Алексей Смехов - полученные рецензии

Рецензия на «Улица одиночества» (Алексей Смехов)

Здравствуйте, Алексей.
Хорошая миниатюра.
Видел вашу книгу «Третья Сила» в издательстве Геликон.
Интересно, мы просто однофамильцы?
С уважением,
Денис Смехов.

Денис Смехов   16.08.2023 10:09     Заявить о нарушении
Рецензия на «Фаюмский портрет» (Алексей Смехов)

Очень серьёзный, трогательный рассказ. Написано профессионально!
Творческого вдохновения Вам на долгие годы!

Галина Ромадина   02.02.2019 14:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Дом с яблоней» (Алексей Смехов)

"Преступление и наказание"

Атмосфера, которая проявлялась и нагнеталась в рассказе постепенно, по мере продвижения по сюжету, ощущается довольно своеобразно и, что ещё важнее, заметно. Она вяло играет блекло-оранжевыми красками и отдаёт удушливым, сухим запахом горелой травы. Именно эта атмосфера привлекла особое внимание и позволила проникнуться историей, увидеть одинокую яблоню и старый дом едва ли не воочию, пройти недолгий путь к неминуемому концу бок о бок с главным героем.
...
Стоит так же отметить, что когда он (главный герой) только увидел дерево вдалеке, направился к нему, как уже тогда становится явной ещё одна особенность повествования. Рассказ изобилует множеством деталей. Они весьма правдоподобно передают колорит небольшого городка и в совокупности с мистическим сюжетом складывают ощущение реальности описываемых событий. Подобные приёмы зачастую можно проследить в работах Говарда Филлипса Лафкрафта или Эдгара Алана По, но в их творчестве послевкусие после прочтения несколько другое. Оно не лучше и не хуже послевкусия после прочтения "Яблони"; оно попросту другое. Это интригует, заставляет прочесть рассказ на одном дыхании. Что я и сделал.
...
Проще говоря, рассказ добротный и целостный. Мне понравился. Творческих успехов вам и добра!

Александр Аланн   02.11.2018 18:55     Заявить о нарушении
Рецензия на «Линия жизни» (Алексей Смехов)

Может это и фантастика, но написано очень реалистично! Я не удивлюсь, если это окажется правдой. Почему нет?
Спасибо!
С уважением,

Светлана Пожаренко   25.10.2017 00:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Что для меня значит быть атеистом?» (Алексей Смехов)

Хорошо,что Вы атеист.
Но, идеология...
Религия есть связь с тем, что дает жизни смысл. Религия есть доверие к пережившим это. И, наконец, практика, раскрывающая глубинные слои души. В каждой религии это обычно свой какой-то набор. Но так или иначе это делание, которое направлено к тому, чтобы усилить тот глубинный слой в человеке, тот духовный слой, благодаря которому сказано, что человек создан по образу и подобию Божьему. Это может быть собственно религиозная практика в узком смысле: молитва, обряды, таинства, присутствие на литургии, если взять христианские термины, но это также и правильное поведение и правильное мышление. И вот тут часто нарушается равновесие. В свое время, в конце XIX века. Лев Толстой протестовал против обрядоверия. И просто отмел всякую обрядовую сторону христианства, противопоставляя ей чистую этику Евангелия. Эта была крайность, которая вызвала другую крайность. Как правило, русское религиозное возрождение делает акцент на восстановлении роли тех действий, которые углубляют в человеке чувство духовного. Потому что без этого чувства чистая мораль остается словами, держится, так сказать, ни на чем, и ее трудно передать убеждением.

