Игорь Барнет - написанные рецензии

Рецензия на «Вопрос - альбатрос» (Паша Ивашкин)

Замечательно!

Игорь Барнет   28.04.2024 21:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Духовность математики» (Петр Савватеев)

Добрый день, Пётр! В Вашем эссе содержится интересная и несколько провокативная мысль о происхождении "духовности" из математики, т.е. из математической практики, из занятий математикой. А следовательно, и о происхождении из того же самого "корня" также и всей философии (как, скажем грубо, хотя бы отчасти "науки о душе"). Могли бы Вы в этой связи прокомментировать следующую мысль М. Хайдеггера (пусть именно он выступит здесь в роли "адвоката дьявола"): "Если мы с самого начала в принципе отклоняем связь между математическим и философским познанием, то мотив этого именно тот, который мы назвали: математическое познание в себе по своему содержанию, хотя оно в предметном смысле заключает большое богатство, есть наиболее пустое познание, какое только можно помыслить, и в качестве такового - одновременно наименее обязывающее для человека. Отсюда тот примечательный факт, что некоторые математики уже в возрасте 17-ти лет могли делать великие открытия. Математические познания не обязательно должны опираться на внутреннюю субстанцию человека. Для философии подобное в принципе невозможно. Самое пустое и одновременно всего меньше связанное с существом человека знание, математическое, не может стать мерилом для самого полного и обязывающего знания, какое можно помыслить: философского. Вот подлинная причина - обозначим ее пока лишь вчерне, - почему математическое знание нельзя выставлять перед философским знанием как идеал". (М. Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления. М., Издательство "Республика", 1993, с. 340) Здесь, конечно, главная мысль заключена во фразе:  "...Одновременно наименее обязывающее для человека". -- Я вполне сознаю провокационность этой просьбы, даже в нескольких отношениях, и всё же... :) С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   24.04.2024 11:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!

Спасибо за внимание к моим работам и отклик!
Особая благодарность и за то, что напомнили о философе-нигилисте. В студенческие годы, помню, читал его как комментатора и последователя Ницше.
Вообще в студенчестве нас отравляли в основном "марксистско-ленинской философией", а Ницше, Ясперса и Шопенгауэра студенты, конечно, читали из духа противоречия (но в библиотеках все эти книги были в открытом доступе, видимо, в качестве примера "дегенеративной" философии).
Но Энгельс и Маркс зародили недоверие к любой философии вообще.

И по моим текстам Вы могли заметить, что философию (по гречески - "мыслеблудие") я и за науку-то не считаю.
Но тот же Хайдеггер, по существу, за науку не считает математику.
Что же, каждый имеет право на своё мнение.

А вот проявление гениальности в математике в раннем возрасте, и по существу, без всякой базы (как, например, Гаусс или Галуа) - это лишь ещё одно подтверждение того, что "Бог есть, и он - математик".

С уважением,

Петр Савватеев   25.04.2024 03:56   Заявить о нарушении
Спасибо, я понял Вашу позицию!
Можно констатировать, что Вы единодушны с Хайдеггером по следующим пунктам:
1) Математика является наукой.
2) Философия наукой не является.
3) "Диамат" не является философией.
Но в Ваш текст вкрались две фактические неточности (имеющие, судя по всему, эмоциональную подоплёку):
1) Хайдеггер не является "нигилистом" или последователем Ницше (всё это из советских глупостей о нём, как и о Ницше).
2) Перевод с греческого слова "философия" иной.
С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   25.04.2024 12:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Блики» (Дмитрий Душинский)

Дмитрий, какой у Вас прекрасный стиль и какой глубокий смысл в этом небольшом рассказе! Вернее сказать, единство стиля и смысла, поскольку дело не в том, что говорится, а в том, что непосредственно нам показано. Вы снова доставили мне радость чтения, "радость узнаванья", спасибо Вам за эти минуты! С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   21.04.2024 12:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Философия в Прозе - 4» (Яков Задонский)

