Зачем нужна поэзия?

Владимир Юденко
       "Привели к Нему глухого КОСНОЯЗЫЧНОГО...
       И тотчас отверзся у него слух
       и разрешились узы его языка, и стал говорить   
       ЧИСТО."
                От Марка

       Посмотрел телепередачу на эту тему. Собрались за круглым столом умные люди, но так и не услышал ответа.

1  РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПАМЯТИ
------------------------------------------------
       Косноязычие прежних политиков давало пищу юмористам, веселило народ, но не уменьшало число непреодолимых проблем этого народа. Отгадка в том, что в медицинской энциклопедии упомянуты около десяти нарушений речевого аппарата и в основе всех - специфические заболевания центральной нервной системы, связанные с формированием и развитием речи, мышления. А больной может завести больного только туда, куда слепой - слепого.
       Ничего удивительного в том, что у детей, которым в раннем возрасте читали стихи Пушкина, в норме не только речь и память, но и умственное развитие. Музыкальная ритмика стиха исключает дефекты речи (даже не столь исправляя их, сколь профилактически), а содержательная суть стиха формирует центры привязки памяти (так называемую матрицу), поскольку используется предрасположенность детей к образному воображению.
       Яркие, ёмкие поэтические образы служат наилучшими элементами привязки и осмысления поступающей извне зрительной, речевой, а затем и текстовой информации. Такие дети быстро обучаются, хорошо развиваются и достигают целей наиболее оптимальными путями. У них в норме все основные составляющие интеллекта: внимание, память, кругозор и воображение. Речь - чёткая и ясная, с богатым словарным запасом.
       Мои исследования показали, что усилия, направленные на эффективное улучшение интеллекта, наиболее целесообразно сосредоточить на школьниках и студентах в возрасте от 14 до 20 лет.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
----------------------------------------------
       Известные поэты - талантливые и неординарные личности. Отличаются ранним духовным взрослением и целеустремлённостью. Приобщение к их творчеству способствует появлению своевременной самооценки, а также проявлению стремления тоже быть лидером в своей области: науке, технике, искусстве, спорте. Становление личности происходит быстрее при глубоком знакомстве с поэзией; появляются духовные запросы, что и отличает человека как такового от остального животного мира.
       Велика и воспитательная роль сопереживания, которое непроизвольно появляется при ознакомлении с трагическими биографиями русских поэтов (Пушкин, Лермонтов, Гумилёв, Есенин, Ахматова...). Подчёркивание поисковиком трёх фамилий из пяти упомянутых - говорит о том, что ещё далеки от культуры даже те, кто напрямую связан с СМИ (Интернетом).
       Люди, для которых поэзия близка и понятна, - личности интересные, обогащающие человеческое сообщество как весомым трудовым вкладом, так и неповторимым колоритом общения.
       Сравнительно небольшая культурная прослойка любителей и ценителей поэзии объясняется тем, что этот тип организации художественной речи (с повышенной глубиной и ёмкостью) требует подготовленной воспитательной и образовательной матрицы восприятия: начитанности, умения сопереживать и понимать специфику формы и содержания, владения логикой и проницательности мышления.
       В свою очередь, отдача от общения с поэзией очень велика. Появляется чувство нового,
основанное на преемственности моральных критериев.
       Без поэзии немыслимо полноценное становление личности, её самосовершенствование. Это приобретает особую социальную значимость по двум причинам: охватывается юношеский возраст, а во-вторых происходит своеобразная "прививка" от страшных пороков (алкоголизм, наркомания, преступность и т.п.). Увлечённый и занятый человек имеет правильные жизненные приоритеты, более устойчив морально, здоровее физически.
       Добавлю, что только хорошее владение русским языком и позволило мне запатентовать изобретения в десяти областях науки и техники, в области психологии и космической медицины, а также отредактировать три международных поэтических сборника.

