Владимир Дмитриевич Соколов - написанные рецензии

Рецензия на «Хлестаков и городничий» (Зорина Елизавета)

В общем-то комедия Гоголя шедевральная для России, и коллизия ее и выведенные в ней типы, если и устареют, то далеко еще не скоро. Что однако не исключает в ней ситуаций не совсем понятных современному зрителю и читателю. В частности, коллизии Городничий -- Хлестаков. Как это такая очевидная фитюлька сумел провести матёрого бюрократа?

Похоже, на авторский недосмотр. Но никакого недосмотра нет и в помине. Николай I не в шутку, а всерьез боролся с коррупцией (только вот победителем всё же вышла коррупция). Одним из способов этой борьбы была посылка в учреждения ревизоров инкогнито. Очень часто эти ревизоры рядились под простаков, которые ходили по казённым местам и высматривали, что там и как даётся. И были настоящие виртуозы в этом деле. Так закамуфлируются, что никто и не догадается, какая важная шишка кроется под рваным сюртучишком. Вот здесь надо искать коллизию комедии, а не в надуманном образе покаявшегося дьявола

Владимир Дмитриевич Соколов   08.05.2024 14:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов и Байрон» (Сергей Владимирович Жуков)

Надуманное сравнение. Можно было бы тему двух поэтов раскрыть и поинтереснее. Байрон сильно повлиял на Лермонтова. Но при этом Лермонтов сохранял свою сильную индивидуальность. Даже прямые переводы из Байрона -- это скорее переложения, чем переводы в полном смысле слова (взять хотя бы "Душа моя мрачна...")

Владимир Дмитриевич Соколов   08.05.2024 14:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «О чем молчат лермонтоведы» (Андрей Родосский)

Написано вроде бы и неплохо. И связь между лермонтовским и пушкинскими стихотворениями ненадумана. Непонятен только пафос исследователя. Довольно рядовое наблюдение возводится едва ли не в разряд великого открытия. Ну а лермонтоведы, если и молчат, то только потому что никто до сих пор не обратил внимания на эти факты. Таких "открытий" и по русской и по мировой литературе можно насобирать сотни тысяч, если не миллионов

Владимир Дмитриевич Соколов   08.05.2024 13:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Поэтические жанры» (Олег Данкир)

Автор всё собрал в одну кучу: жанры, стихотворные приемы, поэтические формы (например, александрийский стих). Всё это хорошо как конспект, узелки на память. Такие вещи есть смысл выносить на публику у великих авторов, когда сравнение черновика и законченных вещей позволяет проследить движение творческой мысли

Владимир Дмитриевич Соколов   08.05.2024 07:03     Заявить о нарушении
Где-то так. Пятую часть прошерстил. Но боюсь, что в этой жизни я уже не вернусь к этому проекту, потому и выложил. Тут концепции нет. Она вырабатывается тогда, когда будут отработаны все 300 жанров. После чего нужно пройтись снова по всем статьям и объединить их в единую цепочку. До этого действительно далеко

Олег Данкир   08.05.2024 22:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «О повести А. П. Чехова Черный монах» (Семенов Сергей Александрович)

Довольно любопытный и интересный анализ образа "черного монаха", читай философа. Мне только кажется, что его можно понять только в сопоставлении с другим персонажем рассказа, его антогонисте, увлеченном агрономе-любителе. Экзальтированный, замкнутый на себя и своих фантазиях vis вечный хлопотун, суетливый практик.

Рассказ интересен тем, что Чехову удалось схватить один из психотипов творческой личности. Очень редкий в литературе случай. Обычно изображение учёных, философов, инженеров редко дается кому в искусстве, в том числе и Чехову. Хватаются за чисто внешнюю сторону науки: борьба консерваторов и новаторов, измена и верность идеалу и все такое.

Владимир Дмитриевич Соколов   07.05.2024 08:55     Заявить о нарушении
Да, у Чехова многому можно поучиться!
Спасибо за интерес к моей заметке!

Семенов Сергей Александрович   07.05.2024 22:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «О повести Чехова Черный Монах» (Сергей Трухтин)

Некий магистр философии вообразил себя сверхчеловеком, носителем высшего духовного начала, этаким сверхчеловеком. Идея сверхчеловека с подачи Ницше носилась тогда в воздухе. На примере персонажа своего рассказа писатель показывает, к чему в жизни может привести следование этой идее. И, как это водится у Чехова, никаких прямых выводов не делает, не прописывает морали.

