Непрерывность истории. Колоксай Коломцов...

Петр Золин 2
Непрерывность истории. Колоксай Коломцов...

Станислав Данилов http://www.proza.ru/avtor/skromniy справедливо поставил вопрос о необходимости учёта различных теорий исторической непрерывности на примерах непрерывности от палеолита индоевропейцев и уральцев : отчасти в трактовках Алинеи, Отте, Баллистера, Meinanderа, Nu;ezа и других. Эти теории уже обозначились не слишком обоснованными аббревиатурами РТС (неизбежно напоминая Российский Союз Туриндустрии; Российский союз товаропроизводителей; Агентство РСТ
Фондовая биржа РТС и т.п.) и UCT  http://www.proza.ru/rec_author.html?zolinpm (детали здесь). Такие подходы идут в русле ностратики и других теорий раннего развития языков. Допускается формирование индоевропейской и уральской языковых семей уже в палеолите, хотя для устойчивой корпоративной лингвистики данные подходы очень спорны.
Эволюционные теории со времён античности подчёркивали многотысячелетнюю непрерывность истории. Достаточно обратить внимание на Тита Лукреция Кара http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca/lucretius.htm. Эволюция Вселенной оценивается примерно в 15 млрд. лет. Эволюция всего живого на земле примерно в 3 млрд. Антропологи изучают историю человечества в несколько миллионов лет.
К сожалению, значительная часть историков и лингвистов эти реальные глубины прошлого учитывать упорно не хочет. Хотя они отражены и в работах отечественных учёных Г.В.Вернадского, Т.В. Гамкрелидзе, Вяч.В. Иванова, Б.А.Рыбакова (Язычество древних славян; заключение), С.А.Бурлака , Ю.И.Семенова , С.А .Старостина., И.М Тронского , А.Ю.Милитарёва, В.М.Иллич-Свитыча, А.А.Клёсова, А.А.Тюняева и многих других. Но клановые солидарности пока позволяют игнорировать многим реальные научные достижения.
На рисунке выше отмечено, что носители основных мужских и женских гаплогрупп даже в Европе обозначились уже в палеолите, развивали доностратические и ностратические языки, очень близкие по корням слов и спектру значений этих корней. Однако и сегодня, к примеру, для Восточной Европы есть попытки доказывать более раннее появление здесь уральских языков по сравнению с индоевропейскими. Хотя носители этих языков идут преимущественно от объединяющих их палеолитических гаплогрупп - NOP  у мужчин и N у женщин.

Отсюда трудности трактовок этимологии многих ранних  топонимов и гидронимов, имеющих ностратические корни, но упорно связываемых – к примеру, - с финно-уграми или балтами в ущерб ранним славянам. В частности, это происходит с трактовками топонимов Колмово и Коломцы у истоков Волхова из Ильменя. Версии о возможностях нефинской этимологии Ильменя уже мною приводились http://www.proza.ru/2009/09/07/322

Да, М.Фасмер указал, что блихайшая этимология коломищу -  "кладбище", только др.-русск. коломище, новгор. грам. ХVI в. Из фин. kalmisto -- то же от kalma "смерть"; см. Миккола, Сб. Дринову 28; Калима 125 и сл. Возм., заимств. по мотивам табу; ср. Хаверс 101. Но коломище – явно не kalmisto или kalma, как не крутить. И почему угро-финские «кальмы» не могли возникать под впечатлением «колом» (кладбищ), нередко в языческие времена холмами, камнями и колами и отмеченных ?!

