Борис Сударушкин - написанные рецензии

Рецензия на «О падении Люцифера» (Игорь Устичев)

Вы написали: "Представляется, что падение первого ангела и, следовательно, возникновение первого зла могло происходить следующим образом. Бог создал ангелов чистыми и высокоразумными существами со свободной волей. Наличие свободной воли у ангелов и у людей является необходимым условием их добровольного служения Богу и участия в Его любви." ==== у меня вопрос к Вам - не лучше ли в этой цитате из Вашего текста слово "является" заменить на "являлось" по отношению к ангелам и их свободной воле, т.к. понятие "свободная воля" до падения и после не равнозначны и наша человеческая свобода воли отличается от этого понятия у ангелов в условиях существования добрых ангелов ныне. По отношению к людям можно оставить как есть - "является". Причина в том, что по словам Блаженного Августина см. "О граде Божьем" книга 11, глава 13 "Ибо кто из православных христиан не знает, что из добрых ангелов не будет более никакого нового дьявола" и Иоанн Дамаскин в книге "Точное изложение православной веры" Книга Вторая, Глава Третья "Об ангелах" пишет "Они - трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы; но теперь даже и непоколебимы, не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу" - тут в цитате до знака ";" характеристика до падения падших ангелов, а после ";" характеристика нынешнего состояния устоявших ангелов - то есть Ваша цитата со словом "является" в настоящем времени относительно ангелов и их свободной воли сейчас в данный момент может быть не понята правильно ... А вообще, текст очень интересный. Спасибо.

Борис Сударушкин   06.08.2023 13:57     Заявить о нарушении
Огромное спасибо Вам за отзыв! Всегда отраднее и душеспасительнее говорить с имеющими желание услышать, а не поспорить. Теперь по существу вашего вопроса. Время, категориями которого являются настоящее, прошлое и будущее относится только к миру дольнему или нашему, земному. В мире горнем мире понятие времени отсутствует, поскольку времена и веки сотворены, а значит материальны и тленны. (Евр. 1:2). К ангельскому миру нельзя применять категории времени, ибо этот мир к нашему времени никакого отношения не имеет. Этот мир в понятиях «был есть и будет» существует – одновременно!
Категория свободы и воли, что у ангелов, что у нас – одна и таже, потому что и мы, и ангелы творение Божие, наделенные свободной волей, и имеющие бытие от Бога. Ссылка на блж. Августина в данном вопросе не совсем корректна, потому что нового дьявола не будет не только среди добрых ангелов, но и среди и злых. Дьявол уже есть, он один и говорить о патетической возможности появления другого нельзя.

Что касается ссылки на прп. Иоанна Дамаскина, то Вы сами приводите его слова об ангелах: «Они - трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы». Т.е. гипотетическая возможность «поколебимости», т.е. измена ангелов прп. Дамаскиным не отрицается, в отличии от Вами же приведенного блж. Августина.
Категориями времени нельзя мерить мир ангельский, ибо в нем действуют иные законы, поскольку: «У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8).

Игорь Устичев   06.08.2023 15:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кто такие Менониты? И как они попали в Россию?» (Леонард Ремпель)

Теократический режим был установлен радикальными анабаптистами в Мюнстере в 1534-1535 годах ,а у Вас в тексте несколько раз повторяется 1934 - удивительно, что никто на эту опечатку до сих пор не указал, причём она у Вас во многих местах текста. В целом Вы приводите очень интересные факты. Спасибо.

Борис Сударушкин   21.07.2022 16:57     Заявить о нарушении
Спасибо ! Исправлю.
Всех вам благ.
С уважением

Леонард Ремпель   21.07.2022 19:51   Заявить о нарушении