Как здорово сказано! "...По мнению Челпанова, «материализм всегда будет оставаться философией нефилософов». Материализм жив и распространяется среди тех, кто никакого понятия не имеет, что это такое, на самом деле". И о Демокрите верно: он сам называл атомы "идеями" (т.е. "видами", умозрительными, конечно). А всё философски грамотное понимание собственно "материи" содержится у Платона в "Тимее" ("воспреемница, кормилица", абсолютное "то, в чём") и у Аристотеля в эвристическом учении о четырёх "причинах" вещи (вторая из этих причин, "хюле"). Новое время многое добавило к идее "идеи" (переосмыслив её в ключе субъективности - от Декарта до Гегеля), но ровным счётом ничего не добавило к идее "материи", кроме чуши. На этот счёт есть отличное пояснение Н.Лосского:
http://proza.ru/2022/12/07/772 . С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   18.04.2024 18:22     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, господин Барнет.
С Лосским совершенно согласен.

Яков Задонский   18.04.2024 19:29   Заявить о нарушении
Котя Карл Маркс и его последователи и называли себя материалистами(Почему?) На самом деле это больше походит на мотивацию жить и чувствовать сердцем и принимать решение исключительно в эмоциональной сфере, что характерно и для буддизма. Следствием стало бесконечное внутреннее одиночество буддистов...
Поэтому, Это хорошо для мотивации и синтеза нового, но плохо для анализа и интуиции. Читайте !Блеск и Нищета Логики и Анализв, Будущее за Синтезом"
http://proza.ru/2024/04/16/1337
Успехов в познании Мира и Головного Мозга!

Виктор Уральский   18.04.2024 23:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Беседа» (Дмитрий Душинский)

Прекрасная миниатюра, Дмитрий! Ваш стиль пленяет, в нём чувствуешь, нет, - как бы напрямую видишь жизнь описываемых вещей. Именно не внешние их очертания, доступные глазу, а само бытие. Как говорил Введенский, мерцание. Это уникальный дар. Всё, что я прочёл у Вас - прекрасно. С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   05.04.2024 19:45     Заявить о нарушении
Честно говоря Игорь, я даже растерялся.Будет звучать банально, но спасибо огромное за такое мнение.

Дмитрий Душинский   05.04.2024 21:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Материя это интерпретация ощущений» (Андрей Джурко)

Андрей, мне понравилось Ваше понимание материи, и главное, объяснение этого понимания. Действительно, идеализм сам по себе вполне может предстать перед нами гораздо проще тех языковых конструкций, в которые он от века облекался (от Платона до Гуссерля). Может, потому что мы - последние, и чего уж тут чиниться, если дальше занавес. Нам всё и без слов должно стать понятно. С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   05.04.2024 19:41     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо за комментарий! Верно, идеализм можно и нужно излагать понятным языком, особенно в наше время, когда материализм принимается как данность, а смысл идеализма не всегда понимают даже современные философы. Гегель мог себе позволить выражаться сложным языком, так как жил среди поколения понимавших суть идеализма, но сейчас необходима популяризация основных концепций. Спасибо!

Андрей Джурко   05.04.2024 22:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Валерка, часть 2» (Друг Сами)

Здравствуйте, уважаемый Сами! Спасибо Вам за живые, очень интересные рассказы, которые не оставляют равнодушным и захватывают воображение! С пожеланиями всего самого лучшего и в жизни, и в творчестве, Игорь, босой философ.

