Досье к этимологии Ильменя

Петр Золин
Досье к этимологии Ильменя

Мне уже довелось обратить внимание, что ононим  "Ма (г;ск) – ва" мог появиться еще в палеолите и – в частности, - мог и означать «наше владение», «наша земля»… Конечно, надо учитывать и другие вероятные варианты. Так специалистами по ностратике допускается существование "(mus(y)-ik’-") «Погружать в воду, окунать или нырять» (ИЕ, Ур, Др), что вполне созвучно «мусике» (Москве). По вариантам позднелетописного сказания о Словене и Русе, скифские князья около 2395 г. вышли к озеру "Мойско", которое переименовали в Ильмер (Ильмень). Это неолитическое Мойско созвучно Москве, да и ряду иных подобных ононимов. А это вероятный след очень древних ритуалов, отчасти связанных и с инициациями. http://proza.ru/2009/08/29/1054

Утвердившееся в последние века название озера Ильмень укладывается в привычное русскому языку словообразование – плетень, ставень, студень, противень и т.п. По Лаврентьевскому списку «словени же седоша около озера Илмеря» (есть и Ылмеръ), а по другим – Ильменя Илмерь есть в Ипатьевской летописи
В Ермолаевском списке - озеро Имери, даже Илаеръ
Новгородские летописи нередко предпочитали употреблять просто слово «озеро» (как исток Волхова) без названия Ильмень
http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Novgorod/geogrfrm.htm
Но встречается и Илмерь (6790 год)

Если Ильмень брать за основу, то стоит помнить суть аналогичных словообразований.
Плетень – плетеный, студень – студеный и т.п.

Ильмень – ильмовый (вязовый). Если вести Волхов от «в-ольхи» - ольховая, то ильмовый вполне имеет шансы на жизнь. Но с учетом многовекового исторического значения региона это пояснение этимологии гидронима не может быть единственным.


Вязом обычно называют несколько видов деревьев рода ильм. Есть сведения, что общее название «вязов» произошло от кельтского – elm (в связи с «елью» в русском для обозначения ильмов больше прижилось уже «вяз»). Деревья этого рода в английском языке известны как ильмы. В русском языке вяз называют по-разному: вяз, берест, ильм, карагач. В переводе с древнеславянского языка вяз означает гибкий прут.
Вяз считают мужским деревом, которому свойственны душевные качества настоящего мужчины. Он отдает предпочтение мужчинам в прямом смысле этого слова и, как талисман поддерживает все мужские начинания. Он не переносит неудачников, и дает силы только тем мужчинам, которые готовы бороться до конца и не раскисают по поводу и без такового… http://www.reznoe.ru/articles10_20.php

Род насчитывает около 45 видов, обитающих в широколиственных лесах Евразии и Северной Америки. В России встречается 7-8 видов. Из них наибольшее распространение в средней полосе имеют: вяз шершавый (или ильм), вяз гладкий (или обыкновенный) и вяз приземистый.
В русском языке слово "вяз" стало означать и гибкий прут, свежая хворостина, связка отдельных частей телег и саней. Кроме того, из ветвей различных видов вязов делали дуги, ободья, срубы для колодцев, долбленую посуду. Однако, благодаря прочной древесине сфера применения вязов значительно шире. В древние времена из вязов делали щиты и дубины. Корпуса старинных деревянных судов обшивали вязом "вгладь" и "внакрой".

Листья и молодые побеги издавна шли на корм домашним животным. В Древней Греции с этой целью вязы специально разводили для последующих рубок и сбора листьев на корм скоту, о чем свидетельствует писатель Марк Порций Катон Старший.

Примечательна история искусственных посадок вязов. В южных странах вязы, как и ясени, высаживались по границам земельных владений. Обычно межевые деревья назывались "грановитыми" — пограничными. Интересно, что и в "Домострое" есть рекомендация — сажать вязы на приусадебных участках. Сейчас в городских посадках вязы также популярны, особенно некоторые декоративные формы. Они хорошо задерживают пыль и сажу, дают сплошную тень. Засухоустойчивые виды высаживают в степной зоне для закрепления почвы на оползающих склонах, в оврагах, а также в полезащитных лесополосах. К сожалению, европейские виды оказались неустойчивы к так называемой "голландской болезни вязов" (завезённой из Канады), поэтому некоторые районы запада Европы сейчас вообще лишились вязов. Несколько лет назад болезнь докатилась до границ России и количество вязов как в природе, так и в посадках неуклонно сокращается. http://www.ecosystema.ru/08nature/trees/16p.htm

http://www.rosfoto.ru/shop/photo/70631/
http://www.novgorodmuseum.ru/images/k1_5.jpg
Старый ильм у Ильменя
Ильмы-вязы у Витославлиц

Вот наиболее распространенная этимология, принадлежащая М.Фасмеру.
ИЛЬМЕНЬ
м. "небольшое озеро, остающееся после половодья, [например], на Волге", астрах. (Преобр.); также Мельников (7, 90), ильмень "маленькое озеро", донск., воронежск., уральск. (Миртов). Часто встречается в геогр. номенклатуре на Дону (Маштаков, Дон 10). Восходит к названию озера Ильмень у Новгорода, др.-русск. Илмрь (Лаврентьевск. летоп.), из фин. Ilmajarvi, эст. Ilmjarv; ср. Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 373; Шахматов, Очерк 281. Это название превратилось в речи новгородцев в нарицательное и распространилось благодаря новгородской колонизации. Объяснение из лиман (Горяев, ЭС 122; Преобр. I, 269) фонетически невозможно. Неприемлемо возведение к ил, вопреки Экблому (Stud. i modern sprakvetenskap 8, 19 и сл.).
http://www.slovopedia.com/22/200/1634105.html

Если в ностратике выявлять созвучные корни для Ильменя, то среди "ман" (мен) - конечно - привлекателен № 542. (man(y)-) «Прародитель, родитель, мужчина, самец» (ИЕ, АА?, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 292 «мужчина, самец»). При учете значений "ил; ал"
№ 367. (!al-) «Быть высоким, вознесённым, подняться высоко; над, за» (ИЕ, АА, Ур, Алт).
№ 376. (!al-) «Вызвать огонь, светить, раскалить, зажечь, жечь» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 140 «сжигать жертву»).
№ 450. (?il-) «Сиять, излучать, вспыхивать, блестеть, искриться» (Кар, АА, Др).
Напрашиваются варианты "Сияющий прародитель", "вызывающий огонь прародитель", "блестящий прародитель" и т.п.

