Жатва 77

Борис Гуанов
      Постоянные клиенты:
 - Тамара в Петергофе на выставке новых поступлений, в том числе из нашего магазина;
 - мэтр Илья Глазунов и оперная дива Елена Образцова;
 - поздравление от главной хранительницы русского фарфора в Эрмитаже Тамары Кудрявцевой.


                15.2.3.   АНТИКВАР В КУЛЬКЕ.

      Магазин «Пантелеймоновский» приобрёл известность в городе, и к нам заглянула заместитель декана факультета музееведения бывшего Института, а теперь Академии культуры Нелли Николаевна Сипунова. Ей это было тем более интересно и удобно, что наш магазин находился в пешеходной доступности от здания института на набережной Невы у Троицкого моста. Мы познакомились, и она предложила мне составить учебный курс для новой тогда для института специальности «Антикварная деятельность». В то время ни один ВУЗ не готовил специалистов по антикварному делу.

      Её, я думаю, привлекло и то обстоятельство, что именно у нас работали известные в городе специалисты-антиквары из разогнанного государственного магазина на Наличной улице с огромным практическим опытом. В числе штатных экспертов магазина, например, была старейший работник музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» старший научный сотрудник Мария Александровна Карпенко. Кроме того, вне штата как консультанты у нас были оформлены работники Эрмитажа: хранительница отдела западноевропейского прикладного искусства член-корреспондент Академии Нина Юрьевна Бирюкова и хранительница отдела русского фарфора кандидат искусствоведения Тамара Васильевна Кудрявцева. На коллаже - её новогоднее поздравление, демонстрирующее тесную связь с нашей фирмой. Кудрявцева уже вела курс по фарфору в Кульке, как тогда называли бывший Институт культуры.

      Для подготовки специалистов-антикваров нужно было не только обучить их разбираться в самых разных видах антиквариата, но и познакомить с реальными условиями работы по этой специальности и, прежде всего, с новыми юридическими актами, регулирующими антикварную деятельность. В глазах зам. декана я совмещал и близость к антиквариату (а к тому времени я уже мог самостоятельно производить оценку принимаемых на комиссию антикварных предметов), и юридическую специализацию (вот где пригодился диплом юриста!), и преподавательские навыки — я ведь имел учёное звание доцента (неважно, что по физике), читать лекции и проводить семинары я умел. К тому времени я уже изобрёл компьютерную систему обработки документации в магазине, единственную в городе, и мог продемонстрировать её студентам как ноу-хау.

      Мне было, конечно, интересно поработать с молодёжью, тем более, что здесь я читал лекции не целому потоку студентов, когда в аудитории сидели полторы сотни человек, как в Военмехе, а маленьким группам — от нескольких человек до полутора десятка, т.е. я знал в лицо каждого, кто на что способен. Это уже было похоже на индивидуальное обучение.

      Я подобрал материалы и представил в институт такую аннотацию курса под заглавием «Организационно-правовые основы антикварной деятельности (если не верите, что физик может преподавать юридический курс с антикварным уклоном – читайте АНТИКВАРНЫЕ ПОДРОБНОСТИ 2.. По мере изменения законодательства я корректировал список изучаемых юридических актов, поэтому здесь я привёл вариант 2000 года).

      В том же году я опубликовал, не помню уж где, такую небольшую заметку:

                "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ АНТИКВАРОВ.

      За последние 7 лет в Петербурге появилось более 50 антикварных магазинов. Магазинов много, но дефицит всё равно существует. Помимо дефицита подлинных предметов антиквариата и дефицита богатых покупателей, в них ощущается острый дефицит квалифицированных работников. Ведь антикварная торговля – дело тонкое, требующее специальных знаний. До недавнего времени все эти знания приобретались, в основном, за счёт длительного опыта работы в музеях и немногочисленных прежде антикварных магазинах, а также путём личного опыта коллекционирования и не поощрявшегося ранее опыта перепродажи антиквариата. Ни один ВУЗ страны не готовил специалистов в этой области.

      Петербургская Академия культуры на факультете музееведения впервые предпринимает эксперимент по ликвидации этого дефицита. Уже второй учебный год идёт подготовка студентов по специальности антиквара на дневном отделении и первый год – на заочном. «Дневные» группы небольшие – 7 и 6 человек соответственно, в «заочной» - 12 студентов. В программе обучения – история искусства, в том числе изобразительного и архитектуры, история костюма и быта, история коллекционирования, подробный курс декоративно-прикладного искусства, палеография, геммология и другие курсы. Некоторые курсы проводят специалисты Эрмитажа непосредственно в запасниках музея. Для выпускников, попавших на работу в музеи, пригодятся курсы по правилам комплектования, хранения и изучения музейных фондов, основам музейной и выставочной экспозиции. Для будущих руководящих работников антикварных фирм необходимы основы менеджмента.

