для антисоветской деятельности, участники организации приступают к организации контрреволюционного элемента вокруг церковных советов, о чем дается прямая директива Плетенева:

«Плетенев заходившим в дом его священникам говорил о необходимости организации в селах кулачества с условием законспирировать эту работу в церковноприходских советах» (из показаний обвиняемого Маркова).

О подобной деятельности организации дал показание свидетель Рязанов: «Во время пребывания в с. Чурсино священника Кудрикова Г. Ф. состоялась соборная служба, на которой было очень много народа, не только нашего, но и других сел. После службы присутствовавшие священники Плетенев, Сергеев, Субботин, Куницын, Горбунев и Марков сошлись в доме Рязанова на обед, во время которого священники говорили, что в нашем селе нужно организовать население. После этого обеда кулаки Рязанов, Литвинов сказали, что в помощь церковному совету, состав которого в то время был середняцкий и бедняцкий, они дадут монашку Рязанову, и когда председатель церковного совета Каменев Михаил Пахомович от этой помощи отказался, кулаки, по настоянию священника Геронтия Кудрикова, церковный совет просто разогнали, а сами стали в нем работать».

Организация для антисоветской деятельности посылала по селам Белгородского района группу монашек во главе со «странником» Бесединым, которые, выдавая себя за пророчиц, распускали провокационные слухи среди населения. Обычно метод был один и тот же: «Монашки Беседина и Козина обыкновенно, приходя в деревню, впадали в беспамятство и кричали, на крики собиралась толпа любопытных, а Мартын Беседин, доставая Библию, начинал читать и все прочитанное истолковывал по-своему. Говорил о скором пришествии страшного суда, о том, что советская власть — власть пришедшего на землю дракона, скоро погибнет и что страшная гибель ждет всех колхозников, записавшихся в колхозы. Это на слушателей производило большое впечатление. Безумные крики матери Беседин объяснял тем, что плачет она лишь потому, что горе заблудившимся, так как советская власть скоро погибнет и погибнут вместе с ней колхозники».

На вопрос к Беседину Мартыну: «Зачем он это делает?» — Отвечал: «Не ваше дело вмешиваться в мои дела. Меня просили это делать Плетенев, Марков и Субботин» (показание обвиняемого Петренко).

В селах Белгородского района, охваченных влиянием контрреволюционной организации, имелись группировки из числа кулаков, которые проводили в жизнь мероприятия, намеченные организацией, вели контрреволюционную агитацию, организовывали массовые выступления, предварительно собирая членов группы на нелегальные совещания для обсуждения плана контрреволюционной деятельности. По отдельным селам деятельность организации выразилась в следующем:

Село Сажное. Организовалась группа из монашек, которая занималась систематической антисоветской агитацией. О ее деятельности свидетельница Маркова показала: «Монашки Ладыгины являются на селе модистками и чтобы сшить что-либо или выкроить, к ним обращались почти все женщины нашего села, а также и других. С женщинами заводили такие разговоры: "Вот придет скоро конец света, настанет время антихриста, будет класть печать на чело и будут брать подписки". Упрашивали ходить в церковь, крестить детей, ибо все оттолкнувшиеся от этого погибнут, а будут жить только те, кто верует и ходит в церковь».

«Монашка Асеева-Чернова Марфа была тесно связана с [монашками] Ладыгиными и озеровскими монашками, они часто ходили в с. Озерово, а озеровские — к ним. Особенно активно в молениях, устраиваемых монашками, принимали участие все женщины Селеменовки. Собиралось по праздникам очень много народа, бывавшие у монашек женщины до сих пор не идут в колхоз, говоря, что лучше пусть побьют, а черту душу не подпишем и печать на лбу поставить не дадим. Монашку Асееву-Чернову знаю и от нее сама слышала о том, что она читает в Библии все то, что сейчас сходится, а именно: отбирают хлеб, имущество; по ее словам, Библия предсказывала гибель всем неверующим в скором времени. О колхозе она говорила, что дело это антихриста и что там людей будет печатать, прикладывая печати ко лбу» (показания свидетельницы Поповой).

Антисоветской агитацией среди населения также занимались и другие участники организации, как-то председатель церковного совета Марков Ф. И. ходил по домам крестьян, говорил: «Скоро будет война, тогда всех колхозников перевешают».

Кизилов говорил: «Зачем вы записались в колхоз? Вот весной будет война, так покажут вам, как записываться в колхоз, а сейчас заберут у вас весь скот и вас посадят на голодный паек».

Не ограничиваясь агитацией, группа с. Сажное пыталась спровоцировать выступление. Свидетель Полуэктов об этом показал: «Первое нелегальное собрание церковного совета после закрытия церкви состоялось в доме Петра Ивановича Маслова, после того, как он съездил в Сабынино к ктитору Серебрянскому и последний научил его, как открыть церковь. На этом собрании в доме Петра Ивановича Маслова были Гавриил Михайлович Полуэктов, Федор Иванович Марков, Прохор Васильевич Кизилов. Они решили подать заявление в ГПУ или прокурору, в котором неправильно обвинить актив села в превышении власти и неправильном, под угрозами оружия, закрытии церкви. Тогда, когда приедут расследовать, нужно ложно подтвердить все это и церковь откроют, как это сделано в Сабынино и других селах. Об этом говорили и на собрании в доме Полуэктова Гавриила спустя некоторое время, где я также присутствовал».