Понятно, что можно выявлять и другие варианты.
№ 540. (mi-) Основа личного местоимения 1 лица ед.ч. «Я, меня» (ИЕ, Кар, АА, Ур, Алт, Шум, Этр). (Иллич-Свитыч № 299 то же)
№ 540а. (ma-) Основа личного местоимения 1 лица инклюзивного мн.ч. «Мы, нас» (ИЕ, Кар, АА, Ур, Алт, Шум, Этр). (Иллич-Свитыч № 289 то же).
№ 555. (ma-)Указательное местоимение (ИЕ?, Кар, ФУ, Алт).
№ 555а. (mu-) Указательное местоимение (ИЕ?, Кар, ФУ, Алт). (Иллич-Свитыч № 303 «этот, тот»).
№ 570. (na-; ni-; nu-) Указательное местоимение (ИЕ, АА, Ур, Шум). (Иллич-Свитыч № 332 то же).
№ 524. (mi-) Основа вопросительного местоимения (ИЕ, Кар, АА, Ур, Алт, Шум). (Иллич-Свитыч № 300 «что»).
№ 524а. (ma-) Основа относительного местоимения (ИЕ, Кар, АА, Ур, Алт, Шум).
№ 523. (ma(?)-) Отрицательная/запретительная частица (ИЕ, Кар, АА). (Иллич-Свитыч № 290 то же).
№ 562. (na-; ni-; nu-) Отрицательная/запретительная частица (ИЕ, Кар, АА, Ур, Шум).
№ 554. (mar-) «Дерево, лес» (АА, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 283 «дерево»).
№ 437. (?ar-) Корень, обозначающий разных животных (ИЕ, Кар, АА, Др).
№ 452. (?il-) «Копытное, жвачное животное» (ИЕ, АА, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 135 «олень»).
№ 549. (mun-) «Яйцо, тестикулы» (ИЕ, Ур, Др). (Иллич-Свитыч № 307 «яйцо»).
№ 522. (mar-) «Молодой человек, молодое животное» (ИЕ, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 277 «молодой самец»).
№ 542. (man(y)-) «Прародитель, родитель, мужчина, самец» (ИЕ, АА?, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 292 «мужчина, самец»).
№ 454. (?an(y)-) «Мать, тётя» (ИЕ, АА?, Ур, Др, Алт).
№ 541. (man(y)-) «Вожделеть, желать страстно, совокупляться, порождать» (ИЕ?, АА, Др).
№ 520. (man-) «Оставаться, ждать, обитать; быть твёрдым, установленным» (ИЕ, АА, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 287 «оставаться на месте, прочно стоять»).
№ 538. (mar-) «Мазать, смазывать, натирать салом, жиром, мазью» (ИЕ, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 296 «жир, смазывать»).


Мне пришлось затронуть варианты этимологии ононима более подробно. Ведь даже Илмер явно не Ilmajarvi и Ilmjarv, так как «ярви» до сих пор повсеместно «ярви» (но не ер-мер). Если же брать «мер» (мар), то это с ностратических времен обозначение водоемов и у индоевропейцев. И тут же надо искать смысл Ил-, в сочетании Илмар, Илмер…
№ 530. (mar-) «Любая масса воды: озеро, море» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 294 «влага, влажный»)
№ 431. (?ul-) Указательная местоименная основа (ИЕ, АА).
№ 449. (?al-) Элемент отрицания (ИЕ, АА, Ур, Др, Алт, Шум). (Иллич-Свитыч № 128 «категорическое отрицание»).
№ 443. (?i-) Наречная частица «к, перед, близко, здесь» (ИЕ, АА, Шум).
№ 444. (?i-) Частица, указывающая на близкий предмет (ИЕ, Кар, Ур, Др, Алт, Этр). (Иллич-Свитыч № 134 то же).
№ 367. (!al-) «Быть высоким, вознесённым, подняться высоко; над, за» (ИЕ, АА, Ур, Алт).
№ 376. (!al-) «Вызвать огонь, светить, раскалить, зажечь, жечь» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 140 «сжигать жертву»).
№ 450. (?il-) «Сиять, излучать, вспыхивать, блестеть, искриться» (Кар, АА, Др).
№ 452. (?il-) «Копытное, жвачное животное» (ИЕ, АА, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 135 «олень»).
Можно выявлять и иные ностратические корни, но интересны и сочетания приведенных.
(?al-) (mar-) – не море, но(?i-)  (mar-) – близко к морю.
(?il-) (mar-) сияющее, излучающее, вспыхивающее, блестящее, искрящееся «море» (но в Кар, АА, Др языках, а не ИЕ: у ИЕ впереди (!al-), хотя возможны и корректировки)
(?il-) (mar-) оленье (лосиное) озеро, что тоже недалеко от многотысячелетней истины.

Ильмень - название многих больших и малых озер и водоемов Евразии, созвучия которым есть и в других регионах планеты. Например, Илиамно на Аляске. Или Ильменау в Гермакнии. При поиске этимологии из корней протоязыка внимание привлекают Ил (как обозначение богов при разных огласовках -Л, включая Бел , Велес и т.п.) и «ман» (мен) - мужчина, привлечение. В связи с многотысячелетними глубинами ононима есть варианты его трактовок из индоевропейских (включая словено-русские), финно-угорских, тюркских, семитских и прочих корней.

К трактовкам справедливо привлекается «ильм» - вяз. Вязы привычно обозначали для первобытных людей плодородные земли, где были сравнительно сносные условия для жизни. Например, округа Ильменау в Германии, «ильмени» Урала и юга России (особенно в низовьях Дона и Волги). Средневековые летописи нередко дают написание Илмер, что близко ононимам поздней античности Филимер (эпический король гетов-готов, проводивший народ мимо Ойюма на землях Скифии), ульме-руги (народ, с которым готы столкнулись у Балтики), Гелимер (король вандалов 6 века) и т.д.

Упорные попытки свести ономастику Новгородской земли к финно-угорской, где Ильмер - Ильмаярви - « делающее погоду озеро»; Мста - Муста - «черная»; Валдай - валда - «белый» и т.п. - являются больше политизированной предвзятостью последних двух-трех веков. Ильмер при любых вариантах все же не Ильмаярви, округа Мсты называлась Помостьем (а не Помустьем; к тому же славянская река Места известна на юге), а река Валданис (Кубань ?) упоминается в раннесредневековых источниках задолго до выявления реалий финно-угорских языков. При этом Владимир в скандинавских сагах предстает как Вальдемар, что сближает корень «валд» с русским «Влад» (владение).

Нет однозначных решений при этимологии Ильменя из известного круга только индоевропейских (включая балтские), только тюркских, только семитских и иных древних корней.


По Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске именем нарицательным Илмер стал еще в 3 тыс. до н.э. , когда озеро Мойско от словено-русов получило название в честь эпического отца скифских князей Словена и Руса - Илмеря (Илменя).

Давая трактовки типа «Ilma j rvi, эст. Ilmj"rv», Фасмер не указал, что реально тогда все же должно звучать Илма-ярви (эти ярви-озера устойчивы на финских землях). Но это явно не Ильмень и даже не Ильмер. Так что Ильмень ( очень условно и как один из вариантов: «бог мужчина») - Илмер (еще более условно: «ила мера» (бога мера) - Илмерь (здесь даже женский род; «бога мерь», «состязайся с богом, измеряй его !»; ононим типа античного «Эко сам пей» у Геродота) не поддается однозначной трактовке строго из одного языка.

Ю. В. Откупщиков, недавно выведший Ловать от балтского корня, с некоторой иронией процитировал справедливые слова А. В. Суперанской. По ее мнению, ономастическая этимология - «это всегда гипотеза», основанная «на зыбкой почве предположений». И здесь исследователь «не может настаивать на том, что предложенная (им) этимология абсолютна и единственна» (Суперанская и др., 1986, 78). Сам же лингвист готов одаривать, особенно непосвященных, однозначными этимологическими привязками русской ономастики хотя бы к ближайшему зарубежью (Индоевропейское языкознание и классическая филология - X. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. - СПб., 2006. - С. 215-219; есть в Интернете)

Возможно, огромные возвышения ледникового периода, дававшие по весне все более бурные потоки вод в сторону юга, запомнились в ностратическом и индоевропейском эпосе как горы Рипы (Рифы, Рипеи, Рифеи и т.п.). Ныне это возвышенности Великого водораздела, откуда на юг текут Волга (древняя Ра; Рангха, Раса) и Днепр (в античности Борисфен). В древности считалось, что эти горы, откуда берут начало крупнейшие реки Скифии, создали первую на планете скифскую цивилизацию, что древнее египетской.

