2 минуты в день. Как читают книги

Руслан Богатырев
Пантеон | 2 минуты в день. Как читают книги

/ Руслан Богатырев, 2020-2024.
\ Арт-журнал «Пантеон»: https://panteono.ru/2020-01-08

В мае 2018 г.  было опубликовано исследование агентства Eurostat. Оно зафиксировало в Эстонии рекордные значения аудитории читателей. Как ни удивительно, Эстония стала флагманом в Европейском Союзе: на чтение книг эстонцы тратят в среднем 13 минут в день. Больше времени, чем жители любой другой страны Европы. Следом за Эстонией в лидерах читающих европейских стран – Финляндия (12) и Польша (12).

Меньше всех читают французы: они берут в руки книги в среднем 2 минуты в день. Чуть больше читают итальянцы, австрийцы и румыны — в среднем 5 минут. Опрос охватывал возрастную группу от 20 до 74 лет.

Если выявлять долю тех жителей, для которых чтение является основным занятием (в том числе профессиональным), то на 2018 г. лидером была Финляндия: 16,8% населения. За ней следуют Польша (16,4%), Эстония (15,0%), а также Греция и Люксембург (11,9%). Доля любителей чтения оказалась самой низкой во Франции (2,6%), Румынии (6,2%), Австрии (7,2%) и Бельгии (7,9%).

В 2016 г. домохозяйства стран ЕС потратили на покупку книг, газет и журналов более 90 млрд евро, что составило в среднем 1,1% от их общих расходов. Таким образом, каждый житель Евросоюза потратил в среднем 200 евро на приобретение печатной продукции.

Если взглянуть на динамику экспорта и импорта печатных книг в Европейском Союзе за период 2010-2020 гг., то показатели довольно стабильные: импорт в районе 1,5 млрд евро в год, а экспорт — около 1,7 млн евро.

Данные по суточной норме чтения также стабильные: за предыдущие годы (2008-2015) они по сути не изменились.

А сколько при этом получается книг на человека в год?

Попробуем посчитать. Итак, статистические 2 минуты в день на чтение книг (для французов) — среди всех жителей страны — это 60 мин. в месяц.

Если полагать, что в среднем за час прочитывают 50 страниц, а в книге в среднем 250 страниц (т.е. 5 часов на книгу), получается в месяц (для читающих французов) — 0,2 книги. А в год (надо умножить на 12) выходит 2,4 книги. Весьма скромно.

Средняя продолжительность жизни в ЕС (на 2022 г.) — 80,7 лет. Читают не с пелёнок. Предположим — 70 лет. Тогда за всю жизнь (если читают книги с такой же скоростью) выходит примерно 70*2,4 = 168 книг.

Для Эстонии, Финляндии и Польши скорость чтения около 12 мин. в день. Т.е. в 6 раз больше, чем во Франции. Аналогично в месяц — 360 мин. В книгах: 1,2 в месяц. В год — 14,4. За всю жизнь — 1008 книг.

Вот в этом диапазоне (от 2 до 14 книг в год) в ЕС и читают.

Для мира есть сводные данные THGM (на декабрь 2022 г.). В соответствии с их опросом:

1) свыше 20 книг в год — 27% (США: 39%, Великобритания: 44%, Канада: 23%);
2) 11-20 книг в год — 19%;
3) 6-10 книг в год — 18%;
4) 1-5 книг в год — 32%;
5) ни одной — 4%.

20 книг в год — это где-то 1400 книг за всю свою жизнь.

Как нетрудно заметить, книги — ресурс ограниченный и требует эффективного использования. Читать всё подряд и абы как — неразумно.

Женщины читают больше: 56% против 42%.

Из тематики предпочтение отдают истории (34%), детективам (33%), мемуарам и биографической литературе (31%).

Возрастная аудитория:

1) до 18 лет — 1%;
2) 18-24 лет — 10%;
3) 25-34 лет — 17%;
4) 35-44 лет — 18%;
5) 45-54 лет — 19%;
6) 55-64 лет — 18%;
7) старше 65 лет — 4%.