По мнению одного из авторов Интернета, этимология и семантика подобных топонимов (Коломенское, Коломенки  и т.п.) убедительно выявлены в работах А. И. Попова [1948] и И. Г. Добродомова [1993]. Ареал названий Коломенское, Коломна, Коломно, Коломенка, Коломино, Колмово, Коломец, Коломища – это Русский Север от Оки на юге до Невы и Свири на севере, т. е. территория расселения древних финских племен – мери, мещеры, веси, води, чуди. Множество названий приурочено к курганным могильникам «чудских» племен, поэтому они обоснованно были сопоставлены с финской основой kalm-: фин., карел. kalma, эст. kalm, вепс. koum, морд. калма, калмо ‘могила’, фин., карел. kalmisto, эст. kalmistu, вепс. koumi;t, kaami;t ‘кладбище’ и т. п. [подробнее см.: SKES, 150–151, 239]. Ср. также топонимы прибалтийско-финского (Kalmasaari, Kalmaniemi) и мордовского (Калмалей, Калмокужи) происхождения.
      Морфологический облик приведенных «московских» названий говорит о том, что в массе своей это древнерусские топонимы, производные от полногласной основы *колом- (заимствованной из финских языков – существующих ныне или вымерших). О реальности такого заимствования свидетельствует др.-рус. коломище ‘чудское (курганное) кладбище’ в грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину об искоренении языческих требищ и обрядов: «Мертвых деи своихъ они кладут въ с±лахъ по курганомъ и по коломищемъ съ теми же арбуи (языческими жрецами. – А. Ш.) ... а умершихъ бы в с±лахъ по курганомъ и по коломищемъ не клали, а возили бъ вс±хъ умерших похоронити къ церквамъ на погосты» [ДАИ, 28–29].
      Основа *колом- отражена в рус. диал. коломки ‘деревенское кладбище без церкви’ (Ямбург, Петербургская губ.) [СРНГ, 14, 170]. С. А. Мызников приводит новг. коломище ‘центральная часть села’ (в центре села часто находилась церковь с кладбищем, что могло послужить основой для метонимического переноса), ‘холмистые, гористые места’ (здесь явно отразилась память об исходном значении слова – ‘курган’), а также каломище (Петербургская губ., 1899 г.) в контексте: «Среди местных названий курганов особенно употребительны сопка, каломище, старая куча» [см.: Мызников, 2004, 140–141].
      Нам представляется, что коломище (равно как и коломки) является не прямым заимствованием приб.-фин. kalmisto [ср.: Добродомов, 1993, 65], а собственно русским дериватом первоначального *коломя (gen. коломен-) < kalma. С точки зрения фонетики ср. сев. (Карелия, Новгородская обл.) соломя ‘пролив’ (< приб.-фин. salma), соломенный ‘проточный’ (Торопецкий уезд Псковской губ.) [см.: Мызников, 2004, 53] и карельские топонимы Соломенное, Соломенский погост.

Но ономастика с корнем «колом» явно не сводима к ареалам обитания только финно-угров. Например, Коломыя  - город, р.ц., Ивано-Франковская обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 1240 г. именно как Коломыя, и в дальнейшем название не изменялось. Из ряда этимологий указывают на украинское  коломыя - 'глубокая выбоина, наполненная водой', что широко представлено в топонимии Украины . Коломыйка -   короткая песенка, напоминающая частушку, жанр украинского народного поэтического творчества. Коломыйка - рифмованное двустишие или четверостишие; каждая строка имеет 14 слогов с цезурой после восьмого слога. Коломыйка  - украинский гуцульский массовый танец, сопровождаемый шуточной песней. Закревский (в «Старосветском Бандуристе», 1861) отожествлял малорусскую «Нисепитныця» с галицкой коломыйкой и польским краковяком. Коломыйка - музыка к такому танцу. Музыкальный размер коломыйки - 2/4; темп оживлённый.http://ru.wiktionary.org/wiki/
Возможно, традиция идёт от ранних погребальных игрищ, когда умерших отправляли на тот свет со всеобщим весельем.

«Коломища»  не только мери были не просто могильниками, но и культовыми местами. Вепс. koumi;t ‘священное кладбище, где похоронены предки – покровители рода – больше тяготеет к происхождению из славянского «Коломища», чем к из «кальма». Ранний пример   подобного названия находят в берестяной грамоте  30 из Старой Руссы
1 (последняя четверть XII в.): «Селе ти есмо Коломене на лодию» [НГБ, 2004, 114]. Здесь имеется в виду сельцо на р. Пола.
 Есть  курганная группа (по  А. Н. Башенькину – «чудские» могильники VII–VIII вв.) в урочище Коломино на р. Кобожа (Вологодская обл.)
В Егорьев день вепсы шли к священному месту Koumi;t – высокому холму с группой деревьев. Здесь происходили обрядовые угощения предков и произносились моления с просьбой о даровании различных благ. Подобные ритуалы существовали и у финнов, и у карел, и у пермских и волжских финнов [см.: Винокурова, 1994, 73, 91].
Но они существовали у балтов и славян, да и ряда других народов.