Доктор биологических наук, генетик А.Ф.Назарова на основе современных достижений науки показала исход примерно 45 - 55 тыс. лет назад из одной евразийской палеолитической общности целого ряда ныне говорящих на разных языках народов. Саамов (лопарей), ненцев, нганасан, эвенков, якутов, монголов, алтайцев, русских, финнов, немцев и американских индейцев - по частотам 28 аллелей белков, ферментов и групп крови . Ранее предки этих народов говорили на одном или очень близких языках, корни которых - зачастую с обыденными значениями - сотнями сохраняются и ныне. И преимуществ ни у одного нынешнего народа в этих корнях перед другими нет.

Таким временем датировал разделение европеоидов и монголоидов еще Неи (M. Nei. The theory of genetic distance and evolution of human races. Jap. J. Human Genet., 1978, v. 23, 341-369), вычисливший генетические расстояния крупнейших человеческих рас по большому числу генетических маркеров. Ныне Интернет дает обилие материалов этого плана.

Конечно, речь идет о гено-антропологических пращурах нынешних русских и других народов. Но ученые все более отмечают выделение пращуров словено-русов около 15 тыс. лет назад. Свою роль здесь играли природно-климатические факторы. Например, ильм (вяз) явно отмечал для тех пращуров какие-то привлекательные природные условия, рыбные и птичьи угодья. И чего бы было не называть их созвучиями типа Ильменау (река в Германии) - Ильмень - «лиман» (юг России) - Илим (Сибирь) - Илиамно (озеро и гора на Аляске; первые русские здесь называли его Илямна). Илиамно на Аляске тоже ледниково-тектонического происхождения и богато рыбой. При этом «-ил-« (как плодородный и лечебный состав) тоже многие тысячи лет требовал уважения и обозначения.

Люди в пору этнорасовых обособлений уже достаточно хорошо говорили (строение палеолитических скелетов подтверждает это), имели сравнительно развитые культуры со сложными погребальными обрядами. Обладающие многотысячелетней памятью семитские народы сохранили сведения о богах той поры. Допускается, что слово "Аллах", по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного "илах" ("бог") с определенным артиклем. Имена древнейшего семитского верховного божества Oelohim (с вариантами Илу, Ил, Эл, Илум, Илим, Илуйанка, Элим, Элоах, Элохей) переводятся как "бог богов". Это дальний предок Яхве (Иеговы), да и бога-отца Христа (это имя православие табуизирует).

Ил (угарит., финик.), Эл (финик., иврит), Илум, Илим, Элим (угарит., финик.), Элоах, Элохим (иврит) первоначально значило «сильный», «могучий» (древнейший Илья Муромец), а позже приняло значение «бог». Илум (Илим).- отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Один из ветхозаветных вариантов предания о сотворении мира словом Элохима восходит, вероятно, к ханаанейскому (не семитскому), обработанному жречеством, мифу. Живёт Илим «у источника Реки, у истока обоих Океанов», т. е. в центре мироздания. Он - олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия, и, как таковой, именовался быком. Его позже сравнивали с Кроном и Зевсом, а «морем Крона» в древности оказывалась Балтика.

Вероятно, культовые места Ила возникали именно у истоков рек, в округе благодатных водоемов.

Память об примерно таком Иле хранит и славянский Яри?ло, Ярила (от яр- 'ярый, храбрый, сильный' и Ила, где последний ныне трактуется как увеличительный суффикс -ил-), славянский бог плодородия, символ сексуальной мощи, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Это сын или ипостась бога Велеса (с палеолитическими корнями), который зимой выступает как Мороз, а по весне - Ярилой.

Ил давно присутствует в эпосе индоевропейцев. По античным легендам, Ил, царь дарданов, выиграл на состязании атлетов во Фригии 50 юношей, 50 девушек и пегую корову. Оракул предвестил Илу - ты должен основать город там, где эта корова приляжет отдохнуть. Корова прилегла на отдых в Малой Азии на одном из идейских холмов. Там Ил и основал город, который он назвал сначала в свою честь Илионом, а затем в честь своего отца Троса, переименовал в Трою. Согласно другой версии, город Троя основал Трос, а Ил (иногда связывают и с именем Илья) позже переименовал город в свою честь. Археологические данные говорят о том, что еще в трипольский период около 6 тыс. лет назад на месте Трои было небольшое поселение.

В Махабхарате упоминается персонаж с именем похожим на имя Илья, но уже в женском варианте: Ила, дочь Ману. Хетты (индоевропейцы) и египтяне упоминали Трою как город Илуш, к примеру - в украинском языке сохранилась похожая форма произношения имени Илья: ?лляш, ?лаш. Вергилий сообщает, что сначала имя сына Энея было Ил, но в Италии это имя начали произносить по-новому - Иул, Юл, давшее род Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь (Отрок Асканий, твой внук (называется он Юлом отныне, - Илом был он, пока Илионское царство стояло), Энеида, 1.267-268). Считается, что имена Юля, Юлия, Юлий, Ульян - производные от имени Юл (а в итоге от Ила).

Допускают, что основа у этого имени очень древняя, вышедшая из употребления задолго до нашей эры. О ней помнят гидронимы типа Гилл, Гиллис, Иллис, гора Илион, топонимы Ил, Илей, Илион, Гилы, Гилея, имена нимф Гиллиды и Илисиады. Гиллом звали сына Геи/Земли, от которого и была названа река Гилл. Река Ила течет в предгорье Тянь-Шаня. Возможно, топонимы типа Ила в этом регионе возникали и с учетом тюркского ял, йил, со значением ветер, быстро двигаться, но это близко трактовке корня ильм и у финнов.

По М. Фасмеру ил в славянских языках означает глина; иловатый, иловай - это низина, топь, а Ожегов определил ил как «вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема»; на греческом ???? означает тина, грязь, а в санскрите ila/ida это земля, что в контекстуально близко славянскому ил; в современном английском ил это silt, alluvium; в немецком - schlamm; в норвежском это slam; в итальянском и испанском это limo; в французском это limon. То, что в санскрите слово ила, означающее земля, может также произноситься как ида, вероятно указывает на родство древнеиндийских слов с топонимами употреблявшимися в Средиземноморье: так, Илион, город Ила, был возведен на Идейских горах, горах Иды.

Можно вспомнить, что имя первого человека, сотворенного богом, Адама, буквально означает глина, земля (сравним санскритское ИДА, земля и АДАм, имя первого человека, древнееврейское - земля, adamah, с которым, как предполагают, связаны латинские слова homo (человек) и humus (земля), что также близко и славянскому земля (Х переходит в З)) а имена Гилл, Ил, Илия, Юл, Юлия, означали буквально Землей рожденные (????????, Terrigenae).

Историк из алан Иордан в своей «Гетике» (6 век н.э.), рассказывая о переселении готов на южное побережье Балтийского моря, сообщил, что они встретили здесь племя ульмеругов (Ulmerugi, # 26). Они "сидели на берегах Океана", но устойчиво трактуются как «островные руги», когда «Ulme» ведут от "holmr", "holm" (остров). Но если ильм был одним из символов мирового дерева почти с палеолитических времен (ильм по-английски -"ELM", по-немецки -"ULME", по-латински -"ULMUS"), то перед нами Ульма(Ильма) руги. Остров Рюген (славянский Руян) хранил столицу прибалтийских славян Аркону с богатейшим языческим святилищем. Позже немецкие хронисты упорно связывали ругов и руссов. Княгиня Ольга именовалась «Регина ругорум». Славянство ругов не подвергается никакому сомнению, если принять во внимание Адама Бременского, Титмара, Гельмольда, Саксона Грамматика и др. Обилие подробностей в Интернете.

