Альберт Бурыкин - полученные рецензии

Рецензия на «О природе человека» (Альберт Бурыкин)

Да вы, похоже, трансгуманиста встретили. Одного из представителей гедонистической ветви или парадайз-мейкинга. Не знаю, кто это был, но да, это мощное направление - взять хотя бы Виктора Аргонова. Сам я принадлежу к мейнстримному трансгуманизму, но ряд их идей разделяю.

Алексей Брайт   09.10.2019 10:09     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, этот философ - Дмитрий Евгеньевич Галковский, к которому отношусь с глубоким дружеским уважением и почтением. Потому, чтобы не говорить о нём в третьем лице, я и не назвал имени. Но согласиться с ним не смог, здесь полярное расхождение. Хотя насчёт предельности стремления к счастью - согласен. Различие, пожалуй, действительно в том, принимать ли нынешнюю формулировку ГТГ (об этом ниже).
Впрочем, поскольку он почти всегда разбавляет смыслы юмором, возможно, наши позиции здесь не вполне антагонистичны )

Трансгуманизм в широком смысле, очевидно, категорически и масштабно неизбежен как теория и практика - преображение человеком природы не минует его собственную, если цивилизация сохранится хотя бы век. Но вопрос - какое преображение имеют в виду. Представим, что вышло бы у астрофизиков с планеты вечного лета, возьмись они изучать историю воды во вселенной, не зная о прочих её фазовых состояниях. Актуальная научная парадигма выводит за скобки рассмотрения массу переживаемых явлений - и то, что сейчас называют наукой и её практикой, для этих явлений не имеет даже когнитивного инструментария, не говоря о практическом. Пример (один из очень многих) - описанное в моих стихах:

сегодня в ночь вернулось то,
чему нет имени средь нас.
быть может, что-то в "пикнике",
у сведенборга или бёме.

я с непривычки позабыл,
как отвечать, куда идти
незримой поступью души,
чтоб гостя сердца не обидеть.

в уста вселяется исток
особенного бытия,
и ты растёшь куда-то в высь,
вместившую наш мир, но шире.

предметы, вещи - лишь канва,
телесно чувствуешь слова,
тьма внутривзорная жива
тобой, иным и здешним миром.

как трудно поступь удержать,
дух суетой не унижать,
и, словно женщина, рожать
неведомое миру имя.

букашкой руки-ноги, взор
охватывает дом и двор,
и нет преград ни стен, ни штор,
ты жив пронзительно другими,

огромен - долго так нельзя,
легка обратная стезя,
ты падаешь, как бы скользя,
в земное опадая тело.

когда-то был там через день,
теперь дела, усталость, лень,
скольжу по дням из тени в тень.
но знаю тьме пределы.

Трансгуманизм при таком сутевом недознании станет "поворотом северных рек", действием слона в посудной лавке, и, с большой вероятностью - антигуманизмом. Типа бетризации в "Возвращении со звёзд".

То же - в отношении гедонистического ТГ. Когда его (по сути) выражал Иван Ефремов, это показалось мне слишком приземлённым, физичным, а у блистательного Аргонова сейчас - видится неоправданно сфокусированным, отвлечённым от опытного познания (как в феноменологии нарушение активного и пассивного синтеза). В принципе - да, похоже на правду - что ещё нужно человеку больше, чем счастье? Но гипотеза о том, что счастье можно в текущей парадигме определённо измерить, тает на фоне того, о чём я сказал выше. Добавлю уже вне строгой логики, что опытно полагаю - есть качественное отличие даже самых сильных радостей, измеряемых или вызываемых научно-физическими методами, от тех состояний, которые Аргонов вслед за Маслоу называет "пиковыми". Скажем так, нет чисел, которые измерят их разницу. Увы, транслировать это опытное убеждение нельзя, но полагаю, что все люди имеют этот опыт, однако по-разному осознают.

Аргонов пишет: "Если удовольствие - это какой-то скрытый от науки параметр, реализуемый не в мозге, а в нематериальной душе, то это радикально ограничивает технические возможности создания более счастливого человека". На мой взгляд, он применил здесь слишком нечёткие термины - "наука", "нематериальный" и "технические". "Нематериальность" психики и "материальность" техники - это что-то из научной картины середины 20 века. В свете хотя бы рассуждений Бердяева об одухотворении техники, написанных уже тогда. Да и спустимся от духа к иной "нематериальности" - при всём качественном различении физических явлений и информационных, очевидно подобие их технологической методологии. Притом "материальность" информации можно и принимать, и отвергать - стремительно меняется смысловая область термина.

Да и сам мозг - почему Аргонов полагает, что мы сейчас воспринимаем его всецело и это называет материальным? Вполне может быть, что и пространство-время, и сложнейшие объекты в нём, включая мозг, могут быть изучены именно физически лишь отчасти, но деятельно существуют и в иных "агрегатных состояниях" бытия. И, как тёмная материя лишь гравитационно взаимодействует с барионной, эти другие фазы бытия (включая психическую) могут пока лишь переживаться нами - в том числе как счастье. Мы в этом случае просто более совершенны, чем современная техника. Да, мы явно можем измерить это счастье, но не физико-информационным инструментарием.