Игорь Барнет   05.04.2024 19:38     Заявить о нарушении
Игорь, добрый вечер, спасибо.
… а вот об этом, я хотел тебе давно написать, но как-то неудобно автору что-то подсказывать, но все же решаюсь, только без всяких обид: мне не нравится слово «босой», оно где-то созвучно со словом босяк, да и вообще когда говорят о ком-то «босой», намекают что человек бедняк, по-моему ты совсем не бедный человек, твои познания, образованность, говорят о богатстве твоей души, твоей целеустремленности. Лучше писать — Босоногий.
Ты открываешь для себя мир, не только головой и сердцем, а и ступнями своих ног.
Если тебе не понравились мои слова, прими их за шутку, я только что пришел домой от друзей и со хмельной головой придумал это.
Удач и хорошего настроения, Сами.

Друг Сами   05.04.2024 22:06   Заявить о нарушении
А знаете, я соглашусь с Вами. Босоногий звучит гораздо лучше! Хотя я и не испытываю особой неприязни к слову "босой", а слово босяк для меня практически не актуально, во всяком случае в жизни мне оно не встречалось, его я знаю только из литературы (кстати, босяки как раз никогда босиком-то и не ходили), но всё равно босой, босый, как слово проигрывает босоногому, оно более куцое, блёклое, что ли, на мой взгляд. Просто по звучанию проигрывает. Поэтому и соглашусь. И ещё хочу Вам сказать, что мне очень понравились такие Ваши слова: "Ты открываешь для себя мир, не только головой и сердцем, а и ступнями своих ног". Всё верно, именно так и есть! Открытие мира через ступни и босые подошвы ног - это наверное и есть моя настоящая тема в жизни. Вот поэтому пусть так и будет, пусть я буду босоногий философ :)  Ну а Стабат Матер Райнбергера я уже вчера нашёл и слушал, я хотел Вам написать об этом и поблагодарить. Хорошая вещь, проникновенная музыка, особенно мне понравились средние части. Послушаю ещё. Есть много композиторов 2-3 ряда, которые, к сожалению, совсем забыты. Хотя создавали музыку, не сильно уступающую композиторам 1 ряда. Может, в общественном восприятии на всех просто не хватает места. Ну не может средний человек, даже любящий музыку, знать 50 композиторов. Максимум 20. С течением времени всё естественным образом упрощается. Так полагал мой дядя. Поэтому за бортом общественного восприятия остаются тысячи хороших вещей. Я знаю и люблю много композиторов именно 2-3 ряда из 18 века, а в 19 веке только десяток основных, всем известных. Поэтому Райнбергер для меня новый композитор. Спасибо Вам, что дали эту ссылку! Всего Вам доброго, Игорь, босоногий :)

Игорь Барнет   05.04.2024 23:55   Заявить о нарушении
Доброе утро Игорь, Босоногий философ, пробежался по утренней росе, надышался свежим воздухом, как у вас там с погодой?
...а еще я люблю и часто слушаю Реквием Керубини.
Всего хорошего, всех благ, Сами.

Друг Сами   06.04.2024 09:14   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сами! Реквием Керубини я тоже очень люблю (тот, который Бетховен выбрал для своих похорон, до минор, у меня с ним есть пластинка, ещё советская, которая осталась от дяди. А второй его реквием я почти не знаю, ре минор. Ещё есть прекрасный Реквием Сальери). Погода у нас сегодня не для пробежек по росе, +10, дождь, а вот на прошлых выходных было настоящее лето, +25, солнечно, и я на даче долго ходил босиком, можно сказать открыл свой босоногий сезон :) Хоть земля не успела просохнуть, лужи и грязь были везде на участке! И ещё я хотел вчера написать, как славно, что у Вас есть друзья, от которых можно вернуться с хмельной головой! Всего Вам хорошего, Игорь.