Связи новгородцев средневековья с прибалтийскими славянами доказываются давно и успешно. Ulmerugi (где созвучие Ulmer - ugi явно есть) 1 - 2 вв. н.э. вполне могут быть связаны и с округой священного Ильменя, куда заходили ненадолго для ритуальных целей. Могучий ильм (наряду с дубом и т.п.) в ряде случаев мог символизировать древо вечности (мировое древо), которое почитали многие жители лесных краев.

Иордан упоминает и одного из первых королей гетов-готов Филимера, имя которого тоже созвучно Илмеру. Но стоит напомнить и следующий факт времен Троянской войны - около 32 веков назад. Из города Орхомена под Трою прибыло 30 кораблей.

Вождь Аскалаф предводил и Иялмен, Ареевы чада;
Их родила Астиоха в отеческом Актора доме,
Дева невинная: некогда терем ее возвышенный
Мощный Арей посетил и таинственно с нею сопрягся.
(Гомер Илиада II, 512-516)

Арей - бог войны у скифов. Астиоха - имя типа Настюха (ононим, тяготеющий к праславянским). Актор - не хуже индоевропейского Виктора. Ас-калаф - ас «замка» (крепости, скалы). Одним из «царей скифов» с 7 века до н.э. считался голубоглазый Ахилл. Округа Скифии хранила немало мест, связанных с его именем. И после войны якобы к низовьям Дона переселился орхоменец (грек) Иалмен с остатками своего флота и дружин. Переселенцы слились со скифами, стали очень грозными противниками южан. А ононим Ильмень (лиман и т.п.) обильно распространился в Приазовье, затем между Доном и Волгой. И это еще одно из подтверждений вероятного сакрального происхождения ононима и на севере (
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm ).

К сожалению, первые письмена финского языка на несколько веков уступают письменам словено-русов. Финская письменность появилась в 16 веке, если не считать первым памятником письменности на прибалтийско-финских языках берестяную грамоту N 292 13 века с записанным кириллицей заговором на карельском диалекте, получившим название по первой строке перевода текста на русский язык: "Божья стрела, десять имен твоих...". Но после этой грамоты более двух веков молчания. Ныне гордящиеся своей обособленностью от русских эстонцы, например, вероятнее всего - заимствовали само слово "грамота" в форме raamat и в значении "книга".

Знакомство предков эстонцев - эстов - с письменной культурой явно шло при посредстве новгородцев в первые века второго тысячелетия нашей эры. И возможностей трансформировать индоевропейскую ономастику на свой лад было множество. Знаменитая «Калевала» - плод усилий первой половины 19 века. И очень быстро доброжелатели России стали доказывать значительно большую историческую глубину ее образов по сравнению со славянскими.

Например, Вяйнямейнен рожден девой воздуха Илматар. «Дева юная природы Дочь воздушного простора». Плод - как нередко в эпосе водится - ей буквально ветром надуло: «Понесла от ветра дева, от волны затяжелела». Попутно, плавая в первобытном океане, Илматар сотворила твердь земную и небосвод. Так это привычное дело для плодородных Ила и Ярила. А само имя Ил-матар является реальным следом - вероятнее всего - женской ипостаси Ила: Ил-матерь. Так как образ связан с созданием из ничего всего. В точном переводе у финнов Ilmatar, ilman tytto - дочь воздуха. Но Ил в южных записях известен несколько тысяч лет назал, Ильмень (Илмер) - почти тысячу, а возраст письменной Илматар не больше двух-трех веков. Кто у кого что заимствовал ?!

Кстати, в одной из рун, записанных Э.Лённротом в Северной Карелии лишь в 19 веке, на не включенных им в окончательный вариант эпоса "Калевала", есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров. В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев Калевалы за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямёйненом воздушном шаре.

Поход оказался неудачным, так как путешественники - Вяйнямейнен, Илмаринен и Лемминкяйнен, нарушили запрет верховного бога Укко подниматься в воздух. Укко в наказание изменил направление ветра, и три бедняги вместо предполагаемой Похьелы оказались на Шпицбергене, где их, одичавших, только через три года обнаружили норвежские китобои. Таковы явно недавние варианты «Калевалы»:

Специалисты признают, что точно разграничить мифы отдельных народов финно-угорской группы нельзя, так как недостает предварительных работ о верованиях родственных и соседних народов и не произведены необходимые изыскания. Исследования Кастрена выяснили пока только главные черты почитания природы у финнов, некоторые стороны родового быта и почитания предков; намечены влияния скандинавские в мифологии и демонологии, но шаманизм и жертвенный ритуал древних финнов могут быть выяснены только при дальнейшем сравнительном изучении фольклора родственных народов - ливов, эстов, лопарей, вотяков, мордвы и др. Но здесь нельзя не учитывать и влияние пращуров словено-русов. И начались языковые взаимодействия пращуров этих народов десятки тысячелетий назад .

Родство европеоидов и северных монголоидов по исходной евразийской протопопуляции подтверждается данными о полиморфизме митохондриальной (mt)ДНК, которые обнаружили наличие одинаковых гаплогрупп у алтайцев и европеоидов Европы (4 - источники в работе Назаровой) - гаплогруппы H,J,K,T,U,V,W,F, у саамов эвенков и американских индейцев (5)-гаплогруппа V, и у алтайцев и американских индейцев (6)- гаплогруппы A, B, C,D. Наконец, обнаружение идентичной гаплогруппы X у европеоидов и у американских индейцев(7) подтвердило определенную общность происхождения этих двух групп человечества, причем методы молекулярной биологии показали, что эта гаплогруппа X у индейцев не привнесена контактами с европейцами уже после открытия Америки Колумбом, а является древней.

Один из возможных путей миграции (после исхода из Африки), начиная со среднего палеолита, популяций, маркированных гаплогруппами митохондриальной ДНК(4-7), - от места их дифференциации в центре Азии до мест их теперешнего обитания.

Миграции могли быть вызваны изменениями климата и обусловленных этим передвижениями животных, на которых охотились люди палеолита. Предки американского северного оленя (карибу) и предки бизонов в палеолите обитали в регионе Южной Сибири (8), и с изменением климата продвинулись на крайний Северо-Восток Сибири, а потом перешли по существовавшему тогда Берингийскому перешейку в Америку. За ними шли древние племена америндов. Об общей тенденции представителей животного царства к миграциям в древности с Юга Сибири на ее Север говорят данные о миграциях беспозвоночных (кольчатых червей), и о миграциях птиц.

К русским ближе всего оказываются из славянских народов поляки, как и при вычислении генетических расстояний по меньшему числу генетических локусов (11).В одном большом кластере с русскими иранцы, коми, чуваши, удмурты, ненцы, и субкластер осетин и азербайджанцев. Вероятнее всего, генетически словено-русы происходят от скифских племен, мигрировавших и по Азии (как ныне пуштуны). Геродот именовал народы, обитавшие в его время на территории Восточной Европы, «скифами-пахарями». Взаимодействие с финно-угорскими народами достаточно сложно. Но исход словено-русов и финно-угров из одних палеолитических евразийских популяций очевиден.

Еще академик В.П.Алексеев(16) писал об обнаруженных в пещере Дуньдянь в Китае черепах времен палеолита с европеоидными признаками. Писал он и о европеоидных признаках людей палеолита стоянки Сунгирь в Восточной Европе, появившихся там в более позднее время (25 000 лет назад). Доказательств активности европеоидов все больше.