Процитирую Федотова: "В борьбе с обезбоженной моралью русская православная мысль пыталась создать религию без морали. Как это было возможно и что из этого вышло? Поставив средоточием религиозной жизни молитву и таинства, русское церковное возрождение воссоздало истинную иерархию, но восстановило ее лишь в центре. (То есть в центре иерархии. Федотов согласен: это какое-то делание, направленное к тому, чтобы углубить, развить, возродить духовное начало в человеке. Потом уже из этого вырастает все остальное.) Отправляясь от этого центра, каково будет строение всей религиозной жизни, а следовательно, и культуры? Вот основной вопрос русского будущего," — пишет он. И чрезвычайно важно, чтобы существовала не только ортодоксия, но и ортопраксия, чтобы человек, который признал истину духовного пути, соответствовал в какой-то мере этой истине в своем повседневном поведении, на бытовом уровне. Федотов подчеркивает, что искусство, философия в активной своей форме, как творчество, доступны только немногим. Для них это, конечно, может быть основной путь. Александр Владимирович Мень следовал этому, когда сказал, что для христианского художника его искусство и есть его молитва. Но это путь тех, кто обладает специфическим талантом. А нравственный подвиг доступен каждому. И Федотов говорит: "Вот почему в Евангелии Христос так много говорит о том, как относиться к ближнему, и ничего не говорит, как писать стихи или заниматься математикой." Вот этот нравственный покров в значительной степени подчеркивается не вселенской церковью, а разными вариантами протестантизма. И в быту баптисты и адвентисты чище, нравственней. Там акцент делается на том, что непосредственное поведение и есть служение Богу.

Макс Вебер считает, что современное общество есть следствие протестантской этики, которая осознала практическую бытовую жизнь как основной путь служения. Во всем этом есть своя односторонность, но тем не менее, если нам говорить о том, чего нам не хватает здесь — то не хватает такого служения в миру, понимания того, что Истина, Добро и Красота, если воспользоваться античным пониманием культуры, — они неразрывны в своей сути. Опять процитирую Федотова, он очень хорошо это выразил, говоря о плодах имморализма, который распространяется в конце XIX века: "Где-то развенчали мораль, а на земле миллионы людей гниют в лагерях смерти. Еще один выстрел на небе, а здесь станут сажать на кол." То есть всякий разрыв между истиной, добром и красотой или в рамках христианской культуры между жизнью обрядов и таинств и непосредственной бытовой этикой приводит к возможности глубокого извращения всей культуры и создает брешь, через которую входят жестокость и насилие.

Религия, по идее — целостность, но как и все в мире, эта целостность дифференцируется. Собственно, цельными в полной мере были только примитивные культуры. Это их безусловное достоинство. И в этом прелесть так называемых дикарей. Вся их культура помещается у них в голове. Нет десяти миллионов томов библиотеки и нет разрыва между человеком и его культурой. И религиозный аспект их культуры тоже принадлежит каждому. В своих обрядах, плясках они все как-то непосредственно переживают, а не только слышат от других, что что-то есть. И они -цельнее в своей, хотя и примитивной, вере. Но зато в эту веру может входить и человеческое жертвоприношение, и людоедство, и всякие другие демонические сдвиги, которые постепенно в развитии высоких религий преодолевались. Но в ходе дифференциации растет не только добро, но и зло. В ходе дифференциации культуры на одном полюсе обожение доходит до личности Христа, а на другом полюсе демонизация доходит до того образа Иуды как отвратительного предателя, какого рисует Евангелие. Я говорю не об историческом Иуде, который, может быть, был просто человеком, который ошибся, думал, что он подтолкнет чудо своим предательством. Судя по тому, что он покончил с собой, он совсем не рассчитывал на то, что случилось. Я говорю о том противопоставлении, которое возникло уже в Евангелии как своего рода словесной иконе. Это противопоставление мудро, потому что оно показывает, что, переходя от дикости к цивилизации, человечество не только что-то приобретает, но и теряет. В дифференциации мы выращиваем не только добро, но и зло. И в ходе этого возникает возможность отрыва отдельных аспектов религии и превращение их в самостоятельную силу.

Алексей Косиновъ   09.11.2010 19:51     Заявить о нарушении
И вот катехизис, оторвавшись от религиозного целого, становится катехизисом революционера. Если я не ошибаюсь, так назывался текст, сочиненный Нечаевым. Так возникает идея большевистской партии как ордена меченосцев. Это идея Сталина. Так возникает красная книжечка председателя Мао Цзедуна. В XVIII веке был такой цитатник из сочинений Конфуция, составленный по указу императора, который наизусть усваивался всем китайским народом. Правда, я не могу сказать, до какой степени это религия, до какой - политика, но обычно Конфуция мы рассматриваем в контексте религии. А у Мао Цзедуна это приобретает новый смысл в контексте тоталитарной пропаганды. Это очень любопытный и важный путь, ведущий к возникновению идеологии - по крайней мере, революционной идеологии. Хотя основной путь к идеологии другой. Основной путь к идеологии скорее уходит корнями в философию, и в своих либеральных вариантах идеология ближе к философии. Собственно идеология возникает поздно. Существует предрассудок, что идеология существовала всегда. Я даже помню такую глупую фразу в одной брошюре, что Гомер, покоряясь реакционной идеологии, что-то там не так изображал...