Сам М.Фасмер чувствовал, что корень «колом» способен иметь разные значения в словах. Так коломенка - "вид речного судна на Волге и Каме" (Даль), также коломянка (Мельников). Вероятно, от местн. н. Коломна на Москве-реке, которое образовано от диал. коломень ж. "окрестность" (от коло; ср. польск. оkоliса).

Коломенка -  "гладкая пеньковая или льняная ткань", коломянка, каламеЁнок -- то же. Заимств. через нем. Kalamank, Kalmank или голл. kal(a)mink -- то же из ср.-лат. саmеlѓu- cium (ср. камилавка); см. Франк--Ван-Вейк 286; Фальк--Торп 486. Заимствовано или не заимствовано – спорить пока не будем.

Коломна -  город под Москвой. Ср. коломенка  - как окрестность.

Коломыка -  "бродяга", коломыґкать "скитаться". От коло (см. колесоґ) и мыґкать. Недостоверные сближения дает Маценауэр (LF 14, 83).

По Геродоту, скифы сами себя называли сколоты (это вызывает зубную боль у всемирной историографии). А далее линия сколоты – скловени – сакалибы – славяне неизбежно выстраивается как влиятельная версия. http://www.proza.ru/2009/07/14/537

Чего же корпоративная лингвистика здешний корень «коло» не учитывает ?! По античному эпосу, Колоксай – властитель царских скифов, сын Таргитая, внук Зевса
http://www.proza.ru/2009/07/30/235

Путь у официоза общеизвестен. Вдалбливать и вдалбливать в массы необходимые властям (особенно духовным) однозначные версии. Но реальная наука требует сопоставления всего спектра версий. Финно-угры не имеют никаких преимуществ перед славянами по древности заселения Русского Севера. Это стоит окончательно осознать спесивым куриным мозгам, упорно ведущим раннюю ономастику Прииильменья от финно-угров http://www.proza.ru/2010/08/14/570 ; http://www.proza.ru/2010/10/04/376 ; http://www.proza.ru/2011/01/18/432 ; http://www.proza.ru/2011/03/18/207 ; http://www.proza.ru/2011/02/24/346 и т.д.

Подробнее о сколотах и Колоксае (Колаксае) у Б.А.Рыбакова в книгах о язычестве
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov11.htm

Вместе с тем, конечно, надо учитывать ностратические корни
http://www.proza.ru/2010/01/23/1098 и т.д. Неизбежны нередко переходы а-о и оу-о.
• № 294. (k’al-) «Поднимать, возвышать, делать высоким; возвышенный, высокий; вершина» (ИЕ, Кар, АА). русск. холм
• № 305. (k(y)[h]il(y)-) «Подниматься, всходить» (ИЕ, АА, Др). русск. Ковылять
• № 316. (k(w)[h]ul-) «Далёкий, удалённый» (ИЕ, Алт). русск. угол
• № 299. (k’al-) «Жечь, утеплить, готовить, жарить» (ИЕ, АА, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 208 «горячий, жечь»). русск. Калить
• № 330. (k(w)[h]al-) «Рыба» (ИЕ, АА, Ур, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 155 то же). русск. килька
• № 245. (k[h]al-) «Выяснять, делать ясным, делать известным, разъяснять» (АА, Ур, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 221 «язык»). русск. каляда
• № 248. (k[h]al-) «Охранять, удерживать, смотреть» (ИЕ, АА, Шум). русск. Холить
• № 266. (k[h]al(y)-) «Грабить, воровать, прятать» (ИЕ, Др). русск. красть, класть
• № 306. (k(y)[h]al-) «Вить, сплетать, обматывать» (ИЕ, АА). русск. кулёк.
• № 317. (k(w)[h]ul-) «Гнуть, изгибать, вращать, вертеть, поворачивать» (ИЕ, АА, Ур, Др). русск. колоть. И т.д.

Исследования этого плана под силу специалистам именно в ностратике. Но вероятность коломы – от «кал» (в значении холм, колоть, жечь, хранить, прятать и т.п.) – исключить трудно. И здесь преимущества индоевропейской линии очевидны. Так что Марио Алинеи и его соратники в разных странах, вероятно, в немалой степени правы. Хотя подобные идеи высказывались и до них. Но неопровержимые доказательства ещё окончательно не созрели.