Антрополог Т.В Томашевич обнаружила градиент распределения частот надглазничных каналов черепа человека. В надглазничных каналах проходят надглазничные и надблоковые артерий и вен - ветвей глазничной артерии. В исключительных случаях в них проходят надглазничная и надблоковая ветви лобного нерва. У кетов, юкагиров, русских, манси, осетинов, армян частота надглазничных каналов очень близка и варьирует в пределах 30-38 %, это может быть и подтверждением их общего азиатского происхождения. У монголоидов Восточной Азии - японцев, корейцев, китайцев, а также у монголов частота надглазничных каналов даже 43-48%, что очевидно проявляется в их внешнем облике. Вместе с тем интересно, что у древних египтян, этрусков, древних славян (полян киевских) и индийцев Уттар Прадеш частота каналов практически одинакова и составляет 25-28%, чуть выше она у словен новгородских; это также может быть связано, с происхождением этих народов из древней палеоазиатской популяции.

Шумеролог А.Г.Кифишин расшифровал петроглифы, обнаруженные археологами В.Е.Ларичевым и А.П.Окладниковым в Прибайкалье.т Как известно, академик А.П.Окладников опубликовал петроглифы, обнаруженные на берегах Лены, Байкала,Амура и на Алтае. Ларичев и Окладников исследовали археологическую культуру Мальты в Иркутской области, датируемой 20 000 лет до н.э. По мнению Кифишина, обнаруженная археологами близ села Суон-Тит на р. Алдан, наскальная надпись является первой в мире. Сделана она в 18-м тысячелетии до н.э. и означает - если делать шумерские трактовки - следующее:
ama+BARAdara +su-kud-Sin,

что в переводе с шумерского означает: «Ама-терасу осуждена Сином».

Кифишин предложил расшифровки петроглифы десяти пунктов Восточной Сибири(Прибайкалья). Петроглиф со скалы у Хана-Шуулун Кифишин расшифровал как ama-inanna-BARA2 dara-si и перевел: Ама-терасу (судима) Инанной.

Исследователи считают эти места Сибири древними святилищами богини Ама-терасу, принадлежащей к пантеону древних богов, которых почитали далекие пращуры как шумеров и хеттов-(древних европеоидов), так и японцев (монголоидов). Существуют параллели в пантеонах богов древних шумеров и хеттов, и в японской религии синто. Синтоистская религия японцев - совокупность представлений о существовании богов в виде животных, растений, камней и т.д. Одни лингвисты относят японский язык к алтайской группе языков, другие - к австралийской языковой семье. По Кифишину и ряду других исследователей, праяпонцы, как и прашумеры, жили в регионе Алтая и Забайкалья(Селенги), где существовал культ Ама-барагеси.

Ама-барагеси упоминается в надписях 2-й Бородинской скалы под Челябинском на Урале (18 000 лет до н.э.), в протошумерском архиве Каменной Могилы в Приазовье (12-3 тыс. лет до н.э.), в архиве месопотамского Ура (3-е тысячелетие до н.э., и в надписях Урнанши из Лагаша (2450 г до н.э.). Поиски убедительных следов палеолитической письменности усиливаются, о чем свидетельствует и Интернет.

(Назарова А.Ф., Биологические, археологические и культурологические доказательства палеоазиатского происхождения северных монголоидов, европеоидов и американских индейцев // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14446, 12.06.2007 (E-mail: afnazar@yandex.ru).

Великий лингвист С.А.Старостин незадолго до кончины говорил об истоках языка: «Есть набор корней, которые так или иначе обнаруживаются по всему земному шару, конечно, опять-таки на уровне поверхностного сходства, но, тем не менее, они очень распространены. Есть довольно красивые примеры - мама и папа, например. Многие считают, что это примеры так называемого элементарного родства, потому что это как бы одни из первых звуков детской речи - губные согласные "м", "п":»

Он привел ряд примеров. Подчеркнул, что многие слова уже не звукоподражания. И вполне возможно, что подобные слова могут восходить к очень древним истокам.

Например, есть корень, обозначающий "лист", английское "leaf", в русском - "лепесток", индоевропейский - "леп" или "лоп". Корень обнаруживается практически по всему миру именно со значением "лист". Это праязыки сино-тибетский, и северно-кавказский, и афразийский, и австралийский - и везде звучит типа "лапо", "леп". Совершенно не детское слово, явно не звукоподражательное и, тем не менее, всплывает в столь далеких языковых семьях. Таких глобальных этимологий найдено довольно много, и лингвисты не могут объяснить такое явление иначе, как предположив, что это слова, которые восходят к какому-то общему источнику. Постоянно копятся свидетельства в пользу этого предположения.

Сравнительное языкознание изучает оболочку языка, его звуковую сторону. Но если снять оболочку и посмотреть, что там внутри, окажется, что все люди в общем-то говорят на одном языке.

«Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру. Можно назвать ряд свойств, которые универсально присутствуют в каждом человеческом языке. Это - наличие гласных и согласных, синтаксическая структура, в которой должны быть подлежащее, сказуемое и дополнение - синтаксические актанты.

Можно еще много говорить о деталях, но в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково. Очень сомнительно, чтобы эта "глубинная структура" возникла в различных местах независимо. Но как раз чтобы проверить это предположение - общая генетическая структура либо независимо возникшие системы коммуникации, - и приходится обращаться к внешней звуковой оболочке (созвучиям: П.З.). Только конкретные поверхностные параллели и позволяют классифицировать языки по группам, семьям и т.д.» (Знание-сила.2003. № 8; http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2296.html).

Не заимствования, а зачастую развитие от единого. И пример с Ильменем это - вероятнее всего - подтверждает. Не финно-угорская здесь основа, а как минимум - ностратическая. Единящая языки индоевропейцев и финно-угров, тюрков и северных семитов:

И это можно показать на примерах Волхова, Мсты, Волги, Колмова-Коломцов и многих других ононимов, которые традиционное языкознание упорно относит к одним финно-уграм или балтам, германцам на худой конец. Логика «упертых» понятна - не могли же сами пращуры словено-русов водоемы и места поселений называть. Хотя, если верить их летописям, селились здесь с послепотопного времени - примерно с 3264 года до нашей эры. Даже полиэтничную языческую державу возглавляли «Русь, чюдь и вси языци:» Слишком много земли и очень давно стали осваивать:

Уточнение положений по поисковым системам Интернета, включая иллюстрации (картинки). http://traditio.ru/wiki/Ильмень


В статье «Фольклор Приильменья» отмечено, то к временам Геродота более 25 веков назад у греков существовало сказание о приходе от гипербореев на остров Делос носительниц священных даров. Имена гиперобореек созвучны и ономастике Северо-Запада России: Лаодика (Ладога), Арга (Карга; Каргополь), Опис (Опочка, средневековый город на реке Великой). Имя Гипероха (Великая, Превосходная) частью напоминает имя всех гипер-бореев, а по смыслу – Великую (античный Турунт). Здесь глубины памяти хотя бы в несколько тысяч лет. Лаодику и Гипероху сопровождали пять гиперборейских горожан – перфеев (с наколками, «татуировками»). Это косвенное указание на реалии античных городов и на Северо-Западе России. И констатацию этого надо подчеркивать и подчеркивать. Не находит наш официоз античных городов (хотя бы малых) на Северо-Западе России. А эпос помнит.

«Одиссея» Гомера (XI, 12—19) более сравнивает земли гипербореев с царством мертвых:
«Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана . Там народ (;;;;;;) и город (;;;;;) людей киммерийских , окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными». Процитировав это, осмыслить остальное исследователи не спешат. А ведь Гомер (киммериец) неизбежно был представителем эпических традиций северян, знал особенности жизни соседних к киммерийцам гипербореев.
После того как пришли к кораблю мы и к берегу моря,
Прежде всего мы корабль на священное море спустили,
Мачту потом с парусами в корабль уложили наш черный,
Также овцу погрузили с бараном, поднялись и сами
5. С тяжкой печалью на сердце, роняя обильные слезы.
Был вослед кораблю черноносому ветер попутный,
Парус вздувающий, добрый товарищ, нам послан Цирцеей
В косах прекрасных, богиней ужасною с речью людскою.
Мачту поставив и снасти наладивши все, в корабле мы
10. Сели. Его направлял только ветер попутный да кормчий.
Были весь день паруса путеводным дыханием полны.
Солнце тем временем село, и тенью покрылись дороги.
Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
Там страна и город мужей коммерийских. Всегдашний
15. Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце
Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.