Говорят о религиозной идеологии... Это сапоги всмятку. Конечно, может быть идеологизированная религия (например, у Хомейни), но религия и идеология — это просто разные вещи. Причем любопытно: эта четкая мысль была мною высказана в 87-м году в "Гласности", потом в 88-м — в рецензии о японских стихах, которую я напечатал в "Новом мире", — что идеология и религия — это совсем не одно и то же. А потом я, следя за прессой, выяснил, что примерно ту же мысль привела в одном реферате Раднянская, на нее сослался потом сочувственно Шрейдер, и наконец, когда на одном круглом столе я столкнулся опять с тем, что один из участников употребляет слово "идеология" как универсалию мировой истории, я возразил и повернулся к Сергею Сергеевичу Аверинцеву и сказал: "Вы что думаете?" И он ответил: "Ну, конечно же, она возникает примерно в XVIII веке." И я тоже так думаю. И все мы, не сговариваясь, заговорили о том, что идеология имела начало совсем недавно. Я думаю, что это связано с тем, что именно в 87-м, 88-м, 89-м годах запахло концом тоталитарной идеологии. А когда что-то приходит к концу — возникает мысль, а когда же это началось? И как-то само собой, не сговариваясь, мы пришли к тому, что в основном это сложилось в XVIII веке.

Каким образом это получилось? Идеология — это популярная философия, доступная широким кругам, которая способна оттеснить и, по представлениям многих идеологов, вообще совершенно заменить религию. Наиболее массовые формы, однако, возникают на стыке двух упрощений, то есть на стыке упрощенной до катехизиса религии и философии, отказавшейся от глубины.