3. СТРОИТЕЛЬСТВО ДУШИ
------------------------------------------
       Если человек волен спасти душу или погубить её, то он может и качественно преобразить её сущность. Свобода выбора подразумевает по большому счёту не только учёт постулата "быть или не быть", но и кем быть, как жить. Строительство души, создание духовных (истинных) ценностей - процесс творческий, что и роднит его с поэзией.
       Индивидуум подготовленный духовно способен не только адекватно понимать информацию и сопереживать прочитанному (услышанному), но и может испытывать глубокое удовлетворение (радость, восторг) от общения с вершинными, лучшими образцами поэтического слова. Не зря многие заучивают понравившиеся стихотворения наизусть, делятся этими духовными сокровищами с другими. Так находятся родственные души для долгой совместной жизни и плодотворного общения, для воспитания и обучения молодого поколения, идущего нам на смену.
       Ни с чем несравнима ценность творческих открытий (равно относится к поэту и к читателю). Ради этого стоит жить и работать. Творческий труд непрерывен и не имеет национальных границ. Каждый может посадить и вырастить дерево с плодами доброго и вечного. Удачное духовное зодчество будет должным образом отмечено благодарными потомками. Поэзия является вершинным достижением человеческого чувства и интеллекта, их спасительным Ангелом. Чтение шедевров - очищает, облагораживает душу.
       Кажущаяся общедоступность ещё более оттеняет и высвечивает гениальность мастеров, их своеобразие и неповторимость, их востребованность, возрастающую по мере появления и развития ростков будущих цивилизаций.
       Примечательны данные, полученные при экспресс-тестировании интеллектуалов:
- их интересы глубоки и разнообразны,
- им не свойственно создавать кумиров,
- чем больше уровень интеллекта, тем меньше
  политизированность.
Получается, что интеллектуалов отличает очень широкий кругозор и кажущаяся аполитичность, последнее происходит от более АДЕКВАТНОГО И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО отображения в их сознании РЕАЛЬНЫХ заслуг выдающихся личностей и соответственно к политикам гораздо меньше внимания. А вот Александр Сергеевич Пушкин и у них на первом месте даже в Латвии!

4. ЧТО Я ПОДРАЗУМЕВАЮ ПОД ПОЭЗИЕЙ ?
       На этот вопрос отвечаю, приведя один из образцов своего творчества. Стихотворение родилось после прочтения статей Николая Гумилёва о русской поэзии. Особенно его статьи "Жизнь стиха".

          ПОЭЗИЯ

Властительница дум
и чувств царица!
Для замысла и образа - раба.
Ты можешь - в чёткость линий облачиться...
И взгляд, в котором доля и судьба.
И утончённость
рядом с простотою.
И стиль в одежде,
и в походке - жест.
Я - рядом лишь с тобой чего-то стою.
И ты - не склонна
к перемене
мест.

2005

       Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Николай Гумилёв. Стихи; Письма о русской поэзии.
                - М.: Худож. лит., 1990.
2. Владимир Юденко. Интеллект.
                Рига.: Клуб интеллектуалов., 2004.
                http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
3. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи.
                http://www.stihi.ru/2009/10/24/110
4. Владимир Юденко. Как оценить стихотворение? "Проза.ру", 2009.
5. Владимир Юденко. Эссе о содержательности стиха. Картина в  раме.   
                http://www.proza.ru/2006/11/06-11
6. Владимир Юденко. Иосиф Бродский и мыши... Очерк.
                http://www.proza.ru/2009/02/28/380
7. Владимир Юденко. Отношение к русскому языку. Итоги эксперимента.
                http://www.proza.ru/2009/11/05/771
8. Владимир Юденко. Ошибся ли Пушкин? Эссе о современном верлибре. 
                http://www.proza.ru/2006/05/04-289
9. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов представляет. Белла Ахмадулина.
                http://www.proza.ru/2009/10/22/1078
10. Владимир Юденко. Нобелевские лауреаты - поэты. Эссе.
                http://www.proza.ru/2009/02/01/387
11. Владимир Юденко. Тест по русскому языку. Выход из тупика.
                http://www.proza.ru/2010/01/03/22
12. Владимир Юденко. Самый быстрый тест по русскому языку.
                http://www.stihi.ru/2010/04/03/4521
13. Владимир Юденко. Краткий исторический экскурс о русской литературе.
                http://www.proza.ru/2009/10/11/702
14. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
                http://www.proza.ru/2010/04/13/669
15. Владимир Юденко. Независимая оценка качества образования. Эссе.
                http://www.proza.ru/2010/08/19/809
16. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
                http://www.proza.ru/2010/10/23/1152
17. Владимир Юденко. Что делать для выхода из кризиса.
                http://www.proza.ru/2009/11/29/806
18. Владимир Юденко. Звёздная шкатулка. Подборка стихов о Космосе.
                http://www.stihi.ru/2010/05/25/2101
19. Владимир Юденко. Что такое поэзия? Эссе
                http://www.proza.ru/2011/05/16/1047
20. Владимир Юденко. Какое стихотворение считать состоявшимся?
                http://www.proza.ru/2013/11/15/102


     ***   Упомянутую литературу легко найти через поисковик или
           по приведённым сноскам.

12.6.2008 - 14.4.2009