Простим (и допустим) перевод вместо «народа» страна и вместо «людей» мужей. Но город киммерийцев никуда при разных переводах не исчезает. И идет описание погребальных обрядов, различных ритуалов, священнодействия в стране не причерноморских киммерийцев, а все же гипербореев, которые – вероятнее всего - подчинялись киммерийцам.

Киммерийские оружие и украшения

Одна из сохранившихся построек Орхомена
Как помним, Одиссей не первым посетил киммерийско-гиперборейские земли.
По одной из версий, бывали здесь и аргонавты. П. Золин. Обратный путь аргонавтов. А в их составе и Иалмен (Шалмен, Ялмен) – затем герой Троянской войны.

Википедия о нем сообщает кратко.
Иалмен (Ялмен) — персонаж древнегреческой мифологии. Сын Ареса и Астиохи [1] (либо Лика и +Перниды+ [2]). Брат Аскалафа. Аргонавт. [3] Жених Елены [4]. Привел под Трою 30 кораблей [5] (по Гомеру, Аскалаф и Иалмен вместе привели 30). Сидел в троянском коне [6]. Ахейцы на Понте — колонисты орхоменцев во главе с Иалменом [7].

Что мы уже констатировали Обратный путь аргонавтов (страница 6)
Правда, на связь с озером Ильмень не намекает.

Хотя позиция авторов Википедии отчасти справедливо учитывает разные версии этимологии Ильменя.
По легенде о скифских князьях Словене и Русе (Сказание о Словене и Русе и городе Словенске), озеро названо во имя сестры их Илмеры[1]. Другая версия происхождения названия от племени меря, проживавшего ранее на берегах озера, более распространённая версия от финно-угорского Ilmeri — «небо, воздушное пространство, небесные силы». Также в средневековые времена называли «Словенским морем», название происходит от словен. Этимология гидронима и омонима по мнению некоторых исследователей однозначных трактовок пока не имеет. При трактовке ононима можно учитывать сведения М. М. Фасмера, В. И. Даля и других исследователей, да и различных эпических героев с такими именами как например Илум, Иалм [2]. Созвучные имена героев мифов и эпоса о Словене и Русе по мнению некоторых исследователей могут указывать на существовании в Приильменье несколько тысячелетий крупного языческого центра — возможно, для брачных контактов выходцев из разных племён[2].

Жаль самого-то Иалменя при этом нет. Если учитывать ностратические корни языков, то складываются следующие варианты, отчасти приведенные выше..
№ 376. (!al-) «Вызвать огонь, светить, раскалить, зажечь, жечь» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 140 «сжигать жертву»).
№ 86. (dil(y)-) «Сиять, быть или стать ярким» (ИЕ, Кар, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 68 «солнечный свет»).
№ 228. (gil-) «Сиять, искриться» (ИЕ, АА, Ур, Алт). (Иллич-Свитыч № 84 «гладкий и блестящий»).
№ 450. (?il-) «Сиять, излучать, вспыхивать, блестеть, искриться» (Кар, АА, Др).
№ 431. (?ul-) Указательная местоименная основа (ИЕ, АА).
№ 555. (ma-)Указательное местоимение (ИЕ?, Кар, ФУ, Алт).
№ 555а. (mu-) Указательное местоимение (ИЕ?, Кар, ФУ, Алт). (Иллич-Свитыч № 303 «этот, тот»
№ 367. (!al-) «Быть высоким, вознесённым, подняться высоко; над, за» (ИЕ, АА, Ур, Алт).
№ 287. (k’ul(y)-) «Быть или стать холодным, мёрзнуть» (ИЕ, ФУ, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 176 «мёрзнуть, холод»).
№ 504. (wal-) «Течь, мочить, увлажнять» (ИЕ, АА, Др).
№ 505. (wal-) «Бить ключом, течь, затоплять» (ИЕ, Др).
№ 554. (mar-) «Дерево, лес» (АА, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 283 «дерево»).
№ 522. (mar-) «Молодой человек, молодое животное» (ИЕ, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 277 «молодой самец»).
№ 542. (man(y)-) «Прародитель, родитель, мужчина, самец» (ИЕ, АА?, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 292 «мужчина, самец»).
№ 541. (man(y)-) «Вожделеть, желать страстно, совокупляться, порождать» (ИЕ?, АА, Др).
№ 539. (mar-) "(ИЕ, Др). «Пачкать, покрывать пятнами; пятно, грязь; тёмный, грязный, запачканный» (Иллич-Свитыч № 288 «пятно, грязный»).
№ 533. (mun-) «Торчать, выступать, выдаваться, быть первым, самая высокая или самая удалённая точка» (ИЕ, АА, Др).
Ил мен (ман)– «сиятельный мужчина», бог-мужчина (прародитель)
Ил мер – «сиятельный молодой человек»
Ил мер – «мера ила» (как плодородия)
Ил мер – искрящийся (священный) лес, сияющее дерево (мировое дерево).
Ил мар – бог («огонь») темный, смерти.

И еще десятки вариантов

А затем обилие всяких трактовок, включая и русский язык.
Ильмень - (озеро) Ilmen (lago) Большой испано-русский и русско-испанский словарь.
Ильмень и Ильмень — м. 1. Мелководное озеро с берегами, заросшими тростником и камышами, образовавшееся из рукава реки или старого русла… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)
ильмень — я и ильмень, -я, м.Мелкое озеро с берегами, заросшими тростником и камышом, представляющее собой остатки рукава или старого русла реки.На ильменях за промыслом по-весеннему звонко гремят проснувшиеся лягушки. Соколов-Микитов, На весенней… (Малый академический словарь)
Ильмень — (озеро) der Ilmensee -s… (Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь)
Ильмень — (Ильмер по летописи, у древних славян Словенское море) озеро в Новгородской области РСФСР. Расположено в наиболее пониженной части Приильменской низины на высоте около 18 м. Площадь (при среднем уровне) 982 км2. Длина около 45 км, ширина до 35… (Большая советская энциклопедия)
Ильмень (оз.) — оз. Новгородской губ., между уу. Новгородским, Старорусским и Крестецким. Длина 40, ширина 32 вер. Площадь 807 кв. в. Берега оз. низменные, за исключением некоторых мест южн. берега и у истоков р. Волхова, где они поднимаются до 3 саж. высоты,… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
Ильмень (с.) — с. Саратовской губ., Камышинского у., при озере И. Жит. 3662, дв. 523. Церковь, школа, лавка. Жители занимаются рыбной ловлей. Около села 5 курганов.…
Ильмень — Координаты: 58°16? с. ш. 31°17? в. д.? / ?58.266667° с. ш. 31.283333° в. д. (G)58.266667, 31.283333РасположениеНовгородская областьРазмеры45?35 кмПлощадь982 км?Наибольшая глубина10 мВпадающие рекиМста, Пола, Ловать, Шелонь и… (Википедия)
Ильмень — м. 1. см. ильмень… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)
ильмень — ilmen… (Большой англо-русский и русско-английский словарь)
ИЛЬМЕНЬ — - озеро в Новгородской обл. 982 км; (в зависимости от уровня воды меняется от 733 до 2090 км;). Глубина до 10 м. Берега преимущественно низменные. В Ильмень впадает ок. 50 рек: Мста, Ловать и др. Вытекает р. Волхов. Рыболовство.… (Большой Энциклопедический словарь)

  Озеро Ильмень на Южном Урале

Ильмень
м. астрх. озеро, особенно образующееся от широкого разлива реки, озеро, в которое впадает река и из него снова вытекает; озером называют там соленое.