Вскоре после этого участниками организации было там проведено массовое выступление против коллективизации и закрытия церкви. Выступавшими были избиты члены сельсовета и члены ВЛКСМ.

По вопросу подготовки выступления обвиняемый Марков показал: «Выступление в с. Сажном в октябре месяце организовал Плетенев. Он в момент постановления сельсовета был в Сажном, а в день выступления ушел в Правороть. Марков Федор Иванович, Каменев Максим Иванович, Уколов Исай Никитич, Маслов Петр Иванович, Полуэктов Григорий Михайлович предварительно совещались в квартире Маркова под руководством Плетенева, а затем ходили по селу и агитировали среди женщин о необходимости выступления. Указанные лица во время совещания говорили: "Пусть выступят женщины, мы же пойдем в крайнем случае, если это потребуется"».

В с. Озерово под руководством монаха Беседина Мартына существовала контрреволюционная группировка из 13 человек, которая вела систематическую агитацию против проводимых мероприятий советской власти, в частности, против хлебозаготовок, коллективизации. В результате контрреволюционной организации* группа добилась срыва организации колхоза. Провокационными слухами о том, что якобы «на селе будет закрыта церковь», было вызвано массовое выступление населения.

* В источнике — «организации», но, по-видимому, следует читать «агитации».

Сел. Киеелево. Под руководством церковного старосты бывшего стражника Синегубова организовалась группа из 11 человек, связь с которой поддерживал монах Беседин. Эта группа кроме распространения провокационных слухов и антисоветской агитации, используя религиозные чувства населения, спровоцировала массовое выступление и подстрекала выступавших к убийству советских работников. Свидетель Самойлов о ходе этого выступления показал:

«8 января 1930 г. во время массового выступления я находился в толпе рядом с односельчанами Гулевским Яковом, Подпориным Николаем, Синегубовым Стефаном, Синегубовым Иосифом, Канищевым Павлом Владимировичем. После того, как Гулевский и Подпорин высказывались против комсомольцев и сельсовета, коих они обвиняли в закрытии церкви, толпа была сильно возбуждена и в это время Синегубов Стефан, Синегубов Иосиф и Канищев П. В. говорили Гулевскому Якову, чтобы он подошел к крыльцу школы, на котором стояли секретарь райкома ВКП(б) тов. Попов, председатель сельсовета тов. Мальцев и несколько комсомольцев, и столкнул бы их в толпу с криком: "Бей их!", — а мы потом возьмем их в работу. Хорошо помню слова Синегубова: "Ты большой и сразу можешь столкнуть их всех, а мы палками (которые действительно были у них в руках) перебьем руки и ноги". После этих слов Гулевский пошел к крыльцу, но его туда не подпустили».

В с. Ольшанец группа кулаков в числе 8 человек под руководством бывшего урядника Съедина, друга Синегубова (из с. Киеелево), вела систематическую антисоветскую агитацию среди населения. Являясь на собрания граждан села, разрешавших вопросы о проведении в жизнь мероприятий советской власти, срывали их. Ведением антиколхозной агитации добились срыва колхозного строительства в этом селе. Руководитель группы Съедин организовал теракты над советскими работниками, о чем показал один из вербуемых им для совершения теракта Съедин И.Ф.: «Осенью 1929 г. я стоял на крыльце местного кооператива. Ехавший в это время мимо кооператива Съедин Никита Васильевич, поравнявшись с кооперативом, остановил мою лошадь и поманил меня рукой к себе. Когда я подошел к нему, он таинственно предложил мне следовать с ним за подвал кооператива, где стал провоцировать меня на убийство председателя сельсовета Съедина Афанасия, и, когда убедился в том, что я на это дело иду, предупредил меня, чтобы я о происходившем между нами разговоре никому ничего не говорил словами: "Смотри, если что случится, так ты молчи"».

На председателя Съедина А. П. действительно было покушение.

В с. Лески кулацкая группа под руководством попа Сергеева Петра проводила систематическую агитацию среди крестьян с призывом «не подчиняться советской власти». Группировка созывала нелегальные совещания для обсуждения контрреволюционной деятельности, на которых присутствовал глава организации Плетенев. Одновременно в этом селе была вскрыта группа молодежи из 20 человек, в которую входили дети участников организации. Группа эта ставила задачей поджоги имущества колхоза и колхозников. О цели поджогов один из участников, допрошенный по делу, показал: «Поджоги использовались не только как метод запугивания активистов-колхозников и общественников, а и главным образом к недопущению роста за счет новых членов колхоза, его организационного закрепления и, особенно, чтобы важнейшие вопросы экономической политики, проводимые на селе, не получали полного организационного закрепления, почему поджоги в своем большинстве приурочивались в дни, когда сельсоветом проводились те или иные общие собрания по вопросам хлебозаготовок, самообложения, коллективизации, весенней посевной кампании и т.д.».

В остальных селах, Непхаево и Гостищево, группы кулаков вели работу аналогично с работой вышеизложенных групп, т.е. проводили контрреволюционную агитацию, распространяли провокационные слухи, пользуясь религиозным убеждением части отсталой крестьянской массы, провокацией побудили к массовому выступлению против колхозного строительства под предлогом протеста против закрытия церкви.

Арестовано участников организации 125 человек. Осуждено — 88, остальные освобождены за недостаточностью преступления и как середняки, спровоцированные кулаками.

Дело рассмотрено тройкой ПП ОГПУ.

Заместитель ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский Начальник СО Ильин

г. Воронеж

Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87. Подлинник.