      Антикварная фирма «Пантелеймоновская» старается внести свою лепту в процесс обучения студентов. Как коммерческий директор и юрист фирмы я подготовил и веду уже 2 года курс организационно-правовых основ антикварной деятельности. Студенты знакомятся с действующим законодательством в области охраны культурных ценностей, правил торговли, организации предприятия, налогообложения. Кроме того, организована практика, в течение которой студенты работают в магазине в качестве учеников продавца и товароведа. А поучиться есть у кого – некоторые сотрудники магазина имеют 30-летний опыт работы ещё в государственном антикварном магазине. Из своего опыта общения со студентами могу сказать, что растёт новое поколение антикваров, профессионалов в полном смысле слова".

      Т.к. группы были небольшими, занятия я проводил сначала в офисе магазина. Там у меня была возможность в реальной атмосфере антикварного предприятия показать студентам все тонкости нашего дела. Лекции чередовались с семинарами, т.е. я оперативно мог контролировать усвоение студентами изучаемых материалов. В конце первого семестра я устраивал зачёт, просто задавая вопросы по пройденному, а в конце курса студентов ждал настоящий экзамен по билетам.

      Первая обученная мной группа запомнилась мне больше всех остальных. Из неё вышла в дальнейшем большой специалист по фарфору Ирина Багдасарова, сменившая безвременно скончавшуюся Т.В. Кудрявцеву в Эрмитаже. Летом несколько самых талантливых студентов проходили практику в нашем магазине, стоя за прилавком, а после окончания института работали у нас. Я проводил занятия и на дневном факультете, и с заочниками, и с группами продолженного высшего образования. Благодаря моим учёным званиям, приходилось мне быть и научным руководителем дипломной работы.

      Через несколько лет, когда я уже занимался реставрацией живописи и у меня появилась мастерская в квартире на втором этаже над магазином, я проводил занятия там, среди реставрируемых картин, и это тоже придавало занятиям особый шарм. После продажи магазина я был вынужден проводить занятия уже в институтских аудиториях, сначала в главном корпусе, иногда даже в помещении музея, а потом обычно в филиале института на Московском проспекте вблизи метро «Технологический институт». Когда мы переселились в Лисий Нос, ездить специально на лекции мне уже стало не очень удобно и совершенно невыгодно, т.к. зарплаты за преподавание вряд ли хватало и на бензин.

      Под конец случился казус: меня пригласили на 20-летний юбилей кафедры музееведения и экскурсоведения теперь уже Университета культуры и искусств, даже привезли мне красивое персональное приглашение в Лисий Нос. Я явился в зал, где вызывали на сцену и поздравляли всех преподавателей, в том числе работавших по контракту, даже мою бывшую первую ученицу И. Багдасарову, занявшую место Т.В. Кудрявцевой, но меня почему-то забыли, и я, сидя в зале, чувствовал себя по-дурацки. Я, конечно, понимаю, что просто какой-то клерк допустил ошибку в списке преподавателей, но было обидно.

      К тому же мне так срезали время, отведённое на курс, что он уже стал профанацией. Вместо 52 часов первоначально в 1998 г. в 2008 г. осталось всего 14. Из моих «Методических материалов по курсу» 2008 года: «Однако существующий лимит в 14 академических часов на весь курс позволяет провести лишь курс лекций». Я уже не мог проводить семинары, деловые игры, и качество обучения стало совсем не то. В группах, специализирующихся на антиквариате, часто числились всего два-три человека. Поэтому я решил прекратить эти занятия. Через несколько лет мне снова позвонили из Кулька с предложением возобновить курс. Я отказался, т.к. давно потерял связь с миром антиквариата, и законодательство в этой области за это время сильно изменилось. Снова вникать во все эти антикварные дела мне уже не хотелось.

               
                АНТИКВАРНЫЕ ПОДРОБНОСТИ 2.

                ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИКВАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
               
                Аннотация курса.

1. Цель курса — правовая подготовка специалистов, работающих   области антикварной деятельности, путём изучения наиболее важных действующих юридических актов, регулирующих эту деятельность.

