О падении Люцифера

Игорь Устичев
                Падение ангелов началось, как известно, с падения Люцифера. Он за собой увлек всех остальных падших ангелов и таким образом, произошло разделение ангелов света и аггелов тьмы. Это случилось в первый день творения, когда Бог сказал: «Да будет свет», и отделил свет от тьмы. Под светом здесь понимаются ангелы «света». Позже произошла война между падшими ангелами во главе с дьяволом и воинством небесным во главе с Архангелом Михаилом, после чего дьявол был низвергнут на землю как молния. С того времени в мире поселилось зло. Дьявол из ненависти к человеку и зависти к нему, как созданию Божьему, искусил Еву и через нее произошло великое падение человека, был совершен первородный грех. Таким образом, поводом грехопадения Адама стало искушение его Евой, а Евы дьяволом в облике змея. Возникает вопрос: что стало причиной падения самого Люцифера, если он был создан один из первых и самых приближенных к Богу ангелов и не имел в себе никакого зла и порока. Каким образом он пал, если был создан безгрешным и чистым? Не ответив на этот вопрос, мы не сможем понять, как нам защитить себя от греха, поскольку все то, что произошло на небе с первым ангелом света, повторяется в трагедии каждого человека на земле. Ответ на этот вопрос пытался дать блаж. Августин в своем труде «О граде Божьем». Причиной злого поступка является злая воля, а злой воли - злой помысел. Но изначально злой воли не было, а была только воля добрая – Божья. А добрая воля не может быть причиной злой воли. Каким же образом появилась злая воля, откуда? Представляется, что падение первого ангела и, следовательно, возникновение первого зла могло происходить следующим образом.
                Бог создал ангелов чистыми и высокоразумными существами со свободной волей. Наличие свободной воли у ангелов и у людей является необходимым условием их добровольного служения Богу и участия в Его любви. Существа, не наделенные свободной волей, не могут любить Бога и участвовать в Его бытие, тем более быть Ему помощниками. Таким образом, каждый ангел помимо всех прочих достоинств, обладал свободной волей. При создании  людей и ангелов, Бог вложил в них стремление к Себе, без которого их бытие в Боге было бы невозможным. Это стремление к Творцу является одновременно и необходимым условием для причастия Божественной благодати как к источнику вечной жизни.  Вместе с тем, такое стремление необходимо поддерживается волей существа, которая призвана постоянно контролировать это стремление, чтобы оно не угасало и не замещалось другими желаниями. Отсутствие такого контроля или его ослабление ведет к отвлечению внимания, и как следствие, к его переключению на другие объекты помимо Бога. Как только внимание к Богу ослабевает и переключается на иное, происходит некий вакуум в сознании, временный разрыв существа с источником жизненной силы, т.е. с благодатью. В свою очередь, как только ослабевает источник благодати, ослабевает сила существа. В таком ослабевшем существе мгновенно зарождается порок, который не имеет собственного бытия, а является следствием ослабления благодати. (Как тело, лишенное жизненной силы, быстро начинает разлагаться и гнить). Подтверждение этому мы находим у прп. Максима Исповедника, который в своем толковании на произведения свт. Григория Богослова "О различных трудностях Богослова Григория", пишет: " Как не-порча логоса (Божественной природы, идеи, воли Бога, который предшествует бытию всякой твари) опосредствована "вниманием", так и порча - "невниманием". Об этом же сакрально возвещает и Священное Писание: "Внемли себе" (Втор.15:9).
                Укоренившись, порок сразу же поражает разум, как Богом данный защитный механизм души, и порождает в нем мечтательность. Пр. Нил Мироточивый называет эту мечтательность «псилафизмом», т.е., «мысленное прельщение чувственностями и небрежения о небесных благах». Мечтательность – есть мать и всех чувственных наслаждений. Она убивает в человеке веру (нельзя одновременно смотреть на небо и на землю), побуждает ум блуждать туда-сюда и стремительно уводит его, а, следовательно, и внимание человека в область пустых и иллюзорных мечтаний. Они, в свою очередь, порождают греховный помысел. Тот, не пресеченный пораженным разумом, ведет к совершению греха, который, как известно, рождает смерть. Характерно, что Апостол Петр стал погибать, как только перестал смотреть на Господа и отвлекся на бушующее море. (Мф. 14:24). Относительно Люцифера это отвлечение внимания проявилось в зарождении гордыни – первым и главным грехом, первой раковой опухоли в душе человека. Преподобный Пафнутий – друг и сподвижник преподобного Макария Египетского (IV в.), однажды в беседе с ним сказал: «Ум, отпавший от Бога, впадает либо в ярость, либо в похоть», что и произошло с сатаной, который отпав от Бога, возомнил себя равным с Ним и превыше Него. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Гордость в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает все сокровища добродетели… Она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно.
                Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны». Это внимание к себе Ангел Света утратил, и произошло его падение. Святитель Василий Великий говорил: «Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее главным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многообразными недугами». Люцифер на какое-то мгновение отвлекся от богообщения (именно в силу свободной воли и разума), стал невнимателен к себе, переключил свое внимание на иное, в нем ослабла благодать и стал быстро развиваться порок.  «А порок быть и не вредить не может», - говорил блж. Августин.  Порок привел ум Люцифера к мечтательности: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:12-17). Этим Денница лишился, силы Божьей и в нем начал действовать греховный помысел, а тот, в свою очередь, привел к гордыни и восстанию против Бога. Затем последовало изгнание первого ангела из рая. Антоний Великий так об этом сказал: «Денница чрез высокомудрие заблудился, свергся с высоты небесной и ниспал во глубину адскую». Став источником злой воли, дьявол стал генерировать ее в планетарных масштабах и, заразив этим ядом, увлек за собою в падение мириады ангелов света.
                Дьявол крайне не заинтересован, чтобы людям была открыта тайна его падения, поскольку они будут знать, как уберечься от этого.  Господь приоткрыл нам эту тайну в истории жены Лота, которая на мгновение, отвлекшись от главного, превратилась в соляной столб. К сожалению, подавляющее большинство людей давно уже превратились в такие столбы, но еще не знают об этом, ибо дьявол скрывает это от них.  Поэтому, для каждого очень важно находится в постоянном внимании к себе, своим помыслам, и, главное - в богообщении, чтобы наше внимание не уклонилось в сторону от благодати, не дало места для зарождения порока, злой воли и не привело  к грехопадению. Средством для этого может и должна стать молитва и непрестанное внимание к себе и своим помыслам. Человек не в силах сам восстановить утраченное богообщение. Предвидя это, Бог и заложил в него стремление к Себе. Поэтому, для того чтобы восстановить общение с Богом, необходимо не впускать в свое сердце посторонние помыслы, и тогда заложенное в нем стремление к Богу, при помощи благодати Святого Духа начнет активно действовать, воссоединяя человека с Творцом.
                Со временем, если внимание человека не ослабевает, и он с помощью благодати находит в себе силы противостоять помыслам и искушениям, это стремление, эта сокрытая в глубинах человеческой души божественная сила, воссоединит его с Богом, восстанавливая целостность человека, утраченное единство с Богом, исцеляя пораженную гниением греха душу, вводя его в Царствие Небесное еще при жизни на земле. Поэтому, если наши помыслы и внимание не связаны в первую очередь с Богом, если наше сердце очищенным не отдано Творцу, то все, чем бы мы не занимались, включая и благочестивые на первый взгляд вещи такие как: служение в храме, изучение богословских наук, священного писания, творения св. отцов, благотворительность, попечение о других и пр., способствуют не воссоединению с Богом, а наоборот, отдалению от Его благодати, что сатана активно и использует.
                До прихода в мир Спасителя, в силу первородного греха, человеку был закрыт путь воссоединения с Богом, несмотря ни на какие заслуги. Он был заражен этим грехом от рождения т.к. «в Адаме согрешили все», как сказал апостол Павел (Рим. 35:12) и очиститься от него не мог. Поэтому, каждый умерший попадал под власть смерти, становился ее рабом, а смерть передавала его в область греха. Грех и смерть, как скажет Иоанн Златоуст, «наследствовали друг другу».  Вместе с приходом Спасителя люди получили крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, которым первородный грех смывается. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Когда же явилось Единородное Божие Слово и сделалось человеком, грешники исчезли, остались только виновные в беззакониях». Это уничтожение первородного греха через Таинство крещения открывает путь для воссоединения человека с Богом силой благодати, через заложенное Богом стремление к Нему. Но злоупотребляя свободной волей, человек становится «виновным в беззакониях», т.е. в грехе не по наследству Адама, а от действия собственного злого произволения. Однако, и это не препятствует ему, как ветхозаветным людям, воссоединиться с Богом, поскольку он может в Таинстве покаяния очиститься от греха и снова восстановить нарушенный союз с Богом. И эту спасительную возможность ему дала искупительная кровь Господа нашего Иисуса Христа, пролитая им за всех людей на кресте.