Маррина - написанные рецензии

Рецензия на «Как я понимаю 10 заповедей» (Андрей Иванович Ляпчев)

Чрезвычайно заинтересовал комментарий к шестой заповеди!

Маррина   13.11.2016 15:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Озарение» (Сергей Горшт)

Хорошо. Правдиво. Герой вполне счастлив. И почему остаётся ощущение такой щемящей грусти?..

Маррина   02.09.2016 09:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Рашид» (Шура Шестопалов)

Хорошо написано! Хоть и не приходилось бывать в подобных ситуациях, но как-то всё очень близко и знакомо. Аромат времени удалось воссоздать удивительно точно.

Маррина   07.04.2016 14:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Подруга. Повесть о поэте Светлане Кузнецовой» (Александра Плохова)

Спасибо. Не могла оторваться.

Маррина   25.02.2015 18:11     Заявить о нарушении
Как же я рада Вашему отзыву, Марина!
Благодарю!

Александра Плохова   25.02.2015 20:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «О пьесе Островского Гроза» (Сергей Трухтин)

Уважаемый Сергей! Статьи Ваши о литературе чрезвычайно глубоки и интересны. Насчёт Катерины. Обеими руками готова подписаться под призывом: "Люди, если вы хотите быть свободными - сопротивляйтесь!" Каковы же - конкретно- пути сопротивления?
1. Побег. Катерина и рада бы, да нет у неё дерзкого Кудряша, а есть Тихон и Борис (Тихон №2). Назад к родителям дороги нет, порядки везде одинаковые: пока в девушках - гуляй, "что вышла замуж, что схоронили"...
2.Притворяться и соглашаться во всём с Кабановой, как Тихон: "Пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!" Так Тихон с пелёнок выдрессирован, а у Катерины не было подобной практики. И потом У Тихона передышки бывают: "он как выедет (на две недели!), так запьёт"...
3. Говорить Кабановой в глаза то, что думаешь... Кабанова, конечно, не олицетворение черноты. Она даже не лицемерит, когда говорит: "От ЛЮБВИ родители и строги-то к вам бывают". Она только лишена способности со-чувствовать, ощущать, какое действие производят её слова, и душит своих любимых деток чувством вины: "Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят"... Слово сказала - "Что ты выскочила в глазах-то поюлить!", промолчала - "Кабы любила, так бы выучилась (выть-то, лёжа на крыльце), а то, видно, на словах только"...
Мать - это святое. Разве с этим поспоришь? Вот и получается: щаг влево, шаг вправо - расстрел...

Маррина   17.08.2013 13:18     Заявить о нарушении
Вы правы, что у Катерины всё не так просто. Однако Ваш подход, чисто психологический, хотя может быть оправдан для реальных жизненных ситуаций, но для пьес он не подходит. Ведь что такое литературное произведение? Это некое высказывание автора на некую тему. Какова эта тема? А вот это самое важное. Вокруг ней, темы, пляшет вся мысль писателя, ей он подчиняет весь событийный поток. Поэтому при анализе произведения самое ответственное поймать эту мысль, причём фокус в том, что подчас сам автор не вполне ясно себе представляет то, что же его мучает, и из-за чего же он взялся за перо. Аналитик же главную идею должен представлять абсолютно чётко, иначе грош ему цена. И вот представив себе её, выявив, он формулирует её для себя и смотрит, все ли детали произведения гармонируют с ней, или нет. Если гармония налицо, то идея оказывается истинной, если нет -- то нет. Так вот, у Островского главная мысль выражается в игре на неравенстве двух аспектов понятия "воля". Воля как свобода и воля как самостоятельность действования -- не одно и то же. У Катерины есть желание воли-свободы, но нет воли-самостоятельности. В этом её противоречие. В итоге она не отличима от неживой природы = камня, которая ведь пассивна (в ней самой нет способности к самодвижности). Человек же, если он и в самом деле человек, волит, и тем самым вырывается из лап рутинной предопределённости. Камень из потока причинности вырваться не может:в нём нет такой силы. А у человека она есть, и он может сделать то, что кажется невозможным. Все рассуждения о том, что Катерина попала в ловушку обстоятельств и потому-де она не виновата, неверны, поскольку осуществляются с позиции обыденной рутины. Но Островский свою пьесу как раз и написал для того, чтобы подтолкнуть людей выйти из неё и сделать что-нибудь серьёзное и ответственное в этой жизни, т.е. сделать жизнеутверждающий шаг, а не жизнеотрицающий, в котором человек (Катерина) вдруг перестаёт отличаться от вещи (камня).

Сергей Трухтин   17.08.2013 18:11   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. Спасибо за ответ на мою реплику. Ваш взгляд на идею произведения мне понятен. Меня только напрягает приравнивание Катерины к камню, пусть даже и в символическом значении. Тем более, что она-то, в отличие от того же Тихона, вырывается из лап рутинной предопределённости. Другое дело, что избранный ею способ - ужасная, непоправимая ошибка.

Маррина   18.08.2013 18:55   Заявить о нарушении