Проследим теперь путь, как философия, начинавшаяся с глубинной мудрости, пришла к чему-то вроде четвертой главы "Краткого курса", которую в свои времена надо было учить наизусть. Сталкиваясь с миром, человек упирается в тайну вечного и целого. Мы его чувствуем, но не можем показать пальцем: это — магнитофон, это — кафедра... А Вечное и Целое? Я говорю слова, но ведь словами все равно это не передашь. Также ничего не передаст само по себе слово Бог. Мы что-то чувствуем, но назвать эту тайну не можем. И мы передаем это какими-то метафорами. Например, метафора о шести днях творения. Пока она остается поэтической метафорой, она прекрасна и что-то передает. Если мы начинаем рассматривать ее как буквальное высказывание, то это Ахиллес, у которого пятка всюду. Например, шесть Дней творения, — но какие же это дни, когда не было ни Солнца, ни Земли, — а день создается вращением Земли вокруг своей оси и так далее. Откуда свет, если не было светил... Словом, как только мы начинаем это анализировать, все разваливается. И вот когда до некоторой степени утрачивается такое отношение к метафоре как к тому, что не надо анализировать, что надо принимать как образ некоего таинственного целого, — метафора начинает разрушаться и возникает другой подход: попытаться передать целое через какую-то ощутимую часть его. То есть вместо метафоры мысль начинает пользоваться тем, что называют метонимией или синекдохой. Ну, скажем, первые натурфилософы говорили: мир из воды, мир из огня. Они, конечно, знали эмпирически, что не все в мире огонь, не все в мире вода. Но учтите, что за их спиной стояло мифологическое мышление, правило которого: всё может переходить во всё. Вы гонитесь за девушкой — она становится тростником. Вы срубили дерево, а оно заплакало: там, оказывается, дриада спряталась. И благодаря остаткам такого мифологического сознания тезис, что мир есть вода или мир есть огонь, не так нелеп, как он кажется нам. Когда же мифологическое мышление уступает место более рациональному с какими-то правилами перехода, где не все переходит во все, и птицы, скажем, летают, а коровы не летают — то приходится вводить термины вроде марксистских: что этот фактор — первичное, а остальное — вторичное, это все — базис, а то — надстройка. Причем, конечно, все это не так прямо, не то, что все — экономика или все — классовая борьба, но в конечном счете, все сводится к этому базису. И возникает такая вот монопараметрическая или, если хотите, однониточная концепция мира. Выдергивается одна ниточка из ткани бытия и утверждается, что все остальное из этого как-то вытекает. Причем ниточки эти на моей памяти несколько раз менялись. Сперва меня учили, что главное — это классы (причем одновременно в соседней стране главной была раса). Сейчас главным становятся этносы. Но в общем все это стоит одно другого. На самом деле жизнь бесконечно сложна, не сводится ни к классовой борьбе, ни к борьбе рас, ни к борьбе этносов. Тем не менее человеческий разум, стремясь внести хоть какой-то порядок в хаос повседневности, не может обойтись без таких схем, И, как правило, идеология основана на таких упрощениях, на однониточных теориях, которые вырастают из развития философии, из развития науки. Зачаток идеологии был уже в деятельности софистов в Афинах. И интересно, что им противопоставлял Сократ. Свою глубину, в которой он чувствовал, как он выражался, даймона. Даниил Андреев сохраняет именно греческое произношение слова "даймон" (собственно говоря, демон), чтобы отличить этого "хорошего демона" от "плохих демонов". Сократ употреблял слово даймон как имя некоторого внутреннего человека, который ведет его к более глубокой истине. Вот особенность идеологий — что в них нет этого даймона. Это разум без умного сердца. Это рациональная схема, не проверяемая глубинным духовным чувством. В общем, такой же рациональный характер схемы без глубины был и в древнем Китае в так называемой Фацзя, школе закона или, если перевести по смыслу, школе наград и наказаний, которая исходила из того, что человек не имеет никакого внутреннего стержня и что с помощью наград и наказаний с человеком можно сделать все, что угодно, так же как ремесленник может из дерева сделать дугу или прямую палку. На основе этой идеологии была создана империя Цинь, которая построила Великую Китайскую стену и потом рухнула, потому что жить при этой империи было невозможно, и следующая династия вернулась к более глубинному взгляду на природу вещей. Все это, однако, в древности были отдельные эпизоды, отдельные увлечения верхов. Народ же жил традиционными религиями. А в Индии даже развитие рационализма, как правило, шло в рамках религиозного сознания. Скажем, в том, что буддизм и джайнизм отказались от следования преданиям и начинали как бы с нуля, начинали с непосредственного опыта. Но это опять-таки был религиозный путь, потому что он искал глубины, а не создавал простые рациональные схемы, остававшиеся на поверхности. Вообще в истории человечества чередуются эпохи, когда культура в основном повернута к возрождению или сохранению чувства тайны целого, и эпохи, когда сдвиг происходит в сторону рационализма.

Алексей Косиновъ   09.11.2010 19:52   Заявить о нарушении
Архаика таинственно целостна. Античность классическая, греко-римская, некоторые соответствующие эпохи Индии и Китая были рационалистичны. Средние века опять повернуты к восстановлению целостности, единства через Дух, через постижение Бога в нашей культуре. Новое время снова повернуто в сторону более рациональных схем. Но опять-таки в первые века развитие рационализма происходило в рамках религии: протестантизм, как отказ от предания и самостоятельное исследование Библии. И вот что получилось: в результате возникло сразу несколько катехизисов. Причем каждое из вероисповеданий было абсолютно убеждено, что только его катехизис правильный. И началась война катехизисов. Произошел следующий скачок в расслоении добра. Эта тема раскола добра очень глубоко пережита одним из персонажей Василия Гроссмана (в романе "Жизнь и судьба") Иконниковым. За ним, конечно, стоит и сам автор. Сперва, рассуждает Иконников, добро обнимало все живое. Добро было добром всего живого, даже животных, птиц. Потом добро ограничилось людьми. Потом добро стало означать добро только христиан. Потом добро стало означать добро только Вселенской церкви, а из этого добра были исключены еретики: монофизиты, несториане, монофелиты, докетисты, ариане, которых преследовали и истребляли. Потом сама вселенская церковь раскололась, и для католиков вне добра стали схизматы, а для православных — латыняне. Потом католичество тоже раскололось, и из него выделился протестантизм. И в XVII веке этот очередной раскол стал поводом к войне, которая длилась тридцать лет подряд и убавила население Германии втрое.

