О целомудрии

Альберт Бурыкин
1

Вся скабрезность изошла из неуважения к человеку. Воистину, все части человека, которые выставляются масс-технологами для провокации вожделений, вызывают гораздо более широкий спектр переживаний, чем собственно вожделение. Хотя бы потому, что части неотрывны от целого. Как резонно заметил Тарковский устами Криса, "человеку нужен человек". Всецелый, - не часть, не тот или иной изгиб... Да и не тело только, и... даже и не душевная только жизнь. А вся жизнь.
Это особенно ясно в отношении родных... Что мы любим, чем они дороги, что мы зовём, когда уходят? Не тело только, не душевное их волнение - но всю жизнь с именем "человек". Всю бездну его глаз, всю безграничность его воли. И всемогущество рук.
Чем стройнее наше восприятие человека, тем явственнее (совершеннее) наша любовь, тем меньше в нас безжалостной скабрезности, разрывания певучего целого на предсмертно трепещущие части.

2

Это - и сквернословие. И скверномыслие, сквернолюбие. Притом то, что подвергается осквернению, что мыслится скверным - вовсе не таково. От человека отрывают часть, как рульку от поросёнка - и выставляют это скверным словом. Но оторвать часть - значит убить.
Тот, кто воспринимает человека как ЦЕЛОЕ, всегда чувствует смерть за скабрезностью. Я выбрал именно это понятие (в его расширительном смысле), потому что оно пока резонирует в людях на отторжение - в отличие от "разврата", которым уже бравируют.

3

Что здесь – целое? Не только о душе должно было бы сказать, и не только о теле. Думаю прежде всего о том, что их объединяет, но что не равнозначно просто их соединению. Я говорю о сложном понятии духа человека и вообще размытом (затасканном) понятии духовного основания личности. Его забывают, не видят, игнорируют - когда лгут нам с экранов пошлостью. В таких экранных фантазиях вижу лишь манекенов разной степени оживления. Людям не дают проявиться ВСЕЦЕЛО, как ЛЮДЯМ. Нужна их часть, она - "в формате". Неформатен тот, у кого не отсекли дух. Но именно этих цельных - любят вне экранных схем. Из них получаются т.н. национальные символы, любимые народом десятилетиями, реальные удачи в пространстве масс-медиа.

4

Перепевки фильмов, типа "Ирония судьбы-2", неудачны прежде всего по невниманию к этой цельности, к мудрости единства жизни. Продолжить сюжет? Взять постаревших, но тех же актёров? Скопировать внешние черты любимых народом символов? Технически легко, дайте денег. Но СЛОЖНЕЙШАЯ работа продолжить ЖИЗНЬ ДУХА... Кто осознаёт её и решится её проделать? Это сродни подвигу, а кто сейчас идёт на фильм, как на смертельно опасный (а всё духовно-коренное таково) подвиг? За занавесью первой "Иронии судьбы" играл сам Бог по нотам Таривердиева. Он дышал в ветре того времени - и вольно-невольно участники фильм-процесса пропустили тот ветер сквозь себя.
На недавних съёмках я беседовал с модным хорошим актёром. Он мудр, он самокритичен, он профессионал.

- Вот, снимусь, дачу отстрою... (Горькая усмешка.)
- Но Вы же... говорите людям, несёте целой стране свой образ!..
- Да, бросьте, ЭТО НИКОМУ НЕ НАДО. Нужны деньги, нужны развлечения.
- Поверх роли Вы несёте СЕБЯ. Это передаётся без проповедей-убеждений, через подражание-пример. Ваша ЛИЧНОСТЬ через фильм имеет власть - и Вы не пользуетесь этим в духовных целях!

5

Эти цели - утеряны. Цели духа зримы только прозрению веры, детской по чувству (неустанной в доверии, авансе человечности), но не детской умом. Не имеющий внутри себя источника веры опустошается в эпоху безверия. Мудрость без веры - обрубочная, смертельно больная, истаевающая и потому тоскливая. Целомудрие - радость цельного бытия, нерасщеплённой и нераздавленной мудрости. Без веры дух - фикция, а человек - недоделка, инвалид-на-аппарате, вечно скучающий о вырезанном неподдельном сердце.