Св. Василий Великий о человеческой свободе

Сергей Пономаренко 3
Против пелагиан.

Св. Василий Великий: "Но говорят: "Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?" Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое по добродетели. Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости; а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас по естеству безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природе разумной неразумную, природе, одаренной произволением и самодеятельностию,- неподвижную и не имеющую никаких стремлений."

И такой вот "комментарий": Те, кто высказывает подобное недовольство нашей свободой, не понимают, что наша свобода воли - это образ Божий, без свободы невозможно существование личности, со всеми её проявлениями, такими, как любовь, творчество, стремление к благу, справедливости, совершенству. Без свободы  живая личность исчезла бы, превратилась бы в автомат, в запрограммированного робота.

Все это в духе времени: "За добродетель мы законно восхваляемы, добродетелью мы справедливо гордимся, что не могло бы быть, если бы она была даром от Бога, а не зависела от нас самих". Там же, чуть дальше: "Все люди убеждены в том, что счастье следует просить у Бога, мудрость — приобретать самому" (Цицерон. О природе богов, III, XXXVI, 87-88).

Но... Св. Василий Великий говорит о "связанных служителях". В таком состоянии он уподобляет их неживой природе. Если их держать связанными, несвободными (мертвыми), то Господь не узнает, кто из них исправен. Здесь уместны слова Евангелия: "Сказал Господь: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше." (Лк, 12, 42—48)

Св. Феофан Затворник прибавляет: "В свободе дана человеку некоторая независимость, но не с тем чтобы он своевольничал, а чтобы свободно подчинил себя воле Божией. Добровольное подчинение свободы воле Божией есть единое истинное и единственно блаженное употребление свободы. Воля Божия есть начало, по которому человек должен располагать свои действия. Ею одною решительно надлежит руководствоваться ему в своеличных распоряжениях."
Таким образом, понимание свободы как безбожного человеческого произвола чуждо православному духу. Заметим, что свобода, как выбор между добром и злом, предполагает разум. Св. Отцы всегда волю связывали с разумом.

Св. Игнатий Брянчанинов: "Я раб Бога моего, несмотря на то, что мне даны свободная воля и разум для управления волею."

Св. Иоанн Златоустовый: "...<Воля> есть движение, рождающееся из нас самих, которое мы направляем, куда хотим. Воля сама в себе есть природная способность, данная от Бога; но та же воля есть нечто и наше собственное и зависит от нашего разума"

"И Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним." (1-я Царств 18:14)

или нечто противоположенное Рим. 1:28: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей… обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы."
Эти люди делают это "свободно" в смысле философской части высказывания Св. Василия Великого - они не принадлежат неживой природе. Согласно вышенаписанному эта свобода сама по себе не предполагает проявление богоугодной любви, стремления к добродетели, богоуподоблению.

Св. Иоанн Златоустовый пишет: "После Вышней благодати наша воля служит причиною добродетели и порока. Отметим слова "после Вышней благодати". Почему благодать первична?
 
Св. Феофан Затворник: "Грех разлучает Бога и человека. Человек, отходя от Бога ко греху, не ощущает своей зависимости от Него, живет себе, как будто он не Божий и Бог не его, как своевольный раб, бежавший от своего господина." 
До благодати  воля по существу не является виновницей нашего добра или зла.
    
Св. Иоанн Златоустовый: "Свободность воли у человека подобна весам, и эти весы держат ум как управляющее начало. Когда кто склоняется к благочестивым мыслям, то... и коромысло весов склоняется в сторону добра."

Согласно св. Феофану Затворнику, цель благодатного возбуждения состоит в том, что оно освобождает человека от уз греха и поставляет его "в точке безразличия между добром и злом. Весы воли нашей, в которых она склоняется то на ту, то на другую сторону, должны теперь стать в уровень". Человек, вкусивший Божию благодать, уже поставляется в "среднее между грехом и добродетелью состояние", он стоит теперь, точно на распутии, и ему теперь предлежит свободный выбор.

Вывод. Св. Василий Великий не понимал истинную свободу как человеческий произвол, своеволие. Метафизически он писал, "что в нас, то свободно". Это сродни мнению философов, что любой человек поступает вольно, а не по принуждению, в противном случае мы были бы мертвыми. Животным и растениям (у них есть растительная сила души) тоже принадлежит эта свобода. Но по смыслу отрывка некая свобода дана людям как испытание, в результате которого человек бы "свободно подчинил себя воле Божией" или добровольно выполнил бы перед Богом свои обязанности. В этом состоянии согласно святоотеческой традиции он и преобретает настоящую свободу,  действительную свободу человеческого духа (при, быть может, видимой несвободе, что прекрасно в другом месте написал св. Феофан Затворник).

P.S. Кстати, если из этой фразы св. Василия Великого убрать "потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобою свои обязанности",  как многие (полу)пелагианствующие делают, то получится фраза с тем смыслом, что  тот, кто порицает Творца за то, что мы не бесстрастные, тот уподобляет нас камням. Получится, что наша жизнь проистекает из-за негожей страстности нашей натуры...