Наконец, по носителям ситуация выглядит так:

1) печатные (мягкая обложка) — 41%;
2) печатные (твёрдая обложка) — 16%;
3) электронные книги (ридеры) — 20%;
4) аудиокниги — 8%;
5) иные электронные книги — 12%.

По другим источникам, среднемировой показатель скорости чтения — 6,5 часов в неделю. В Индии — 11 часов, в России около 7 часов (в неделю). В месяц в среднем — 26 часов. В России — 28 часов. Т.е. в неделю мы тратим примерно столько же, сколько лидеры среди европейских стран в месяц.

Поискал детальные данные по России. Картина складывается интересная.

Несложно догадаться: предпочтение отдают электронным и аудиокнигам. Время такое. Торопливое. Беспокойное. Суетное.

А как с бюджетом? В России в среднем тратят на электронные и аудиокниги 1-3 тыс. руб. в год (данные «РИА Новости» на конец 2020 г.), причём предпочтение отдают в основном фантастике и фэнтези.

Если посмотреть данные «ЛитРес», за год на покупку электронных и аудиокниг россияне потратили в 2020 г. в среднем более 1050 руб. На одного человека при этом пришлось 5-6 покупок.

Лидируют фэнтези и фантастика — более 1000 руб. по каждому из направлений. Далее идут детективы и боевики (более 850 руб.) и зарубежная литература — свыше 700 руб. Хуже всего дела обстоят в жанрах повестей и рассказов — чуть больше 125 руб., в периодических изданиях — 165 руб. и в жанре поэзии и драматургии — около 190 руб.

Это данные о том, что конкретно покупают. А ведь многие (если не большинство) просто читают то, что доступно нам бесплатно. Так что мы видим здесь лишь приоритеты предпочтений. Которые тоже вполне ожидаемы.

Куда интереснее разобраться с самим процессом чтения.

Ведь если постоянно тренируются какие-то навыки, они входят в привычку, становятся нормой. Навыка читать в день по 3-4 часа, да ещё книги, у большинства точно нет. Как и времени на это. А что же есть?

Стандартный набор, прямо как бизнес-ланч: соцсети, новостные ленты, комментарии к постам, пара-тройка статей… И так изо дня в день.

Глаза, мозг, да и пальцы, лихо обращающиеся с мышкой и экраном смартфона, к этому уже привыкли. Можно сказать, срослись. Всевозможные компьютерные «рычаги» мы уже не воспринимаем как протезы, как инородное тело. Это наше, родное, своё.

Быть может, и в таком режиме человек сегодняшний что-то ещё способен воспринимать, доносить до своего сумеречного сознания через повседневное чтение? Или же этот канал совсем обмелел и высох?

В 2018 г. в России проводили исследование («Медиатор»): сколько времени тратят пользователи на чтение с настольного компьютера и с мобильных устройств. Изучали на выборке в 600 российских изданий (свыше 80 тыс. материалов). Главная точка входа на материалы — социальные сети. Затем по значимости идут 1-2 страницы любимых ресурсов. Именно так и фокусируется внимание.

Выяснилось, что средние материалы (300 слов и более) читают не более 40 сек.

Попробуем понять, что это означает. 300 слов — это немногим меньше одной страницы формата A4 (2400 знаков с пробелами). И чуть больше, чем одна книжная страница. Средняя скорость чтения на русском языке про себя — 185 слов/мин. Иными словами, успевают прочитать 123 слова, т. е. меньше половины страницы.

Что касается среднего времени чтения, то для настольного ПК выходит чаще всего около 1:20–1:40 (менее двух минут), а для мобильных устройств (планшеты, смартфоны) — 1:40–2:10 мин. Ровно столько пользователь может выделить времени из своего скудного запаса терпения, внимания и желания для просмотра почти трёх полустраниц.

Для сравнения. На просмотр ТВ в России в среднем у человека уходит 3,5 часа. На работу в Интернете — около 7,5 часов. Те, кто не смотрят ТВ, чаще компенсируют это аналогичным «прилипанием» к другому устройству. И это не только компьютерные игры.