Алексей Косиновъ   09.11.2010 19:52   Заявить о нарушении
С уважением к Вашему выбору,

Алексей Косиновъ   09.11.2010 19:53   Заявить о нарушении
Огромное спасибо за обстоятельную беседу! Я, безусловно, не могу не признать важности тех различий, на которые вы указали. Религия действительно богаче и сложнее идеологии, но во многом это объясняется как раз её целостностью, лучше даже - тотальностью. В её рамках могла существовать и идеология, и философия, и поэтому я всецело согласен с тем, что та же идеология появляется в чистом виде только в процессе секуляризации сознания. Религия утрачивает тотальностть, причём, как вы показали это, в результате собственного пути от целого к части, или, лучше, замещения целого частью. В ответ выступает в том числе идеология, которая проходит обратный путь - от части до целого, и тогда тоталитаризм - высший этап её развития. А может, правы постструктуралисты, и идеология - это случай, когда целым овладевает не-часть, то, что с целым себя никогда и не отождествляло. Но в любом случае выходит так, что идеология способна замещать религию в эн аспекте у эм общности, и вот здесь они часто, увы, пересекаются. В остальном я абсолютно согласен: идеология простоостанавливается на некоем горизонте, и саму себя не пускает дальше, а религия всё-таки действительно ищет глубины. Самое главное, чтобы это происходило не за чужой счёт.

Алексей Смехов   09.11.2010 22:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сказочка про Элли» (Алексей Смехов)

Ну, Алексей вы прям настоящий парадист. Можно сказать только одно -"Браво маэстро".

Дмитрий Бессмертный   17.05.2010 13:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ведьма-девочка» (Алексей Смехов)

Вау... обожаю такие рассказы, мрачные и сказочные одновременно! А у вас еще есть что-то подобное? Не могли бы вы указать их названия, пожааалуйста...

С уважением)

Анфиска   01.03.2010 23:27     Заявить о нарушении
Асыпасип. Можете еще прочитать другие рассказы из этого сборника и сборник "Символические рассказы". И ещё сходите к автору Теодор фон Райх, первый же рассказ.

Алексей Смехов   03.03.2010 12:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Из дневника доктора Нольтке» (Алексей Смехов)

Очень добротная проза. Не удивительно, что ее не читают наиболее типичные обитатели двух родственных литературных серверов, превращенные их усилиями в некое подобие словесных порносайтов. У них повести умещаются на половине компьютерной странички, но даже в таком ограниченном объеме они умудряются выдавать на-гора тонны несусветной чуши, основанной на скудоумии и полном отсутствии образования. С наилучшими пожеланиями, Алексей, и призывом так держать, Александр.

Александр Тхоров   10.01.2010 12:50     Заявить о нарушении
Рад встрече! Чертовски!

Алексей Смехов   11.01.2010 23:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Георг Гейм. Рожа» (Алексей Смехов)

Алексей! Очень рад нашей встрече в новом году. Со всеми мысленными и немыслимыми праздниками, коими всегда изобилует граница декабря и января, превращающими наш могутный человеческий коллектив в большое стадо жвачных животных. Благодарен за рецензии, написанные не в традициях "Стихи.Ру", без оргастических стонов, издаваемых восторженными климактическими старушками, обслуживающими верхушки рейтингов. Что касается Георга Гейма, то он, как всегда, неподражаем в исполнении Алексея Смехова. Вот только мне показалось, что его и твоя "Рожа" - это все-таки стихотворение, а не проза. С почтением и наилучшими пожеланиями покорения новых творческих вершин. Я недавно сподобился открыть на "Прозе.Ру" свою страничку. Приглашаю ознакомится со студенческими, армейскими и журналистскими мемуарами 47-летнего мужчины - скверного школяра, прелюбодея, симулянта и "косаря" от действительной воинской службы. Плюс "Анекдоты, как их рассказываю я". Последние детям читать на давать ни при каких обстоятельствах. Совершеннейшая похабщина-с.

Александр Тхоров   10.01.2010 12:43     Заявить о нарушении
Кстати, о жанре. Сам Гейм считал прозой, так что все вопросы к нему. Заходить буду непременно, но пока времени мало. Конец семестра!

Алексей Смехов   14.01.2010 23:32   Заявить о нарушении
Конец семестра - это всегда ужасно. Как говорили мы в студенчестве: с этими пьянками некогда стакан вина выпить.

Александр Тхоров   15.01.2010 14:57   Заявить о нарушении