Жатва 20

Борис Гуанов
      Илья-школьник: в том числе с другом Френдом, за праздничным столом в гореловском саду и в охапке у пьяненького папы.


                5.2.4. ИЛЬЯ, ДА НЕ МУРОМЕЦ.

      Мы решили обучать Илюшу музыке и купили пианино «Красный Октябрь». За год до школы, когда ему было 6 лет, Илюшу приняли в подготовительный класс музыкальной школы на Бухарестской улице, т.к. музыкальный слух у него был хороший. Он прозанимался там год, но в первый класс не пошёл, т.к. у него было плохо с координацией движений. Ещё год мы водили его на занятия к учительнице музыки, которая жила поблизости на улице Турку. Мучили мы его, мучили, но в конце концов поняли, что музыканта из него не получится. Не было у него никакого желания долбить по клавишам, дело доходило до слёз.

      У меня тоже был неплохой музыкальный слух, но, увы, и я не научился играть ни на каком инструменте. В моём детстве родители не могли и помыслить о покупке пианино, зато в 30 лет я, наслушавшись Окуджаву и других бардов, а также русские романсы, купил сам себе в подарок ко дню рождения семиструнную гитару и самоучитель игры на ней, но так и не заставил себя научиться играть. К сожалению, никакого учителя, который мог бы показать мне хоть один аккорд, не нашлось. Увы, моя гитара так и пролежала в чехле больше 40 лет.

      Вернусь к Илюше. В 1976 году он пошёл в восьмилетнюю школу № 202, обыкновенную школу в центре нашего микрорайона, в сотне метров от нашей квартиры. Сохранилась ведомость его успеваемости за первый класс: в итоге три пятёрки — по чтению, пению и физкультуре — и четыре четвёрки — по русскому языку, математике, труду и изо. Поведение примерное. Но ужасает количество пропущенных по болезни уроков — 342 за учебный год, причём в первой четверти - 120, в результате чего он вообще в первой четверти не был аттестован.

      В классе он был самым маленьким, и его, конечно, обижали. Однажды он пришёл домой с распухшим носом и признался, что один сукин сын из класса повадился таскать его за нос. Жаловаться кому-либо было бесполезно. Я зашёл во время перемены в школу, поймал этого малолетнего садиста-переростка и аналогичным образом оттаскал его за нос, приговаривая: «Тебе так нравится?». Наверное, это было непедагогично и, по современным понятиям, даже преступно, но действенно.

      Учился он неплохо, трудился, но очень уставал. Вот что он пишет в своей характеристике, составленной в восьмом классе по вопроснику, но, видимо, для самого себя:
      «Я в этой школе учусь с первого класса. Преобладающие оценки - 4, 5; не совсем успеваю по черчению, уклон — гуманитарный. Начитан. Умею выразить свою мысль в устной и письменной форме. Не сосредоточен, не аккуратен, но трудолюбив. Запоминаю осмысленно, но медленно. Быстро забываю выученное. Умею отличить существенное от второстепенного, умею обобщать и делать самостоятельные выводы. Учусь старательно, с интересом, имею уклон на гуманитарные науки — географию и биологию. Не организован, но умею самостоятельно работать. Люблю трудиться, больше люблю умственный труд, способен к длительному труду.
      Читаю газеты, имею политические убеждения, общественно инертен. Люблю общаться с искусством, читаю хорошую художественную литературу. Область, в которой находится моя будущая профессия — человек — природа. Тяги к технике не имею.
      Не воздержан, вспыльчив, всегда уверен, что прав, однако требования взрослых выполняю. Не пользуюсь авторитетом в коллективе. Не дорожу мнением коллектива, настоящих друзей не имею, возникают конфликты с некоторыми учениками, т.к. в классе я самый слабый, моё унижение для этих учеников — игра и развлечение. По моему мнению, контакт с учителями есть, я уважаю и люблю их.
      Не считаю себя особенно чутким, но добрым и вежливым, не считаю себя, однако, и злым и чёрствым эгоистом. Я изолирован в коллективе, но не считаю себя выше других. Скромен, настойчив, но не самостоятелен, и упрям. Моё настроение устойчиво, почти всегда грустное. Не поддаюсь влиянию коллектива и внушению».

      Восьмилетку он окончил без троек. Пятёрки по русскому, истории, основам советского государства и права, биологии, музыке, изобразительному искусству и трудовому обучению. А четвёрки — по русской литературе, алгебре, геометрии, географии, физике, химии, английскому, черчению и физкультуре. По русскому и английскому языкам он прослушал курс факультатива. Поведение примерное.

      Уже в это время Илья начал всерьёз интересоваться религией. В своём полу-сожжённом дневнике он пишет:
      «Человек не может обойтись без веры, как без пищи и без воды. Вера в Бога полезна. Только она может удержать человека от дурных поступков, от грехов. Вера даёт человеку уверенность в жизни, и человек надеется на Бога. Вера способна направить человека «на путь истинный», она сплачивает людей с разными интересами».
      Илья крестился совершенно сознательно, и муж нашей одноклассницы Иры Красовской, в будущем отец Александр, стал его крёстным отцом.

      Кроме того, после поездки в Крым он «заболел» поэзией Волошина. 14 апреля 1984 года мы с Ильёй попали на концерт Татьяны и Сергея Никитиных в ДК «Мир», и он, конечно, влюбился в наших бардов — не только в Никитиных, но и в Окуджаву, Высоцкого, Дольского и других.