Игорь Барнет   06.04.2024 12:02   Заявить о нарушении
Привет, ты меня озадачил, я и не знал о втором реквиеме Керубини, да и реквием Сальери не слышал, спасибо, отыщу.
Что же касается друзей, это дело наживное, со временем обрастешь друзьями, в дружбе человек ищет что, родственную душу, тут не важен ни возраст, ни красота, (это для другого) ни наличие силы. Друг не для того, чтобы перетаскивать мебель, друг, чтобы поделиться своими проблемами и услышать адекватное суждение, ни поддакивание и не соглашательство, зеркало и попугай это делают лучше.
Все у тебя впереди и все будет в достатке. Жизнь каждого человека, это т.с. - особый случай, полностью оригинальный, у каждого все по-своему.
Часто, смотря на кого-то думаешь, почему у меня не так, а он, может быть тоже смотря на тебя, думает, а у него тоже что-то лучше, чем у меня. Главное, думаю, во всем оставаться человеком, не пресмыкаться ни перед кем, даже во имя чего-то жизненно необходимого.
Человек с возрастом любит давать советы, а знаешь почему, он сам в жизни столько набил себе шишек и понаделал ошибок, что решил хотя бы других от них удержать.
Удач тебе, Босоногий философ.
Сами.

Друг Сами   06.04.2024 15:32   Заявить о нарушении
Спасибо большущее за Ваши добрые слова, Сами! Они о самом главном, о надежде, и они для меня были в самом деле очень важны. С благодарностью за общение и пожеланием счастья, Игорь Босоногий :)

Игорь Барнет   06.04.2024 16:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «О себе, любимом - 2. 15 коротких заметок» (Игорь Барнет)

Для местных аль-одарённых скажу следующее: Исаич является одним из моих любимых творцов (по существу - см. в том числе заметку 4 среди "Листков под босыми ногами":   http://proza.ru/2022/11/24/1564). Что делать, на мой взгляд все, кто говорит о нём плохое, - в той или иной степени - художественно, эмоционально, этически и интеллектуально - ущербны. Ну или просто не понимают, не сознают, о чём говорят. Вот я и прошу их в рецензиях свою ущербность не демонстрировать. Не вызывать лишний раз у читающего испанский стыд. (Комментарии под настоящим пояснением и (или) предупреждением будут отключены.)

Игорь Барнет   05.04.2024 19:31     Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цое» (Игорь Барнет)

От автора

Конечно же, я заранее прекрасно сознавал, что выкладывать данный текст на прозе.ру (да и в других местах тоже) - заведомо обречённое мероприятие (об этом осознании ясно свидетельствует первый абзац). Но разве это может являться аргументом? Текст есть, он высказан, он предъявлен. А заботиться об идиотах, совках, поехавших, приехавших, недотраханных, пришибленных, Даннингах, Крюгерах, вате, подонках, затычках во всех бочках, до старости не повзрослевших, напрасно состарившихся и прочих болотных читателях, - было отнюдь незачем.

Игорь Барнет   27.03.2024 19:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «Месть философов» (Любовь Коваленко)

Внутри самой же философии была явно артикулирована психологическая точка зрения на философию (например, по Ницше, как на одну из миллионов форм "воли к власти"). Будучи перенесённым вовне философии, такой подход теряет адекватность, поскольку подменяет реальную философию ложным представлением о ней. Философия (перефразируя Канта) всегда цель, но никогда не средство. Значит, кстати, она и не может быть вложена в чьи-то головы, если её там уже нет. А если она есть то она конечно же будет предписывать человеку, своему носителю, какие-то правила. Или может скажем проще, предписывать будет его совесть? :) С уважением, Игорь.

Игорь Барнет   14.02.2024 20:49     Заявить о нарушении
Совесть - это такое понятие, которое легко можно заменить на рационализаторство, не так ли? Многие психологи утверждают, что совесть - это понятие, навязываемое социумом, как чувство вины и стыд. Они даже предлагают за пять сеансов избавить человека от этой так называемой "совести", которая многим мешает жить свободно и не ограничивать себя и свои желания. Или философы подразумевали нечто иное? Что философия вкладывает в понятие совести?

Любовь Коваленко   14.02.2024 21:01   Заявить о нарушении
Ну, я так не думаю.

Игорь Барнет   14.02.2024 21:08   Заявить о нарушении