Обилие Ильменей в Астраханской области Стоит укрупнять.
http://samosdelka.ucoz.ru/_si/0/76674.gif

|| Нврс. разливы, поймы среди камышей. Вообще же у ильменя берега в камышевых, тростниковых, мокрых зарослях; голое озеро не ильмень.
Ильменный арбуз, астрх. сырой, растущий на мокром месте, у прибережья ильменей; бугровой ядренее и слаще.
Ильменистый, богатый ильменями.
Ильменка, часто вязанный невод, для ловли рыбы, живущей в тине (Наумов).

 
Синонимы и родственные слова:
Ильменистый, ильменка, ильменный

ИЛ м. глинистая, вязкая, мелко истертая природой земля, обычно пепелистого цвета, на дне вод, или осадок бывших вод. Иловый, к илу относящ. либо из него образовавшийся. Иловый нанос. Иловые купальни. (Ильный неупотреб.). Илистый, содержащий много илу, или | подобный ему, вязкий. Иловатый, илистый в малой степени, несколько илу содержащий. Иловатость ж. свойство или состоянье иловатого. Иловина ж. иловатая земля, илистая почва, белая, серая, сухая, холодная, с наносом. Иловка ж. иловатая глина, смешанная с речным, озерным илом, в котором всегда бывает много растительного перегноя. Иловай м. тамб. затон, поемный речной залив, мелкий и болотистый. Илеть, иловатеть, заносишься, заволакиваться илом.

ИЛЕМ, илим м. ильма ж. берест, берестина, карагач, караич; дерево похожее на вяз, Ulmus campersis, и другие близкие виды. Ильмочка кустистая. Ильмовый, к ильму относящ., с него взятый (лист), из этого дерева сделанный. Ильмняк, ильмовник м. ильмовый лес либо роща. Ильмопряд и. вид сумеречника, мотылька, которого гусеница живет на ильме, поедая ее.

Не стоит проходить и мимо славянского Ильи.

 Илия-Громоносный, народное, день 20 июля, день Илии пророка. Ильинская перина, первая яровая солома, новина, собранная в Ильин день. Ильинские грозы, жары, засухи, июльские. См. Ильин день.

Ильин-День, 20 июля. Не теперь Илья, сошью и я, говор. о непраздничной работе. Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает, 20 июля. Петр с колосом (29 июня), Ильяс колобом. Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний праздник. Спят на ильинской перине, первая солома. Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на Успеньев, ниж. Новая новина на Ильин день. Завязать Илье бороду, кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи, вор. К Илыну дню заборанивай пар. До Ильи, хоть одним зубом подери. К Ильину дню, хоть кнутом прихлысни, да заборони. До Ильи хоть хлыстом захлещи. На Ильин день и камень прозябнет, утренники. На Илью до обеда лето, после обеда осень. До Ильина дня тучи по ветру идут, а после Ильина дня против. До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть. До Ильина в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу. На Ильинь день стогов не мечут, а то спалит грозой. На Ильин день в поле не работают. Илья пророк копны считает. Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и спи позже, до Семена дня. Ильинская соломка деревенская перинка. С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного, 29 августа. Придет Илья, принесет гнилья, дожди. До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит. До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусту не сохнет. До Ильи дождь в закром; после Ильи - из закрома. На Ильин день дождь - будет мало пожаров, ведро - много. Ильинская пятница без дождя - пожаров много. Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице. Илья словом дождь держит и низводит. Илья грозы держит. Илья наделаша, оделяет хлебом. Вознесенье с дождем, Илья с грозой. На Ильин день где-нибудь от грозы загорается. На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы, или гадов, которым в этот день дана воля. На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты. Ильинский рои не в корысть, поздний, ои не успеет запастись пищей. Изба ильикским тесом крыта, т. е. соломой. На Илью ранняя подрезка сотов. Богат, как ильинский сот. Муха кусает до Ильина дня, питается, а после Ильина, запасается. С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна. Первый Спась час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок. На Ильинь день олень копыто обмочил, вода холодна. Олень прогорчил воду. Илья бараний рог. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. На пророка Илью баранью голову на стол, обычай. вологодск. С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков. На Ильин день зверь и гад бродит по воле. На Ильин день собак и кошек не пускают в избу. Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и болезней. Во что Илья, в то и Вздвиженье.

Вероятно, память об примерно таком Иле хранит славянский Яр-ило, Ярила (от яр- 'ярый, храбрый, сильный' и Ила, где последний ныне трактуется как увеличительный суффикс -ил-), славянский бог плодородия, символ сексуальной мощи, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Сын или ипостась бога Велеса (с палеолитическими корнями), который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.

Ил давно присутствует в эпосе индоевропейцев. По античным легендам, Ил, царь дарданов, выиграл на состязании атлетов во Фригии 50 юношей, 50 девушек и пегую корову. Оракул предвестил Илу — ты должен основать город там, где эта корова приляжет отдохнуть. Корова прилегла на отдых в Малой Азии на одном из идейских холмов. Там Ил и основал город, который он назвал сначала в свою честь Илионом, а затем в честь своего отца Троса, переименовал в Трою. Согласно другой версии, город Троя основал Трос, а Ил (иногда связывают и с именем Илья) позже переименовал город в свою честь. Археологические данные говорят о том, что еще в трипольский период около 6 тыс. лет назад на месте Трои было небольшое поселение.

 
Бог Илу

В Махабхарате упоминается персонаж с именем похожим на имя Илья, но уже в женском варианте: Ила, дочь Ману. Хетты (индоевропейцы) и египтяне упоминали Трою как город Илуш, к примеру — в украинском языке сохранилась похожая форма произношения имени Илья: Ілляш, Ілаш. Вергилий сообщает, что сначала имя сына Энея было Ил, но в Италии это имя начали произносить по-новому – Иул, Юл, давшее род Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь (Отрок Асканий, твой внук (называется он Юлом отныне, — Илом был он, пока Илионское царство стояло), Энеида, 1.267-268). Считается, что имена Юля, Юлия, Юлий, Ульян – производные от имени Юл (а в итоге от Ила).

Допускают, что основа у этого имени очень древняя, вышедшая из употребления задолго до нашей эры. О ней помнят гидронимы типа Гилл, Гиллис, Иллис, гора Илион, топонимы Ил, Илей, Илион, Гилы, Гилея, имена нимф Гиллиды и Илисиады. Гиллом звали сына Геи/Земли, от которого и была названа река Гилл. Река Ила течет в предгорье Тянь-Шаня. Возможно, топонимы типа Ила в этом регионе возникали из тюркского ял, йил, со значением ветер, быстро двигаться, но это близко трактовке корня ильм и у финнов.

По М. Фасмеру ил в славянских языках означает глина; иловатый, иловай – это низина, топь, а Ожегов определил ил как «вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема»; на греческом ;;;; означает тина, грязь, а в санскрите ila/ida это земля, что в контекстуально близко славянскому ил; в современном английском ил это silt, alluvium; в немецком – schlamm; в норвежском это slam; в итальянском и испанском это limo; в французском это limon. То, что в санскрите слово ила, означающее земля, может также произноситься как ида, вероятно указывает на родство древнеиндийских слов с топонимами употреблявшимися в Средиземноморье: так, Илион, город Ила, был возведен на Идейских горах, горах Иды.

