Сергей Пономаренко 3 - полученные рецензии

Рецензия на «Св. Василий Великий о человеческой свободе» (Сергей Пономаренко 3)

Сергей, спасибо за удобренную почву для размышлений. Проблема человеческой свободы воли очень важна, когда дело касается нашего спасения. Очень часто можно услышать от людей: "А почему Бог не может сразу всех спасти?" Спасти-то может, но тогда будет потеряна наша свобода, а выбор добра всегда должен быть добровольным, а не автоматическим.
Всего Вам доброго и Божьей помощи!

Задорожная Анастасия Леонидовна   02.07.2019 09:24     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий... И все-таки, смысл моего "опуса" в словах
Св. Иоанна Златоустового: "После Вышней благодати наша воля служит причиною добродетели и порока. Отметим слова "после Вышней благодати".

Божьей помощи.
С ув. Сергей Анатольевич.

Сергей Пономаренко 3   02.07.2019 12:32   Заявить о нарушении
Сергей, да, я поняла и эту мысль. Все зависит от нашего произволения: и доброе, и злое.
Спасибо за цитирование творений святых отцов.
Всего Вам доброго и Божьей помощи!

Задорожная Анастасия Леонидовна   02.07.2019 17:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Относительное совершенство Адама и Евы» (Сергей Пономаренко 3)

Я предлагаю проще смотреть на первородный грех. 1 глава Бытия-творение животной сущности человека; 2 глава:- рождение духовного взаимоотношения между людьми; 3 глава: рождение взаимоотношения с Богом, со-вести. Которая заложена во всех людях, не знаю с какого возраста, как потенциал для преображения. То, что Люди были сотворены смертными, говорится в стихах 3:22 и 2:8,9. Дерево жизни росло в раю, куда уже созданный человек был помещён, но он не успел вкусить плодов дерева жизни. Смерть- это благо для людей, выполняющих очень сложную миссию: объединять материю и дух.

Наталья Кольцова   28.06.2019 22:35     Заявить о нарушении
Согласен по поводу совести. В принципе, кроме чистой совести от человека ничего Бог не требует.

Св. Феофан Затворник о совести:
По действиям совести в ней видят законодателя, свидетеля или судию и воздаятеля. Все эти ее стороны совершенно различны в добром христианине и в грешнике, отпавшем от Бога.

Совесть наша прежде всего свидетельствует о том, что существует обязательный для всех нравственный закон. Это — функция совести законодательная.

Совесть по природе своей неразрывно связана с волей Божией. Она и именуется голосом Божиим в человеке. Совесть указывает, «что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и что не должно делать» [82, с. 52]. Дело совести, как законодателя, — показывать законы, по которым нужно жить и действовать свободному и разумному существу и склонять к тому его волю.
Совесть также связана с Божественным правосудием, с верою в Бога; она произносит суждение о том, насколько тот или иной поступок человека стоит в согласии или в противоречии с нравственным законом. «Как бы мы ни прятались со своими худыми делами, — наставляет преосвященный Феофан, — независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? — Совесть наша» |91, с. 39.].

Как свидетель и судия, совесть сознает, «как обошелся человек с предписанным ею законом, и, подводя под него поступок со всеми обстоятельствами, и внутренними и внешними, определяет, прав ли человек или виноват» [Ю, с. 1173]. Совесть, как неподкупный судья, не щадит никакого греха и при всяком случае напоминает нам о наших прошедших преступлениях. Ее можно на время заглушить, но она всегда успевает высвободиться из-под гнета и возвысить свой голос даже у великих грешников. В ней отражается и то, «какого мнения о нас или какой имеют на нас взгляд небожители» [82, с. 52]. Совесть, указав, что должно и что не должно делать, понуждает нас выполнить свое указание, а потом за исполнение награждает утешением в виде своего успокоения, а за неисполнение наказывает угрызением.
Отсюда: http://religion.wikireading.ru/10553

С ув. Сергей Анатольевич.

Сергей Пономаренко 3   30.06.2019 15:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Относительное совершенство Адама и Евы» (Сергей Пономаренко 3)

Интересные размышления и подборка высказываний. Но вывод не совсем ясен – виновата только ли воля, свободная, но неразумная? А желание, страстность, гордыня? Не понятно: в каком «втором» случае добрая воля отсутствует – в случае с Евой или с современным человеком? На основании чего это сказано?

Сравнение развития греха Адама с развитием греха от зачатия до взросления человека выглядит не совсем корректно, так как у Адама Вы указываете грех как следствие помрачения ума от внешнего фактора – удаления от БОГА, а в семени грех присутствует изначально как данность, ни от чего внешнего не зависящий.

Впрочем, эта тема многогранна, неисчерпаема и очень интересна.)) С уважением

Славен Любомиров   26.06.2019 01:26     Заявить о нарушении
Рад за проявленный Вами интерес к теме.

Виновата, конечно, не только личная разумная воля. (Кстати, почему неразумная? человек, если он не младенец, то разумен). Здесь, я полагаю, что по большей части она виновата. Так, если бы Адам по привязанности к Благому в самом начале отверг греховный помысел (предмет) в разуме, то в сердцах бы наших прародителей не возникли бы страсти. А когда уже страсти были, то и тогда можно было бы отвергнуть предложение змея о своей будущей природной нетленности... Но сделать это уже потом было намного, намного труднее.

Разумная воля отсутствует, конечно, у младенцев. Так, с жизненным опытом приходит и разум.

Я полагаю, что змею, все-таки, удалось вселить злой дух в сердца первых людей...
Да, удаление от Бога оно может быть не только внешнее, но и в разуме, что и подразумевается...

Помощи Вам Божией.
С ув. Сергей Анатальевич.

Сергей Пономаренко 3   26.06.2019 12:36   Заявить о нарушении