      Под нашим влиянием у него появились свои взгляды на политику:
      «Политика — грязное дело. Невозможно быть политиком с чистыми руками. Что касается социально-экономических формаций, то вот моё мнение. Социализм является регрессивным строем. Он обеспечивает господство партийной олигархии, подкреплённое идеологией».
 
      А вот другие семейные влияния роковым образом сказались на его психике:
      «Утром бегал вокруг дома, мама демонстративно побежала к лесу, пришлось догонять. Вообще у нас такая обстановка в семье, просто ужас, крики, постоянное нервное напряжение».

      В одиннадцатилетку — школу № 311 — Илье пришлось ходить в соседний микрорайон через яблоневый сад, но всё равно рядом. В новой школе уже в девятом классе он стал хуже успевать, особенно по математике. О своей школьной каторге он пишет:
      «Каждый день делаю, делаю, делаю уроки с утра до ночи, всё делаю добросовестно, надо, но а каков итог? Каждый день устаю, не высыпаюсь, хожу «как сыч» целыми днями. Ничего, кроме уроков, сплошные уроки, да ещё английский впридачу. Всё равно, выше не могу подняться по английскому, память плохая (чтобы не сказать, ум). В общем, так и живу, нервно, лихорадочно, хотя чрезвычайно медлителен. Уехать бы, честное слово, куда-нибудь в Крым, жить спокойно, по душе. Я почему-то чувствую себя неполноценным, а так я жить не могу».

      У Ильи, конечно, было и осталось с тех пор болезненное отношение к своему здоровью. Где-то он раскопал «биологический гороскоп» и составил график тонуса своей жизни по дате своего рождения 2.08.1969. Для этого надо просто перемножить день, месяц и год своего рождения. Полученное число как последовательность цифр даёт график энергетического тонуса организма через каждые 12 лет. У него получилось число 31504, т.е. в 12 лет — тонус 3, потом к 24 годам снижается до 1, а к 36 — повышается до 5. В 48 лет падает до 0, но в 60 вновь возрастает до 4. Вот его комментарий:
      «Я умру в возрасте от 60 до 72 лет, не дожив до 72. В 60 лет у меня будет довольно высокий уровень энергии для меня... Пока до 24 л. меня ждёт снижение тонуса и энергии всего организма до минимальной у живого человека цифры — 1. Вообще весь график показывает на слабость и вялость моего организма, что соответствует действительности. Подозрителен нулевой тонус. Возможно, я умру в 48 л., т.е. остальную часть графика не учитывать».

      Я попробовал по той же методе составить график для себя, рождённого 14.11.1944. Получилось число 120376, т.е. у меня нулевой минимум пришёлся на 36 лет, а потом — бурный рост с максимумом к 60 годам и уверенным удержанием тонуса до 72. Могу сказать, что, пожалуй, этот график соответствует тонусу моей жизни. Так что, чем чёрт не шутит?

      Самокопание Ильи проявлялось везде, даже на занятиях в школе:
      «Вот в школе на этике семейной жизни проведён тест, который определил меня к типу ярко, очень сильно выраженных меланхоликов. Вот данные: меланхолик - 46%, 29% - холерик, 18% - флегматик, 7% - сангвиник. Итак, 46% - подозрительная цифра, такая сильно выраженная меланхолия должна являться следствием невроза. Именно это и есть моё постоянно подавленное, грустное настроение. Все данные, полученные по тесту, совпадают с наблюдаемыми. Да, я человек со слабым типом нервной системы, склонный к самоанализу и интеллектуальной работе, замедленный в жизни, но иногда проявляющий вспышки».
      Тем удивительнее, что на школьном спектакле по Чехову «Вишнёвый сад» ему поручили роль Лопахина — ну, уж совсем не тот тип!

      На совершеннолетие Ильи я сочинил песенку на мотив Высоцкого, обращённую к жене:
 
                Припев: Где твои шестнадцать лет?
                - Нет их и  в помине!
                А где твои шестнадцать бед?
                - В чудо-юдо сыне!
                Вот он, тощий как скелет,
                С паспортом отныне,
                И чего в нём только нет,
                В этакой дубине.

                Помнишь ли, Тамарочка, роддом?
                Уж не вспоминаешь ты о нём.
                Разве как к подружке Лильке забредёшь,
                Нет-нет, да о сестрёночке вздохнешь,
                Ещё б, ведь
      
                Припев.

                Мы с тобой – два скру(или ю)ченных ствола,
                А меж нами поросль взошла,
                И, того гляди, лет десять проскрипим –
                На внучку или внука поглядим,
                Ещё б, ведь

                Припев.

                Я уверен, будет с парня толк,
                Хоть не точит зубы он как волк,
                И, чтобы ему сладить с курицей-судьбой,
                Придётся поработать над собой,
                Ещё б, ведь

                Припев.
   
      А через три дня к сорокалетию Тамары – ведь дни рождения у них почти совпадают -  сконструировал и малость тяжеловесный математический стих:

                Называют девушкой на улице порой,
                Мужики на службе куры строят, только
                Сыну уж шестнадцать, ну, а нам уже с тобой
                Столько, ещё столько и полстолька.

                Мы как близнецы срослись - к плечу твоё плечо,
                Часто было сладко, но порой и горько.
                Всё равно, мне б жить иль подыхать с тобой ещё
                Столько, ещё столько и полстолька.
 
                Есть, что вспомнить, но  ведь есть и что терять.
                Дать совет тебе теперь позволь-ка:
                Главное – хотеть, мечтать и ждать, и повторять:
                «Столько, ещё столько и полстолька!»
 

                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/15/1404
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/15/1431
             Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967