Эссе о содержательности стиха. Картина в раме

Владимир Юденко
       Форма напечатанного (экранного) стихотворения дополняет, но не определяет его информативную часть. Она только жёстко фиксирует вид и расположение букв, слов и знаков в пределах отведённого (заданного) пространства.
       Картина в раме - может иметь несколько образных толкований, которые могут и не совпадать с авторским замыслом. Рама - помогает не только обрести пространственную законченность, но и несёт вспомогательную функцию (содержит данные об авторе, времени создания полотна и его название).
       Законы творчества в живописи и поэзии идентичны настолько, что иногда хорошего поэта называют художником, а талантливого художника - поэтом. Но в поэзии роль рамки выполняют не только название и форма, но и вспомогательные строки стихотворения. О чём речь?

       В стихе основной смысл выражен двумя-четырьмя строками, а остальные играют роль обрамления (рамки), то есть они являются: вступлением, описанием обстановки или лирических героев, заключением, иногда повтором или усилением. Не забудем, что форма включает (отображает) содержание, а не наоборот. И только при прочтении содержимое вычленяется и осознаётся. С философской (более широкой) точки зрения: форма - часть заполненного пространства. Она - запечатлена мгновением, то есть - не вечна, не бесконечна.

       Чем талантливее поэт, тем короче его стихи - то есть роль и доля "рамки" уменьшается. При этом выигрывает соотношение смыслового к формальному представлению, гармоничнее взаимосвязь формы и содержания.
       Современная поэзия тяготеет к уменьшению толщины "рамки"; но не всегда - краткость сестра таланта. Мысль должна сверкнуть новизной и глубиной проникновения в суть предмета или высветить хотя бы одну грань запредельного. Известны случаи, когда поэт опережает философа или учёного из другой области знания в своём предвидении. Гармоничное единство формы и содержания способствует этому.
       Поэт даже если и не выбирает форму, но в творческом процессе чётко осознаёт её присутствие, поскольку она накладывает рамочные ограничения, прежде всего. Увлечение формальной стороной (формализм) не имеет будущего, что уже сполна выявилось ещё в предыдущем веке.

       Поэзия (в отличие от прозы) требует учёта всех законов, по которым слова влияют на наше сознание и подсознание. Под подсознанием я понимаю постоянную готовность памяти информационно и энергетически подпитывать воображение изнутри наряду с постоянной готовностью исключать прохождение сигналов выше условного порогового уровня снаружи, что позволяет человеку мыслить практически с самым минимальным волевым усилием или вообще без такового. А у слов есть не только внутренняя музыка и внешние краски, но и мысль, страсть, одухотворённость, память, что определяется их содержанием и их взаимосвязью. Под памятью подразумеваю - единственный вариант временно-пространственного расположения информации на её носителе.
       Николай Гумилёв справедливо считал, что "стих есть высшая форма речи". И его содержательность обеспечивает это в первую очередь. Будем же вдумчиво составлять из слов строки.
       Приведу пару примеров. Вот отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова:

В небесах торжественно и чудно !
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Или у Сергея Есенина:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Чувствуете перекличку? Это классические образцы "картины в раме".

                Л И Т Е Р А Т У Р А

1.  Литературный энциклопедический словарь. М.,"Советская  энциклопедия", 1987.
2. Н.Гумилёв. "Стихи. Письма о русской поэзии." М.,"Художественная литература", 1990.
3. Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. М., издательство
   "Детская литература", 1975.
4. В.Юденко. Интеллект. Рига, "Клуб интеллектуалов", 2004.
5. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи.
    http://www.stihi.ru/2009/10/24/110
6. Владимир Юденко. Нобелевские лауреаты - поэты.
    http://www.proza.ru/2009/02/01/387
7. Владимир Юденко. Краткий исторический экскурс о русской
    литературе. http://www.proza.ru/2009/10/11/702
8. Владимир Юденко. Атака на русский язык.
                http://www.proza.ru/2009/10/24/1135
9. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
                http://www.proza.ru/2010/04/13/669
10. Владимир Юденко. Заметки о поэтической кухне и вдохновении.
                Эссе. http://www.proza.ru/2010/08/25/1174
11. Владимир Юденко. Эссе о глагольных рифмах и не только... 
                http://www.proza.ru/2010/06/01/892
12. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
                http://www.proza.ru/2010/10/23/1152
13. Владимир Юденко. Звёздная шкатулка.
                Подборка стихов о Космосе.
                http://www.stihi.ru/2010/05/25/2101
14. Владимир Юденко. Развивается ли поэзия сегодня? Эссе.
                http://www.proza.ru/2010/07/13/1263
15. Владимир Юденко. Современная поэзия в альманахе Стихи.ру
                http://www.proza.ru/2010/10/07/650

 6 ноября 2006 - 5 октября 2008
 Рига

   ***   На фото (2011) - даю интервью Игорю Мейдену (газета
          "Вести сегодня") после издания международного сборника
          "Пионерам космоса", где я составитель и редактор,
           и соавтор.