2. Содержание курса: Курс включает 4 раздела:
- Государственное регулирование оборота культурных ценностей (как по отношению к внешним странам путём ограничения их вывоза и ввоза, так и внутри страны путём лицензирования антикварной деятельности, апробации изделий из драгоценных металлов и пр.),
- Организация и налогообложение предприятий, занимающихся реализацией предметов антиквариата (на примере наиболее распространённой формы — Общества с ограниченной ответственностью — и наиболее перспективной для предприятий малого бизнеса упрощённой системы налогообложения),
- Основные гражданско-правовые отношения в области антикварной деятельности (договоры купли-продажи и комиссии),
- Организация антикварной торговли (права потребителей, правила продажи отдельных видов товаров, в том числе из драгоценных металлов и камней, правила комиссионной торговли, порядок оформления комиссионных операций, компьютерная система обработки комиссионных операций).

      Т.о., курс даёт возможность специалистам, работающих в области антикварной деятельности, усвоить общий государственный подход к проблеме регулирования оборота культурных ценностей, организации и налогообложения предприятий, гражданско-правовых договоров. Курс также позволяет осознанно принимать частные, специфические для антикварной деятельности решения по оптимальным методам создания антикварного предприятия и организации антикварной торговли. В частности, студенты знакомятся с уникальной компьютерной системой обработки комиссионных операций, разработанной и внедрённой автором. Усвоение курса позволяет начинающим специалистам избежать грубых ошибок в организации деятельности, чреватых серьёзными финансовыми последствиями, а также поднять уровень обслуживания потребителей и взаимодействия с партнёрами.

3. Источники и юридическая база курса (на 2000 г.):
- Закон РФ … «О вывозе и ввозе культурных ценностей»,
- Указ Президента РФ … «Об утверждении Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в РФ»,
- Закон РФ … «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
- Указ Президента РФ … «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей»,
- Закон РФ … «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
- Закон РФ … «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства»,
- Закон Санкт-Петербурга … «О порядке применения упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге»,
- Гражданский Кодекс РФ, гл. 30 «Купля-продажа» и гл. 51 «Комиссия»,
- Закон РФ … «О защите прав потребителей»,
- Правила продажи отдельных видов товаров … ,
- Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами …,
- Инструкция о порядке оформления комиссионных операций и ведения бухгалтерского учёта в комиссионной торговле непродовольственными товарами.

3. Методика преподавания.
      Спецификой курса является то, что основными материалами для изучения являются юридические документы, написанные трудно воспринимаемым для начинающих юридическим языком, часто имеющие большой объём. В эти документы со временем вносятся дополнения и изменения или же они заменяются новыми нормативными актами. Поэтому задачей преподавателя является выделение главного в изучаемых текстах, разъяснение на живых примерах наиболее важных мест, своевременное внесение изменений в преподаваемый материал, постепенное приучение студентов к чтению юридических текстов.

      Целесообразно распределить учебное время поровну на лекции и семинарские занятия. После каждой лекции студенты обеспечиваются изучаемыми текстами. Во время семинаров студенты-докладчики своими словами рассказывают то, что они усвоили на предыдущей лекции и во время домашней проработки юридических документов. При этом преподавателем и остальными слушателями вносятся необходимые поправки и уточнения. Этим достигается осознанное усвоение материала и его повторение. Семинар по последней теме курса «Порядок оформления комиссионных операций» проводится в виде деловой игры, в которой студенты вместе с преподавателем играют роли комитента, эксперта-товароведа, продавца, покупателя, инспектора в разных ситуациях, используя компьютерную систему.

      Курс рассчитан на 2 семестра, в первом семестре на 32 часа, во втором — на 20 часов. В конце первого семестра необходимо проводить зачёт, а по окончании всего курса — экзамен. В конце второго семестра полезно организовать двухнедельную практику студентов в антикварных магазинах СПб.

4. Перечень тем.
1 семестр.
1). Вывоз и ввоз культурных ценностей.
2). Апробация изделий из драгоценных металлов.
3). Лицензирование видов деятельности.
4). Реализация предметов антиквариата.
5). Общество с ограниченной   ответственностью.
6). Упрощённая система налогообложения.
7). Договор купли-продажи.
8). Договор комиссии.

2 семестр.
9). Защита прав потребителей.
10). Правила продажи отдельных видов товаров.
11). Правила комиссионной торговли.
12). Порядок оформления комиссионных операций.
13). Компьютерная система обработки комиссионных операций.
     На каждую тему отводятся по 2 часа лекции и 2 часа семинара.

                Преподаватель                Гуанов Б.С.


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/20/736
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/20/764
         Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967