10-11 часов в день. Из них в лучшем случае на книгу 1 час, а на осмысленные электронные тексты 2 мин.

Приведу ещё данные опроса ВЦИОМ (май 2022 г.): 92% опрошенных говорят, что читают книги. Чаще других не читают 25-34-летние (13%). Чтение книг связано с уровнем образования: если среди имеющих высшее образование 4% не читают книг, то в группе со средним образованием таковых уже 13%, а с неполным средним — 27%. Ежедневный просмотр телевидения тоже, по всей видимости, оставляет меньше времени на чтение, среди ежедневных телезрителей читательская активность ниже (90%), чем у тех, кто смотрит ТВ несколько раз в неделю или реже (95%).

Предпочтение отдаётся художественной литературе (61%). В пятёрку самых популярных тем вошли также книги по специальности (33%), научно-популярные книги (31%), философская литература и книги по кулинарии (по 12%).

Печатные книги не утрачивают своей популярности. Согласно данным Российской книжной палаты, за первый квартал 2022 г. было выпущено 3078 различных книг и брошюр общим тиражом 90 млн 44 тыс. экземпляров, что на 8% больше в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Популярность бумажных книг подтверждают и данные опроса — 58% сообщили, что читали книги именно в таком формате. Далее следует телефон — с экрана смартфона читал каждый третий (35%). Еще 20% читали с экрана компьютера. Электронные книги популярны у 16%. В общей сложности с экранов читают книги 71%.

Ключевых мотивов книжного чтения два: саморазвитие (66%) и удовольствие (54%). Эти варианты одинаково популярны у респондентов из разных социально-демографических групп. Еще 25% отметили, что читают книги по работе или учебе.

Для полноты картины данные другого опроса ВЦИОМ (апрель 2023 г.). Согласно исследованию, 57% россиян читали книги в последние три месяца. В среднем — 6 книг, что на две книги больше, чем десять лет назад. Ничего не читали 40% граждан.

Напомню, что лучшие показатели в Европе (2018) — 1,2 книги в месяц. Т.е. 3,6 книги в три месяца. В России, как отмечалось выше, получалось вроде бы в 5 раз больше. Но, по всей видимости, мы близки здесь к европейцам. И если опережаем, то ненамного.

По бюджету. В среднем, по данным ВЦИОМ, россияне потратили 2145 рублей на покупку книг в течение последних 3 месяцев. Это в 2,2 раза больше, чем в 2013 г.

Домашние библиотеки есть у большинства россиян. Показатель остаётся на уровне 2013 г. (87% в 2023 г. и 83% в 2013 г.). Нет книг дома у 11% россиян. В каждой второй семье библиотека небольшая: до 100 книг (47%). От 100 до 300 книг можно встретить дома ещё у 21% россиян. Более обширные библиотеки у 18% россиян (от 300 до 500 книг у 9%; от 500 до 1000 у 5% и свыше тысячи книг у 4% россиян).


Увы, тексты (а теперь уже и книги) не столько читают, сколько окидывают беглым взглядом по известному паттерну F (больше слева и вверху, немного в середине и минимум внизу). Больше скроллят, листают, чем читают.

Z-паттерн отражает траекторию движения глаз по экрану (с учётом элементов меню). Ирония судьбы: знаменитый знак Zorro из приключенческой американской повести «Проклятие Капистрано» (Джонстон Маккалли, 1919).

Процесс нашего чтения начинает всё больше напоминать фехтующий променад интернет-прохожего. Который идёт по своим делам. В соцсетях. И дабы не терять времени, на ходу окидывает оценивающим взглядом встречающиеся на его пути витрины. Глазеет на вывески близлежащих магазинов и бутиков.

То, что тексты всё больше становятся похожи на витрины, удивлять не должно. Важен не товар и его качество, а умение затащить покупателя к себе.

Внешне всё активно, жизнерадостно. Всё в движении и нескончаемом оптимизме.

Правда, если присмотреться, картина невесёлая. Но такова жизнь. В ней свернуть с накатанной колеи, с магистрали, проложенной суетливой толпой, куда сложнее, чем в одиночку идти по бездорожью.