Вот и все. Самой же философии в рассказе нет. Философская идея использована писателем именно для характиристики героя, как антураж. И все что напридумал автор минитюры о философском содержании "Черного монаха", высосано из пальца. А почему бы и не поиграть в интеллектуальность?

Владимир Дмитриевич Соколов   07.05.2024 05:46     Заявить о нарушении
Рецензия на «6. Загадка Пушкина» (Светлана Шаляпина)

Вокруг Пушкина уже навараксано столько загадок, что, кажется, клейма ставить негде. Ан нет: все множатся и множатся, растут и растут, как вирусы, хоть борись с ними, хоть не борись. Что толкает людей искать загадки там, где их по определению нет. Вот, пожалуй, загадка похлеще пушкинской.

Ну а с Пушкиным никакой загадки нет. Изучен поэт вдоль и поперек, его творчество хорошо известно, материалов по нему -- и его письма и свидетельства современников и документы, откопанные архивистами -- ешь -- не хочу. Конечно, многие детали неизвестны, типа, что он носил в тот или иной день или что он сказал тому или иному человеку. Но это всё мусор, до литературоведческого исследования никакого отношения не имеющий.

Владимир Дмитриевич Соколов   05.05.2024 15:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «2 минуты в день. Как читают книги» (Руслан Богатырев)

Очень интересная подборка. И все же, как и все исследования подобного рода очень поверхностная.

Пример? Пожалуйста: "Навыка читать в день по 3-4 часа, да ещё книги, у большинства точно нет. Как и времени на это". У меня такой навык есть. И даже более того: я читаю примерно по 5-6 часов в день, хотя и 2-3 часов, хотя и пенс у меня точно на чтение нет. Просто я выбираю примерно один день в неделю, порою 2, а порою 1 день в 2 недели и читаю до упора. Хотя в среднем получается меньше часа в день.
Средние показатели вещь опасная: вы как математик, имея дела с разбросом вероятностей по уровням, наверняка это знаете

Владимир Дмитриевич Соколов   03.05.2024 18:41     Заявить о нарушении
Полагаю, в информации (любой!) стоит выделять три основных уровня:
1. Факты и данные
2. Интерпретация (трактовка, с учётом знаний).
3. Контекст (статический и динамический).

В данной статье важны отнюдь не факты и данные. Полагаю, вы вполне могли бы это увидеть. )

Руслан Богатырев   05.05.2024 00:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Француз Пушкин» (Яков Рабинер)

Так и непонятно, о чем статья. Вроде, с изложенными фактами спорить бессмысленно. Ну и? Похоже, автор ломится в открытую дверь

Владимир Дмитриевич Соколов   03.05.2024 16:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Золотой век. Александр Пушкин и Италия» (Руслан Богатырев)

Пушкин интересовался Италией как поэт. Не более того. Как и любая другая страна, она была вычитана им из книжек, услышана в музыке, усилена в живописи. Никакого живого интереса к тем странам, которые вошли в творчество Пушкина, поэт не испытывал. Исследователи часто жалеют, что Пушкин был невыездным. Не думая, что близкое знакомство со странами, которые прописались в его творчестве, вполне вероятно испортило бы светлый облик их. Как близкое знакомство с одесскими греками не очень гармонировало с их античными предками. К счастью поэт по жизни был человеком весьма здравого смысла, чтобы не путать поэтическую Италию с реальной.

Впрочем, автор статьи дал довольно-таки интересный обзор на тему "Поэтическая Италия в творчестве Пушкина"

Владимир Дмитриевич Соколов   05.05.2024 05:31     Заявить о нарушении
Всё это здорово, за исключением одного: знать в точности, какой интерес испытывал Пушкин, вы уж точно не можете. Это предположения и домыслы. Которые поданы в категоричной форме.

Руслан Богатырев   05.05.2024 00:40   Заявить о нарушении
а) категоричность высказывания диктуется формой подачи материала -- сетевая рецензия. Впрочем, оценка влияния иностранной литературы на творчество достаточно хорошо отражена в нашей пушкинистике, чтобы заострять на ней особое внимание.

б) "знать в точности, какой интерес испытывал Пушкин, вы уж точно не можете".

А зачем мне это знать? Что думал тот или человек и почему он так думал -- все это гадания на кофейной гуще. Вместе с тем вполне можно оценить художественный замысел, который такая же об'ективная эстетическая категория, как и, скажем, метафора или композиция.

Владимир Дмитриевич Соколов   05.05.2024 06:34   Заявить о нарушении
Парирую вам с вашим же уровнем аргументации: Пушкин интересовался Италией не только как поэт. )

Руслан Богатырев   05.05.2024 12:35   Заявить о нарушении