В общем, осмелюсь думать, что теоретику ТГ в нашу эпоху стоит смиренно войти в послушники монастыря, суфийский тарикат и тому подобное - избегая физических методов расширения сознания типа ЛСД. Пожалуй, аргоновская музыкальная практика - шаг именно туда, но очень недостаточный.

Альберт Бурыкин   13.10.2019 20:43   Заявить о нарушении
Прошу прощения за задержку. Тем поднято сразу много, так что, с вашего позволения, предпочту обсудить их последовательно. Начиная вот с этой:

> Да и сам мозг - почему Аргонов полагает, что мы сейчас воспринимаем его всецело и это называет материальным?

Он не считает, что мы воспринимаем его всецело: человеческое восприятие - вообще очень ограничено возможностями самого же мозга. Но да, мозг материален и является субстратом мышления. Причины для этого вполне очевидны: материальным мы называем по индукции все то, что тем или иным способом взаимодействует с материей. Способность вступать в физическое взаимодействие - чем не критерий материальности? Можно возразить, что все наше восприятие имеет нематериальную природу, однако каким образом в таком случае оно управляет материальным телом? Ведь последнее опять-таки должно испытывать физическое воздействие для того, чтобы получать сигналы на эффекторы, менять метаболизм и т.п.

Алексей Брайт   22.10.2019 10:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов» (Альберт Бурыкин)

Да, да, дорогой Автор, всё именно ТАК!
И мне ведомо точно такое же ощущение абсолютной и несомненной реальности соприкосновения, созвучия и прямого контакта - пережито со многими, а дорогих, по-настоящему близких, до родственного душеслияния... их действительно много.

Можно ли это постичь рационально, можно ли объяснить другому - если у тебя самого нет схожего опыта? Не знаю, скорее - сомневаюсь. Как сомневаюсь, что можно постичь, допустим, Достоевского, во всей полноте его мирочувствия, - не будучи глубоко верующим, не имея в себе несокрушимого убежденного знания Богоприсутствия. То есть того единственно необходимого, без чего все умственные пути и построения в исследованиях, разборах, анализах и пр. остаются пустыми "вещами в себе", не доходящими до главной сути.

А что касается внезапной смены состояния природы... Ничуть не удивляюсь.
По воспоминаниям современников и свидетелей той дуэли на Машуке, когда стрелявшиеся вышли на позиции барьера, вдруг внезапно, сменив закатное солнце тревожной мглою, из-за Бештау выплыла громадная туча, разразилась гроза и выстрел Мартынова совпал и слился с ударом грома. Вероятно, легенда. Но... так пишут участники дуэли, секунданты и... кто знает?

И вот еще сопадение: как раз сейчас в эти дни, я усердно готовлю доклад, посвященный 200-й годовщине рождения Лермонтова, который должен прочесть через неделю перед прихожанами нашего храма...

Спасибо Вам, дорогой друг, за написанные прекрасные строки.

Ваш Ф.В.

Феликс Ветров   23.11.2014 23:58     Заявить о нарушении
Дорогой мой! А я вот только сейчас прочёл, через 2 года почти, твои слова. Мира тебе и... и как хорошо, что есть надежда - что вечно-вечно будем вместе. Ведь есть такая надежда.

Альберт Бурыкин   28.07.2016 22:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. 12. 1988» (Альберт Бурыкин)

Грустно. И пусто внутри. Она была прекрасным цветком. Сломанным цветком.

Алина Сваровски   19.04.2014 01:52     Заявить о нарушении
Она - есть.
Жизнь вообще грустна тем, что кончается смертью.
Но - "весь я не умру" - говорит поэт,
мы живы, пока действуем.
А действуем мы, пока нас помнят.

Альберт Бурыкин   27.06.2014 23:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «О целомудрии» (Альберт Бурыкин)

Последнее предложение отличное.

Алексей Косиновъ   22.07.2010 00:16     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!

Альберт Бурыкин   09.08.2010 22:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Буревестница» (Альберт Бурыкин)

Прочитал с радостью, как будто пообщался с тобой глаза в глаза. Странно - сегодня, в этот день, 17-го февраля! - получил от тебя подарок! Спасибо, мой дорогой!
Твой всегда - Ф.

Феликс Ветров   17.02.2010 22:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «Одна из сердечных встреч» (Альберт Бурыкин)

Спасибо, ваши воспоминания отлично изложены, именно "сердечная встреча" отрадна и ценна...

Татьяна Филатова Эпифит   17.05.2008 11:48     Заявить о нарушении
Простите, что отвечаю лишь через год - был невнимателен. Я глубоко рад, что эта живая вязь истории теперь явная, а не тайная. Такие встречи питают красотой и смыслом наш духовно расслабленный мир.

Альберт Бурыкин   15.08.2009 22:57   Заявить о нарушении