Можно вспомнить, что имя первого человека, сотворенного богом, Адама, буквально означает глина, земля (сравним санскритское ИДА, земля и АДАм, имя первого человека, древнееврейское – земля, adamah, с которым, как предполагают, связаны латинские слова homo (человек) и humus (земля), что также близко и славянскому земля (Х переходит в З)) а имена Гилл, Ил, Илия, Юл, Юлия, означали буквально Землей рожденные (;;;;;;;;, Terrigenae).

Не заимствования, а зачастую развитие от единого. И пример с Ильменем это – вероятнее всего – подтверждает. Не финно-угорская здесь основа, а как минимум – ностратическая. Единящая языки индоевропейцев и финно-угров, тюрков и северных семитов…

И это можно показать на примерах Волхова, Мсты, Волги, Колмова-Коломцов и многих других ононимов, которые традиционное языкознание упорно относит к одним финно-уграм или балтам, германцам на худой конец. Логика «упертых» понятна — не могли же сами пращуры словено-русов водоемы и места поселений называть. Хотя, если верить их летописям, селились здесь с послепотопного времени – примерно с 3264 года до нашей эры. Даже полиэтничную языческую державу возглавляли «Русь, чюдь и вси языци…» Слишком много земли и очень давно стали осваивать…


Да, завершая, стоит напомнить — упаси господь (или при Вашем атеизме – упаси абсолютная Истина), сделать вывод, что в этой небольшой статье поставлены все точки над «И…» Над нашим «И…» нет никаких точек. А вот доминированию финно-угорских (и иных каких) версий в этимологиях ономастики на Русской равнине должна быть все же поставлена окончательная и жирная точка.

Как одни из возможных финно-угорские (и иные - включая П.М.Золина) версии - безусловно - рассматриваться могут. Но только как одни из возможных.

Теперь немного повторения. БУКВАЛЬНО - для лучшего запоминания.

Ильмень - название многих больших и малых озер и водоемов Евразии, созвучия которым есть и в других регионах планеты. Например, Илиамно на Аляске. При поиске этимологии из корней протоязыка внимание привлекают Ил (как обозначение богов при разных огласовках -Л, включая Бел , Велес и т.п.) и «ман» (мен) - мужчина, привлечение. В связи с многотысячелетними глубинами ононима есть варианты его трактовок из индоевропейских (включая словено-русские), финно-угорских, тюркских, семитских и прочих корней.

К трактовкам привлекается и «ильм» - вяз. Вязы привычно обозначали для первобытных людей плодородные земли, где были сравнительно сносные условия для жизни. Например, округа Ильменау в Германии, «ильмени» Урала и юга России (особенно в низовьях Дона и Волги). Средневековые летописи нередко дают написание Илмер, что близко ононимам поздней античности Филимер (эпический король гетов-готов, проводивший народ мимо Ойюма на землях Скифии), ульме-руги (народ, с которым готы столкнулись у Балтики), Гелимер (король вандалов 6 века) и т.д.

Упорные попытки свести ономастику Новгородской земли к финно-угорской, где Ильмер - Ильмаярви - « делающее погоду озеро»; Мста - Муста - «черная»; Валдай - валда - «белый» и т.п. - являются больше политизированной предвзятостью последних двух-трех веков. Ильмер при любых вариантах все же не Ильмаярви, округа Мсты называлась Помостьем (а не Помустьем; к тому же славянская река Места известна на юге), а река Валданис (Кубань ?) упоминается в раннесредневековых источниках задолго до выявления реалий финно-угорских языков. При этом Владимир в скандинавских сагах предстает как Вальдемар, что сближает корень «валд» с русским «Влад» (владение).

Нет однозначных решений при этимологии Ильменя из известного круга только индоевропейских (включая балтские), только тюркских, только семитских и иных древних корней.


К сожалению, первые письмена финского языка на несколько веков уступают письменам словено-русов. Финская письменность появилась в 16 веке, если не считать первым памятником письменности на прибалтийско-финских языках берестяную грамоту N 292 13 века с записанным кириллицей заговором на карельском диалекте, получившим название по первой строке перевода текста на русский язык: "Божья стрела, десять имен твоих...". Но после этой грамоты более двух веков молчания. Ныне гордящиеся своей обособленностью от русских эстонцы, например, вероятнее всего - заимствовали само слово "грамота" в форме raamat и в значении "книга".

Знакомство предков эстонцев - эстов - с письменной культурой явно шло при посредстве новгородцев в первые века второго тысячелетия нашей эры. И возможностей трансформировать индоевропейскую ономастику на свой лад было множество. Знаменитая «Калевала» - плод усилий первой половины 19 века. И очень быстро доброжелатели России стали доказывать значительно большую историческую глубину ее образов по сравнению со славянскими.

Например, Вяйнямейнен рожден девой воздуха Илматар. «Дева юная природы Дочь воздушного простора». Плод - как нередко в эпосе водится - ей буквально ветром надуло: «Понесла от ветра дева, от волны затяжелела». Попутно, плавая в первобытном океане, Илматар сотворила твердь земную и небосвод. Так это привычное дело для плодородных Ила и Ярила. А само имя Ил-матар является реальным следом - вероятнее всего - женской ипостаси Ила: Ил-матерь. Так как образ связан с созданием из ничего всего. В точном переводе у финнов Ilmatar, ilman tytto - дочь воздуха. Но Ил в южных записях известен несколько тысяч лет назал, Ильмень (Илмер) - почти тысячу, а возраст письменной Илматар не больше двух-трех веков. Кто у кого что заимствовал ?!

Кстати, в одной из рун, записанных Э.Лённротом в Северной Карелии лишь в 19 веке, на не включенных им в окончательный вариант эпоса "Калевала", есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров. В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев Калевалы за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямёйненом воздушном шаре.

Специалисты признают, что точно разграничить мифы отдельных народов финно-угорской группы нельзя, так как недостает предварительных работ о верованиях родственных и соседних народов и не произведены необходимые изыскания. Исследования Кастрена выяснили пока только главные черты почитания природы у финнов, некоторые стороны родового быта и почитания предков; намечены влияния скандинавские в мифологии и демонологии, но шаманизм и жертвенный ритуал древних финнов могут быть выяснены только при дальнейшем сравнительном изучении фольклора родственных народов - ливов, эстов, лопарей, вотяков, мордвы и др. Но здесь нельзя не учитывать и влияние пращуров словено-русов. И начались языковые взаимодействия пращуров этих народов десятки тысячелетий назад ...

Так как же произошел ононим Ильмень (Илмер) ?! А бог его – возможно, тот же Ил – знает. Но явно не от финно-угорского Илма-ярви. Почти все говорит об этом. Вот примерное расположение озера Илиамна на Аляске – его название восходит к индейским языкам.


Iliamna у аборигенов Аляски означало "имя мифического большого рыбообразного существа», грозившего рыбакам. Ильмена Ильменя, возможно, выходила к Садко, чтобы помочь ему преодолеть житейские трудности, обрести рыбу «золото перо». Но вот, правда, Иалмен более тяготел к участию в войнах и дальних походах. А бог Ил просто обозначал любых богов. Ильмень богом для окрестных рыболовов и земледельцев – вероятнее всего - и являлся. Хотя до Словена и Руса озеро якобы называлось Мойско, а Волхов – рекой Мутной. Вот здесь и разберись. Твори всякие версии…

Да, история – многовариантна. Победители трактуют ее так. Побежденные – иначе. Многим обилие исторических сюжетов вовсе ни к чему. Им хватает версии – к примеру – М.Фасмера. Спокойно жить не запретишь…

А все же каков Ильмень-Илмер !